Статья:

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛО» И «ДЕЛО ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

Конференция: CCLXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Дущак А.В. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛО» И «ДЕЛО ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(271). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(271).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛО» И «ДЕЛО ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

Дущак Андрей Викторович
студент, Азовский государственный педагогический университет, РФ, г. Бердянск

 

Аннотация. Статья рассматривает понятия, особенности, разграничения административного дела и дел об административных правонарушениях. В данной статье изложены проблемы и последствия неправильного выбора судебной процедуры при оспаривании постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Рассматриваются ситуации, когда представители и защитники лиц, привлечённых к ответственности за административные правонарушения, пытаются воспользоваться правом на обжалование постановлений и решений, опираясь на нормы Кодекса административного судопроизводства РФ, и применять эти нормы непосредственно к процессуальному порядку.

 

Ключевые слова: административное дело, дело об административных правонарушениях, ответственность, судопроизводство, процессуальный порядок.

 

Административное дело представляет собой судебный спор, возникающий между физическим лицом и государством в лице уполномоченных органов, когда гражданин оспаривает действие или решение государственной власти, нарушающее его права.

Рассмотрение таких споров осуществляется в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

Следует подчеркнуть, что ранее порядок обжалования действий должностных лиц был регламентирован Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ). Однако в связи с вступлением в силу КАС РФ в 2015 году, нормы ГПК РФ, касающиеся порядка производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, а также иные правовые предписания, затрагивающие эти правовые отношения, утратили свою юридическую силу.

Несмотря на это, в настоящее время административное судопроизводство по своей сути мало чем отличается от гражданского.

В соответствии с нормами административного судопроизводства, стороны в деле представлены административным истцом и административным ответчиком. [2; с.134]

Согласно статье 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, право представительства в суде по административным делам предоставлено адвокатам и лицам, обладающим высшим юридическим образованием.  В случаях, когда категория дела не предусматривает обязательного представительства, сторона вправе самостоятельно защищать свои интересы без наличия высшего юридического образования.

Дело об административном правонарушении рассматривается компетентным государственным органом в отношении физического или юридического лица, обвиняемого в совершении деяния, квалифицируемого как административное правонарушение в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административные правонарушения представляют собой проступки, которые нарушают установленный порядок, затрагивают интересы государства и общества, а также посягают на собственность, права и законные интересы граждан, что регламентировано нормами административного, финансового и земельного законодательства.

Для наглядности можно привести примеры административных правонарушений для физических лиц, такие как мелкое хулиганство, проезд без билета в общественном транспорте, отказ от медицинского освидетельствования, участие в несанкционированном митинге и подобные действия. Для юридических лиц это может быть незаконное привлечение иностранного гражданина к труду, нарушение правил пожарной безопасности и охраны труда, а также другие аналогичные деяния.

Важно отметить, что административное правонарушение, хотя и близко по своему содержанию к уголовно наказуемому деянию, не влечёт за собой судимости. Это связано с тем, что его воздействие на общественные интересы значительно слабее, чем у преступления.

Несмотря на это, санкции за административные правонарушения могут быть довольно строгими. Например, юридические лица могут быть оштрафованы на сотни тысяч рублей, подвергнуты приостановке деятельности, дисквалификации или лишению лицензии. Физическим лицам может грозить административный арест, лишение водительских прав и другие меры.

Согласно статье 25.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, имеет право на юридическую помощь со стороны защитника. Потерпевшему же может быть предоставлен представитель. В качестве защитника или представителя допускается адвокат или любое другое лицо. [3; с.50]

Защитник и представитель, допущенные к участию в деле, обладают правом ознакомиться со всеми материалами дела, представить доказательства, заявить ходатайства и отводы, принять участие в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу и воспользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" определяет, что суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские и административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, за исключением дел, отнесенных к компетенции других судов.

Важно отметить, что в данном контексте термин "административные дела" подразумевает иной смысл, отличного от административно-правового.

Во-первых, использование термина "административные дела" в ФКЗ наталкивает на мысль о его тесной взаимосвязи с понятием "административное судопроизводство". Во-вторых, "административные дела" неразрывно связаны с защитой прав, свобод и законных интересов физических или юридических лиц.

В силу этого, дело об административном правонарушении, теоретически, может быть классифицировано как "административное дело". Однако, с учетом предмета спора, состава участников процесса и особенностей процессуальных норм, дела об административных правонарушениях не соответствуют определению "административных дел" в смысле рассматриваемой статьи ФКЗ.

Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ) наиболее точным образом определяет круг дел, подлежащих рассмотрению арбитражными судами (статьи 27-33 АПК РФ).

Анализ норм АПК РФ, касающихся подведомственности дел арбитражным судам, позволяет сделать вывод о наличии ряда принципиальных положений, имеющих отношение к административному судопроизводству. [4; с.98]

Во-первых, законодатель в статье 29 АПК РФ устанавливает, что арбитражные суды рассматривают экономические споры и иные дела, вытекающие из административных и иных публичных правоотношений.

Во-вторых, в тексте АПК РФ используется понятие "административное судопроизводство" или "порядок административного судопроизводства".

В-третьих, административное судопроизводство выступает как форма разрешения споров и иных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности организациями и гражданами.

Таким образом, административное правонарушение, как основание для наложения административной ответственности, определяется как умышленное противоправное действие, которое нарушает установленные законом и обеспеченные административно-правовыми санкциями правила поведения граждан и должностных лиц в сфере государственного управления. Важно отметить, что административная ответственность за нарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях, наступает только при условии, что эти нарушения по своей сути не квалифицируются как уголовно наказуемые деяния в соответствии с действующим законодательством.

В последнее время в Российской Федерации было принято значительное количество законодательных актов и иных нормативных документов, регулирующих организацию и деятельность органов исполнительной власти. Вместе с тем, порядок их функционирования, а также вопросы процедуры по-прежнему не получили должного правового оформления. Общие процессуальные нормы в основном содержатся в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, где административная процедура урегулирована лишь частично.  Рассмотрение органами исполнительной власти заявлений граждан по индивидуальным делам, не имеющим характера административных правонарушений, а также нормотворческий процесс нуждаются в более тщательном нормативном регулировании.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г (в ред. от 16.03.2006 г.) № 41-ФЗ. М.: ЮРИСТ, 2006 г. – 304 с.
3. АПК РФ от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 02.11.2004).
4. Додин Е. В. Доказательства в административном процессе. - М., Юрид. лит, - 192 с.
5. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник – М.: Юрист, 2005 – 554с.