ПРИМЕНЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ
Конференция: CCLXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCLXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРИМЕНЕНИЕ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ
Огнестрельное оружие является неотъемлемой частью снаряжения и обязанностей сотрудников полиции в большинстве стран мира. В данной статье мы рассмотрим специфику применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции, их обязанности, тренировки и принципы использования оружия в служебных целях.
Огнестрельное оружие для сотрудников полиции является средством самозащиты и обеспечения общественной безопасности. Полицейские должны быть готовы использовать оружие в крайнем случае, когда наличие опасности для их жизни или жизни других людей требует применения силы.
Государство, выполняя закрепленную в Конституции обязанность по защите прав человека и гражданина, наделяет сотрудников правоохранительных органов специальным правом - первом применения огнестрельного оружия. Для того чтобы регламентировать действия сотрудников во время возникновения различных жизненных ситуаций, связанных с риском и опасностью, законодатель предусматривает случаи, при которых разрешается применять огнестрельное оружие с причинением вреда здоровью посягающего или лишением его жизни[1, с. 95].
Сотрудники полиции проходят специальную подготовку по обращению с огнестрельным оружием. Это включает в себя регулярные тренировки по стрельбе, тактическим маневрам и ситуационному тренингу, чтобы обеспечить им необходимые навыки и знания для эффективного использования оружия в различных ситуациях.
Сотрудники полиции обязаны строго соблюдать правила использования огнестрельного оружия. Они должны применять оружие только в случае реальной угрозы жизни или здоровью, следовать принципам пропорциональности и необходимости, а также минимизировать риски для окружающих.
Основным нормативно - правовым актом , регулирующим применение огнестрельное оружие у сотрудник полиции - является ФЗ «О Полиции». В статье 23 закреплены случаи, когда сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц[3].
Для того чтобы применение огнестрельного оружия сотрудником органов внутренних дел было правомерным требуется не только строго соблюдать специальные нормы, но и учитывать степень тяжести наступившего при этом вреда. Специальные нормы содержат условия, основания и порядок применения оружия, то есть это нормы, отражающие порядок самих действий сотрудника по применению оружия. Степень тяжести наступившего вреда – нормы, которыми исключается ответственность за последствия совершенных по закону действий. Однако законодателем не указывается, какие из этих норм имеют приоритетное значение [2].
После каждого случая использования оружия проводится тщательное расследование для оценки законности и целесообразности применения силы. Сотрудники полиции несут ответственность за свои действия и должны действовать в соответствии с законом.
Для допуска к получению огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия.
Так же следует понимать, что существует еще и психологические аспекты применения огнестрельного оружия. Часто сотрудникам полиции приходится принимать решения о применении огнестрельного оружия в условиях неопределенности и стресса. Это требует от них способности быстро оценить ситуацию, принять верное решение и действовать эффективно.
Регулярные тренировки и ситуационные учения помогают сотрудникам полиции развивать навыки и уверенность в применении огнестрельного оружия. Это позволяет им лучше справляться со стрессом и принимать обоснованные решения даже в сложных ситуациях.
Важно обеспечивать сотрудников полиции психологической поддержкой, тренингами по управлению стрессом и консультированием для обработки эмоционального реагирования на экстремальные ситуации, которые они могут встретить во время исполнения служебных обязанностей.
Применение огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел является ответственным действием, которое требует внимания к различным аспектам, включая обучение, психологическую поддержку, тренировки, соблюдение принципов использования и законодательных норм играют важную роль в обеспечении эффективной работы полиции и обеспечении безопасности общества.
Постоянное совершенствование практики применения огнестрельного оружия поможет минимизировать риски и обеспечить безопасность как для сотрудников, так и для граждан.