Статья:

Правовые основы обеспечения свободы перемещения товаров

Конференция: XXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Гличев А.М. Правовые основы обеспечения свободы перемещения товаров // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 25(26). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/25(26).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые основы обеспечения свободы перемещения товаров

Гличев Артур Маркарович
магистрант, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва
Аксенов Игорь Александрович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), РФ, г. Москва

 

Исторически сложилось, что свобода перемещения товаров, как один из принципов международного торгового права заключался в праве доступа к морю странам, не имеющих выхода к нему. Данное право являлось предметом заключения различных международных договоров и соглашений, к которым можно отнести следующие:

  1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года [1], в соответствии с которой устанавливается свобода транзита товаров и транспортных средств через территорию государств – членов Всемирной торговой организации по наиболее удобным маршрутам.

Статьей V упомянутого соглашения предусматривается принцип равноправного доступа к транзиту товаров вне зависимости от страны их происхождения, регистрации транспортных средств или владельцев груза, запрет на необоснованные задержки (ограничения) транзитных перевозок товаров, а также взимания таможенных пошлин и сборов за его осуществление.

  1. Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств (Нью-Йорк 08.07.1965 г.) [2], положениями которой также предусмотрен запрет на осуществление взимания сборов за транзитные перевозки товаров. Исключение составляют сборы, связанные с администрированием упомянутых перевозок.

Вместе с тем данной конвенцией предусматривает право государств в исключительных случаях, связанных с обеспечением их безопасности, ограничивать свободу транзита товаров по своей территории на возможно короткий период времени. Правоприменительная практика указывает на то, что зачастую ограничивается перемещение определенных категорий товаров (оружия, озоноразрушающих средств, опасных отходов и т.д.) или транспортных средств.

  1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года [3], положениями которой устанавливается право государств, не имеющих выхода к морю
    свободно перемещать товары по территориям государств, имеющих такой выход к морю, любыми видами транспорта.

При этом положениями упомянутой конвенции предусматривается возможность сотрудничества между странами по обустройству транспортных коридоров и сопутствующей инфраструктуры для улучшения условий транзита товаров и обеспечения его свободы.

Очевидно, что свобода транзита ограничена суверенитетом государств, по территориям которых перемещаются товары. Конвенцией о транзитной торговле внутриконтинентальных государств и Конвенцией ООН по морскому праву предусматривается, что свобода транзита не должна ограничивать суверенитет государств. Из этого следует право государств, по которым товары перемещаются транзитом, определять ряд условий для предоставления права перевозить товары по своей территории. Упомянутые условия зачастую становятся предметом как двухсторонних соглашений, так и многосторонних (региональных) соглашений.

При заключении упомянутых соглашений учитывается практика осуществления транзитных перевозок между сторонами соглашения, определяются категории товаров, на которые будет распространяться область действия данного соглашения, утверждаются маршруты их перевозки товаров, различные количественные показатели (квоты, допуски, разовые разрешения), а также условия страхования ответственности и обеспечения безопасности транзитных перевозок.

В основном двухсторонние соглашения ориентированы на решение узконаправленных вопросов, возникающих при международной перевозке товаров. К таким вопросам можно отнести указание определенных пунктов пропуска для въезда/выезда в/из страны, количества перевозок товаров, необходимость соблюдения определенных экологических норм, условий освобождения от взимания платы за транзитные перевозки товаров и др.

Необходимо отметить, что закрепление принципа свободы транзита путем подписания упомянутых соглашений наиболее характерен для сопредельных государств (в качестве примера можно привести многочисленные соглашения, заключенные между бывшими республиками СССР).

Наряду с двухсторонними соглашениями в последнее время все большую популярности приобретают многосторонние (региональные соглашения).

В отличие от двухсторонних соглашений, региональные соглашения заключаются в целях гармонизации различных норм, регулирующих транзитные перевозки товаров, усиления региональной экономической связи между сторонами таких соглашений.

В упомянутых соглашениях охватываются как элементы транспортного законодательства и безопасности дорожного движения, так и таможенного законодательства стран-участниц.

Кроме того, в последнее время начали активно развиваться такие подходы к обеспечению свободы транзита, как транспортные (транзитные) коридоры.

Соглашения по международным транспортных коридорам ограничены географией перевозок товаров, при этом они являются наиболее эффективным инструментом для организации взаимодействия между государствами-участницами по обустройству сопутствующей транспортной инфраструктуры и гармонизации процедур, связанных с транзитными перевозками товаров.

Учитывая изложенное можно сделать вывод, что принцип свободы транзита предусматривает свободу трансграничного перемещения товаров по территории двух или более стран вне зависимости от страны происхождения товаров. Кроме того, упомянутыми выше международными соглашениями установлен запрет на необоснованные ограничения (задержки), взимание таможенных пошлин и налогов. Исключением из данного принципа является возможность государств устанавливать на ограниченный срок времени дополнительные условия транзитных перевозок товаров по своей территории по соображениям, связанным с их национальной безопасностью.

 

Список литературы:
1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года - [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/2560614/ (дата обращения: 26.11.2018)
2. Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств
1965 года – [Электронный ресурс] – URL: http://treaties.un.org/doc/Treaties/1967/06/19670609%2002-19%20AM/Ch_X_03p.pdf 
(дата обращения: 26.11.2018)
3. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года – [Электронный ресурс] – URL: http://mid.ru/documents/10180/2289159/конвенция+оон+по+морскому+праву.pdf (дата обращения: 26.11.2018)