ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ К РЕИНЖИНИРИНГУ
Конференция: CCLXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCLXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ К РЕИНЖИНИРИНГУ
ASSESSING THE READINESS OF AN INFORMATION SYSTEM FOR REENGINEERING
Altanbagana Zhargal
Master student, Irkutsk State Transport University, Russia, Irkutsk
Mizhiddorzh Zorigtbaatar
Master student, Irkutsk State Transport University, Russia, Irkutsk
Vladimir Mikhaelis
Scientific director, Candidate of Science, Associate Professor, Irkutsk State Transport University, Russia, Irkutsk
Аннотация. Статья посвящена аспектам построения и развития автоматизированных информационных систем на основе гибкого реинжиниринга. Приведен метод оценки готовности системы к реинжинирингу на основе учета операций, которые не подлежат автоматизации. Оценивалась готовность предприятия к изменениям с точки зрения зрелости управления и использования информационных технологий в управлении.
Abstract. The article is devoted to aspects of construction and development of automated information systems based on flexible reengineering. A method for assessing the readiness of a system for reengineering is given based on the accounting of operations that are not subject to automation. The enterprise's readiness for changes was assessed from the point of view of management maturity and the use of information technologies in management.
Ключевые слова: реинжиниринг; модернизация сетей.
Keywords: reengineering; network modernization.
Понятие реинжиниринга
Реинжиниринг представляет собой подход, который рассматривает компанию как объект, подлежащий проектированию и переработке с применением инженерных принципов. Этот метод возник как ответ на снижение эффективности традиционных бизнес-моделей и методов управления в условиях, когда потребитель диктует свои требования, не удовлетворяясь предлагаемой продукцией. Другими словами, реинжиниринг акцентирует внимание на бизнес-процессах, а не на структуре или функциях компании. Бизнес-процесс состоит из операций, направленных на удовлетворение потребностей клиентов, имея на входе необходимые ресурсы и на выходе – определённый результат. При этом выход одного процесса может выступать входом для следующего. Бизнес-процессы можно классифицировать на три группы: управленческие, которые обеспечивают руководство всей системой; операционные, выполняющие основные функции; и поддерживающие, которые помогают в управлении и операционной деятельности. Такой процессный подход отличается от традиционного функционального, рассматривающего компанию как набор структурных единиц. Реинжиниринг сосредоточен на радикальном изменении бизнес-процессов для достижения большей эффективности и конкурентоспособности. Основные цели включают адаптацию к изменениям внешней среды, снижение затрат и улучшение ключевых показателей, таких как качество продукции и гибкость организационной структуры [1, с. 180]
Построение и развитие информационных систем на основе гибкого реинжиниринга
Рассмотрим методику развития информационных систем (ИС) через активный (революционный) реверс-инжиниринг. Важно отметить, что процесс эволюции ИС имеет системный характер и должен быть анализируем как на начальной стадии, так и после завершения. Здесь речь идет о том, что готовность к реинжинирингу не является автоматически оправданной процедурой; необходимо знать, насколько система готова к полному «переосмыслению». Недостаточная подготовленность ИС к реинжинирингу может проявляться, к примеру, в неэффективных организационных процессах или недостаточных коммуникациях внутри компании, что приводит к ненужным расходам на найм новых сотрудников, обучение персонала, приобретение оборудования, изменение пространства и других издержках. При этом сам реинжиниринг не всегда обеспечивает значительное улучшение качества работы организации. В то же время, сдвиг сроков начала реинжиниринга или предварительные мероприятия, не связанные напрямую с резким увеличением эффективности ИС, могут привести к экономическим преимуществам и улучшению процессов развития ИС. Также стоит подчеркнуть, что реинжиниринг представляет собой сложную и адаптивную процедуру, эффективное управление которой способствует общему повышению результативности развития ИС в организации. В качестве примера реинжиниринга можно привести развертывание беспроводной сети предприятия вместо проводной локальной сети. Очевидны положительные стороны: увеличение клиентов сети, установка оборудования и т. д. Возможные «минусы»: вопросы безопасности, скорость обмена данными, которые можно нивелировать административными мерами [2, c. 6].
Метод оценки готовности системы к реинжинирингу
Для определения соответствия уровня развития ИС к интенсивной модернизации, необходимой для осуществления реинжиниринговых процессов, требуется провести качественную оценку готовности системы к развитию. Это можно реализовать с помощью метода оценки готовности системы к автоматизации [3, c. 70]. Представлен табличный метод оценки готовности системы к автоматизации. Основной задачей данного метода является анализ готовности развития ИС к интенсивной модернизации, связанной с необходимостью реализации реинжиниринговых процедур. Это возможно сделать на основе метода оценки готовности системы к автоматизации предприятия к изменениям с акцентом на зрелость управления и внедрение информационных технологий (IT) в процессы управления. Для выполнения этой оценки используется матрица, которая позволяет совместить анализ зрелости управления и уровень IT-проникновения. Развитие метода показано в таблице 1 и связано с учетом операций, выполняемых вручную, не подлежащих автоматизации, что характерно для многих систем.
Таблица 1.
Оценки зрелости управления, IT и доли неавтоматизированных операций
Уровни |
Уровень зрелости системы |
Уровень проникновения IT |
Доля операций, выполняемых вручную |
Начальный |
1 Начальный |
1 |
Максимальная 5 |
Управляемый |
2 Фрагментарный |
2 |
Высокая 4 |
Определенный |
3 Транзакционный |
3 |
Средняя 3 |
Количественно |
4 Аналитический |
4 |
Малая 2 |
Оптимизацион ный |
5 Оптимизационный |
5 |
Минимально возможная 1 |
Совместный анализ уровня зрелости системы управления, уровня проникновения IT в управление позволит качественно оценить степень готовности ИС к революционным методам совершенствования только на основе знаний о минимально необходимом числе операций, производимых вручную. Предложено использовать пять градаций необходимой доли операций, производимых вручную: максимальная, высокая, средняя, малая, минимально возможная.
Очевидно, что наибольшие различия наблюдаются, когда разница между уровнем зрелости системы управления, уровнем проникновения IT в управление и долями ручных операций максимальна и равна четырем условным единицам. Следовательно, оптимальной ситуацией проведения реинжиниринга может считаться транзакционный уровень проникновения IT в управление. Это обеспечит адекватно управляемый процесс автоматизации и развития отраслевых процессов при принятии решения совершенствования ИС. В противных случаях реинжиниринг будет или очаговым (система не готова) или не даст нужного эффекта и значительные финансовые и физические усилия не дадут результата.