Статья:

Проблема миграции беженцев в Европе

Конференция: XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Сухарева А.Е., Кириллов И.О. Проблема миграции беженцев в Европе // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(14). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(14).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема миграции беженцев в Европе

Сухарева Алина Евгеньевна
студент, Красноярский государственный аграрный университет, РФ, г. Красноярск
Кириллов Иван Олегович
студент, Красноярский государственный аграрный университет, РФ, г. Красноярск
Шитова Татьяна Викторовна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Красноярский государственный аграрный университет, РФ, г. Красноярск

 

На сегодняшний день проблему вынужденного перемещения людей можно включить в число самых острых из тех, с которыми в течение всей своей истории сталкивается человеческое сообщество. На последнюю четверть XX столетия пришлось расширение географии и многократное увеличение масштабов вынужденной миграции, что представляет собой результат сохраняющихся и вновь формирующихся очагов социальной напряженности, этнополитических конфликтов, войн.

2015 год ознаменовался для Европы многократным ростом потока беженцев и мигрантов из Африки и с Ближнего Востока. Данный миграционный кризис получил название «Европейского миграционного кризиса» и признан Еврокомиссией крупнейшим со времен Второй мировой войны.

Одной из специфических черт данного кризиса явилось совмещение нескольких миграционных потоков – нелегальной, легальной экономической миграции и беженцев – в один крупный. Из этого и вытекает такой разнообразный национально-этнический состав: пакистанцы, афганцы, нигерийцы, ливийцы, египтяне, сирийцы и т.д.  Представляется важным указать, что основная часть мигрантов первоначально была нацелена на наиболее социально-развитые государства Западной Европы. Это говорит о том, что они обладают достаточно высоким уровнем информированности касательно условий жизни, «щедрости» и качества социально-экономической поддержки, которая оказывается беженцам и мигрантам в том или ином государстве ЕС. Сегодняшние мигранты, в отличие от своих предшественников, не убегают от угроз «сломя голову», а действуют обдуманно, опираясь на информацию не только из средств массовой информации, но и также на формальные и неформальные информационные сети этнических диаспор, которые возникли благодаря распространению средств мобильной связи и Интернета [4, c. 274].

Прежде всего, необходимо определить причины данного кризиса.

Во-первых, за мощным притоком мигрантов и беженцев в Европу, без каких-либо сомнений стоит война в Сирии, которая стала, фигурально выражаясь, «спусковым крючком механизма.

Во-вторых, важной причиной данной кризиса является весьма простой и свободный способ попасть в любую страну ЕС. До некоторых пор морская перевозки из Ливии в Италию была наиболее популярным путем для всех беженцев и мигрантов, которые направлялись в Европу. За первые полгода 2015 г. по Средиземному морю в Европу прибыли порядка 137 тысяч беженцев и мигрантов, что на 83% больше, нежели за аналогичный период 2014 г. [4, c. 274].

В-третьих, причиной кризиса. Как считает Антониу Гутерреш, являющийся верховным комиссаром ООН по делам беженцев, мощный рост числа беженцев-сирийцев был спровоцирован несколькими факторами – одним недавним детонатором и двумя продолжающимися тенденциями. Первый фактор – потеря веры народа Сирии в возможность политического урегулирования конфликта. Следующий фактор – истощение ресурсов тех людей, которые уже покинули свой дом и несколько лет живут в изгнании. Третий – сокращение гуманитарной помощи в регионе. В частности, сокращение на 1/3 деятельности Всемирной продовольственной программы изза недостатка финансирования. Антониу Гутерреш добавил, что поток мигрантов в Италию также был спровоцирован многими причинами, среди которых: хаос в Ливии, африканские конфликты и несбалансированность демографических и экономических трендов для Европы и Африки [4, c. 274-275].

Абсолютно любой кризис становится причиной бесчисленного количества отрицательных последствий.  Среди проблем, которые затрагивают государства Старого Света, выделяют следующие.

В первую очередь кризис с мигрантами оказывает раскалывающее воздействие на Европу. Порядка 43% всех заявлений, в которых содержались просьбы предоставить убежище, поданных за первое полугодие 2015 г. в ЕС, пришлось на Германию. Именно Германия и еще 3 других европейских стран принимают на себя почти всех мигрантов. В большинстве государств, особенно в Восточной части Европы, как жители, так и правительства выступают против приема мигрантов и беженцев [2, c. 11].

Еще одним последствием является то, что происходит обострение обстановки внутри ряда европейских государств. К примеру, 81% граждан Германии, считают, что правительство их страны не справляются с миграционным потоком. 61% не устраивает работа кабинета министров, а рейтинг Ангелы Меркель оказался самым низким с 2011 г. [2, c. 11].

Следующим последствием является «шантаж» со стороны Турции, требующей всё больших средств на сдерживание потока мигрантов. Еврокомиссией было одобрено создание в Турции специального фонда для беженцев размером 3 млрд. евро, из которых она выделит 500 млн. евро, а странам ЕС придется собрать оставшиеся 2.5 млрд. [2, c. 11].

Четвертым последствием и, пожалуй, самым острым, является то, что данный кризис ставит под угрозу Шенгенскую зону. К примеру, Австрия 16 января 2016 года временно покинула ее. Вернер Файман – канцлер пообещал, что любого приезжающего в Австрию будут жестко проверять. Вена также выступила с предложением об исключении Греции из шенгенской зоны, т.к. последняя делает недостаточно для миграционного контроля и защиты границ [3, c. 169].

Если размышлять о перспективах разрешения данного кризиса, то большинству экспертов и политиков они представляются весьма пессимистичными. Как отметил премьер-министр Франции Европе необходимо принимать срочные меры по контролю своих внешних границ.

Кроме всего прочего, как считает Александр Чепурнов – член Российской академии медицинских наук – мигранты и беженцы, добивающиеся получения статуса беженца в ЕС, вернут на континент практически изжитые болезни и принесут новые заболевания. Мощные миграционные потоки в Европу могут стать причиной массового распространения гепатитов, туберкулеза, а также могут привести к риску завоза различных экзотических болезней, которые являются нетипичными для европейцев [3, c. 169].

Однако в УВКБ ООН утверждают, что хоть ситуация и достаточно сложная, но не безвыходная. Для разрешения данной проблемы в долгосрочной перспективе там предложили 3 возможных варианта: местная интеграция, расселение, добровольная репатриация. Что касается добровольной репатриации, то в УВКБ указывают, что она должна опираться на исключительно свободном решении, и только в том случае, когда будет гарантирована государственная защита прав. На сегодняшний день репатриация достигла самого низкого уровня за 30 лет, и всё более весомую роль играет расселение мигрантов вне их государств. УВКБ, говоря о расселении, подразумевают перемещение мигрантов из государств, где они имели убежище, в другое государство, которое не является их родиной [3, c. 169-170].

Под местной интеграцией в ООН подразумевается полная интеграция мигрантов в качестве членов принимающей их общины посредством культурных, социальных, экономических и юридических процессов. Местная интеграция налагает обязательства как на правительства, так и на беженцев. Предоставляя соответствующие права интегрируемым мигрантам, правительства параллельно с этим обязывают их жить согласно нормам и правилам принимающего государства [1, c. 25].

Таким образом, в заключение данной статьи необходимо отметить следующее. Принимая во внимание тот факт, что международная миграция в условиях интенсификации глобализационных процессов и формирования глобального рынка труда будет лишь возрастать, принимающие государства должны способствовать формированию эффективного миграционного режима – как на глобальном, так и на региональном и национальном уровнях. Еврокомиссия в попытке хоть каким-то образом ликвидировать кризис в долгосрочной перспективе, предложила, в первую очередь, осуществить расширение квот на прием беженцев с 40 тыс. до 160 тыс. чел на весь ЕС сроком на 2 года.

Во-вторых, согласовывать списки «безопасных» и «опасных стран»: беженцам из регионов, в которых проходит война, убежище необходимо предоставлять по упрощенной процедуре, в то время как нелегалам из мирных государств придется доказывать, что на родине им грозит опасность. В ином случае их причислят к экономическим мигрантам с четкой с перспективой быть незамедлительно отправленными на родину.

В-третьих, необходимо сформировать на всех «проблемных» границах Евросоюза центры приема мигрантов, которые будут осуществлять их регистрацию, со снятием отпечатков пальцев, для занесения в иммиграционные и полицейские базы данных Шенгена и дальнейшем распределением – отправкой на рассмотрение запроса об убежище или возвратом на ранней стадии домой.

И, наконец, в-четвертых, Евросоюзу необходимо начинать полномасштабную войну с криминальными структурами, которые перевозят мигрантов. Без сомнений, реализовать это будет весьма сложно.

Таким образом, государства Европейского Союза столкнулись с беспрецедентной по своим масштабам и последствиям ситуацией с вынужденными мигрантами и беженцами. Мощный поток вынужденных беженцев обусловил коллапс миграционной политики и стал причиной многочисленных социально-политических проблем в странах Европейского Союза. Система Европы по предоставлению убежища столкнулась как с концептуальным вызовом, который подрывает фундамент ее существования, в том числе несостоятельностью идеи мультикультурализма, так и с техническими сложностями идентификации лиц, ищущих убежища. Данный кризис беженцев обозначил в Европе необходимость в изменениях как в социальной система, так и в политических структурах ЕС. 

 

Список литературы: 
1. Акопян Э.С. Миграционный кризис в Европе // Вестник Международного института экономики и права. – 2018. – № 2 (23). – С. 25-31. 
2. Гасанов Р.М. Миграционный кризис в Европе: причины, последствия, перспективы разрешения // Актуальные проблемы современных международных отношений. – 2018. – № 8. – С. 11-22. 
3. Медушевский Н.А. Миграционный кризис в Европе через призму статистических данных // Власть. – 2017. – № 11. – С. 169-172. 
4. Танделаты Х.А. Миграционный кризис в Европе: проблемы и перспективы урегулирования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2017. – № 4. – С. 274-278.