ОСНОВЫ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ
Конференция: CCXLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCXLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОСНОВЫ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ
В науке и судебной практике дискуссионным остается вопрос прямого действия конституционных норм, а именно возможности их применения при регулировании конкретных общественных отношений, в том числе при отсутствии детализирующих норм права. Стоит отметить, что некоторые правоприменители полагают, что необходимо руководствоваться только конкретными нормами текущего законодательства, а норма о прямом действии Конституции РФ носит исключительно теоретический и сугубо декларативный характер, особенно если речь идет о конституционных принципах, которые даже учеными понимаются по-разному.
Что касается практиков, то они крайне редко прибегают к цитированию конституционных норм в правоприменительных актах, приказах и других документах. Даже судьи считают цитирование конституционных норм и ссылки на них в процессе судопроизводства неким недопустимым моветоном, уделом правовых романтиков и дилетантов. В лучшем случае судья сочтёт ссылки на конституционные нормы в качестве основания для рекомендации заявителям, ссылающимся на конституционные нормы в процессе гражданского или административного судопроизводства, обратиться к конституционному судопроизводству, т.е. в Конституционный Суд РФ.
Получается, единственными правоприменителями, которые могут и обязаны напрямую руководствоваться конституционными нормами в своей деятельности, являются Конституционный Суд РФ и Президент РФ. Другие федеральные органы руководствуются нормами Конституции РФ только в своей правотворческой деятельности, развивая и конкретизируя конституционные нормы в текущем законодательстве [1].
Конституция РФ является основным законом государства, который наделен высшей юридической силой и который закрепляет и регулирует общественные отношения в сфере основ конституционного строя, устройства власти (именно в устройстве власти состоит сущность любой конституции), правового положения личности, институтов гражданского общества, организации государства, а также основ функционирования всех уровней публичной власти (федерального, регионального, муниципального) и т.д. [1].
Основной закон страны представляет собой юридический документ, основой которого выступают законность и правопорядок. Согласно нормам действующей Конституции РФ она является документом «демократической, правовой страны, она включает в себя волю народа, высшей ценностью выступают права и свободы человека» [1].
Большинство конституций зарубежных стран в основном говорят о трех сторонах принципа равноправия: равенство граждан перед законом; равноправие независимо от расы и национальности; равноправие женщин и мужчин.
Равенство перед законом означает, что закон одинаково распространяется на всех, независимо от должностного, социального положения, образования лица, каких-либо заслуг и иных качеств личности, и все должны нести равную ответственность перед судом за нарушение закона.
Равноправие независимо от расы и национальности означает, что права граждан не могут зависеть от цвета их кожи или национальности.
В настоящее время среди факторов, которые не должны влиять на равноправие, конституции зарубежных стран указывают также язык, возраст, убеждения, сексуальную ориентацию, имущественное и служебное положение и иные. Например, в ст. 14 Конституции Испании запрещается дискриминация по мотивам рождения, расы, пола, вероисповедания, взглядам или по каким-либо иным условиям личного или социального характера. Конституция Швейцарии в ст. 8 запрещает дискриминацию, «в частности, по мотивам происхождения, расы, пола, возраста, языка, социального положения, образа жизни, религиозных, философских или политических убеждений или из-за физической, психической или умственной инвалидности» [2].
Равноправие женщин и мужчин (гендерное равноправие) предполагает юридические условия для их одинакового участия во всех сферах общественной жизни, для равного положения в семье. Однако до сих пор представительство женщин в парламенте, их участие в правительстве по сравнению с мужчинами невелико. В ряде государств в последние десятилетия избирались или в настоящее время женщины являются президентами (Эстония, Хорватия, Новая Зеландия, Эфиопия, Непал и др.). Есть женщины-монархи (королева Великобритании Елизавета II, королева Дании Маргрете II), в некоторых странах женщины занимают или до недавнего времени занимали пост премьер-министра (Германия, Финляндия, Норвегия, Дания, Бангладеш и др.) [2]. Тем не менее, существует дискриминация в трудовых отношения и на бытовом уровне.
Таким образом, при ознакомлении с содержанием российской и зарубежных конституций можно обнаружить, что для обозначения важнейших юридических возможностей человека и гражданина конституции используют два термина: права и свободы. Провести между ними строгое юридическое различие не представляется возможным в силу особенностей конституционной регламентации в зарубежных странах.