Статья:

ДАША СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ: ПУТЬ В БЕССМЕРТИЕ

Конференция: CCXLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Якса У.С. ДАША СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ: ПУТЬ В БЕССМЕРТИЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14(246). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/14(246).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДАША СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ: ПУТЬ В БЕССМЕРТИЕ

Якса Ульяна Сергеевна
студент Медицинской академии КФУ имени В.И. Вернадского, РФ, г. Симферополь

 

Становление медицинского дела уходит своими корнями в глубокое прошлое. Умение, а самое главное, – желание оказать помощь страдающему человеку, лежит в самой сути профессии «медицинская сестра». Найденные палеонтологами кости людей, живших за несколько десятков веков до нас со сросшимися переломами костей, позволяют сделать однозначный вывод, что этим людями при жизни оказывалась помощь их соплеменниками.  Оказание помощи больным и раненым и сегодня остается важнейшей частью профессионального долга медицинской сестры. В «Едином   квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» в разделе «Должностные обязанности медицинской сестры» в частности, указывается, что медицинская сестра помимо оказания помощи врачу,  также «проводит санитарно–просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни», при этом владея знаниями  в области психологии профессионального общения [4]

Изначально роль помощников лекарей выполняли их ученики, а возникновение понятия «сестра милосердия» приходится на 17 век. Так тогда называли членов общества Дочерей Милосердия, оказывавших посильную помощь больным и раненым, невзирая на их социальное положение.  Дочерями милосердия назвал женщин, посвятивших себя помощи и заботе о больных, католический священник Винсент де–Поль, стоявший у истоков социального служения Церкви. Это общество продолжает существовать и сегодня, оказывая посильную помощь в исцелении больных.

Как указывает Пахомова Л.А. в своей работе «Становление и развитие общин сестер милосердия в России в конце 19–в начале 20 века»: «Сестра милосердия добровольно шла на помощь людям, несла своё христианское служение перед Господом Богом, являлась истинной православной христианкой,

оказывала духовную, физическую, медицинскую поддержку больному человеку, служила искренне и добровольно, тем самым спасалась и спасала немощного, больного человека, несла добросовестное церковное послушание» [3; С.52]

Автор указывает, что первые общины сестер милосердия в России начинают появляться в 19 веке при содействии Великой княгини Марии Федоровны, до этого больными людьми занимались «сердобольные вдовы» [3]

В этот же период появляется профессия медицинская сестра и   сестринское дело получает развитие, как в России, так во всех странах Европы и Америки.

Развитию сестринского дела послужило такое печальное событие, как Крымская война 1853–1856 гг. Это событие станет предтечей многих, не менее значимых, событий века двадцатого. Отголоски его мы можем наблюдать и сегодня, не зря ее называют «нулевой мировой», так как войной оказались затронуты многие территории Империи, не только Крым.

О причинах и следствиях этого события размышляет не одно поколение отечественных историков и философов: от Н.Я. Данилевского до В.И. Шеремета.  Работу Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» высоко оценит русский писатель Ф.М. Достоевский и назовет ее «будущей  настольной книгой всех русских надолго» [1] Великий русский писатель, гений отечественной литературы, Л.Н. Толстой, отличившийся личным мужеством на поле брани, напишет: «Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникли в душу вашу чувства какого–то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах» [4, С.1]

Главным хирургом, героически отстаивающего и свою свободу, и свободу всей России города, был известный российский хирург, основоположник отечественной военно–полевой медицины Н.И. Пирогов. Гениальный врач, ученый, он оставит в дальнейшем и значительный след в развитии отечественного образования, став в последствии попечителем Одесского, а в потом и Киевского учебного округа.  Работы Н.И. Пирогова будут высоко оценены К.Д. Ушинским.

В ходе военных действий Н.И. Пирогов впервые применит гипсовую повязку, сформулировав принципы сберегательной хирургии, признанные во всем мире.

Во всем мире известна англичанка Флоренс Найтингейл, обеспечившая медицинскую помощь раненым на поле боя, в том числе и во время Крымской войны.  День медицинской сестры приурочен именно ко дню ее рождения. Однако, она была далеко не единственной. В это же время в осажденном, но не сдающемся городе, зарождается движение «севастопольских патриоток», возглавляемом восемнадцатилетней Дарьей Михайловой, более известной, как Даша Севастопольская.

Идея организации помощи русским раненым на поле боя, привлечение к этому сестер милосердия принадлежала Н.И. Пирогову. Хирург назвал войну «травматической эпидемией», отмечая схожесть этих двух опасных явлений: «непредсказуемость начала, стихийный характер, неуничтожимость и периодичность» [2; С. 247]. Врачам были нужны помощники–люди, способные перевязывать раненых и ухаживать за ними, облегчая их страдания. Такими помощниками и стали хрупкие девушки–сестры милосердия.

Даша не имела специального медицинского образования, она действовала интуитивно, зачастую пользуясь методами народной медицины. Ей принадлежит первенство в использовании передвижных санитарных пунктов – «карет горя». Природная доброта и чуткость Даши проявлялись и в том, что она, в отличии от Флоренс Найтингейл, помощь на поле брани оказывала и раненым противника.

Подвиг Дарьи Михайловой был отмечен императором Николаем I – она была награждена золотой медалью с надписью «За усердие» на Владимировской ленте. К сожалению, место погребения подвижницы не известно, но память о ней живет и сегодня ее подвиг является примером для всех, кто занимается сестринским делом.

 

Список литературы:
1. Дойков Ю. Самые знаменитые историки России. – М., 2004. – С. 104-112. (URL: https://www.booksite.ru/usadba_new/nicol/2_15.htm)
Захаров И.С. Кто виноват и «эпидемии войн»//Вестник Санкт–Петербургского университета. Медицина. 2010. №2 (URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kto-vinovat-v-epidemiyah-voyn-statya-o-n-i-pirogove/viewer)
2. Пахомова Л.А. Становление и развитие общин сестер милосердия в России в конце XIX – в начале XX века//Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2020. №2 (7) (URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-obschin-sester-miloserdiya-v-rossii-v-kontse-xix-v-nachale-xx-veka/viewer\)
3. Справочник кодов общероссийских классификаторов (URL: https://classinform.ru/eksd/kvalifikatcionnye-harakteristiki-dolzhnostei-rabotnikov/v-sfere-zdravookhraneniia/dolzhnosti-spetcialistov-so-srednim-meditcinskim-i-farmatcevticheskim-obrazovaniem/meditcinskaia-sestra-obj1098.html)
4. Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы (URL: https://ilibrary.ru/text/1161/p.1/index.html)