Статья:

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ РЕГИОНА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Конференция: CCLXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Пряничников Е.В. УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ РЕГИОНА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 40(272). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/40(272).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ РЕГИОНА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Пряничников Евгений Владимирович
кафедра экономики и управления, ОЧУВО Международный инновационный университет, РФ, г. Красноярск

 

Тема человеческого капитала как фактора, влияющего на инновационное развитие экономики, более всего актуальна для России. Это подтверждается как российскими, так и зарубежными учеными, а также Индексом человеческого капитала, который ежегодно публикует Всемирный банк.

По последним данным на 2024 год, Россия входит в список топ-стран по показателю человеческого капитала, вместе с Канадой, Норвегией, Финляндией, Швецией, США и другими [2]. Но, несмотря на это, экономические показатели и уровень жизни в стране остаются низкими по сравнению с указанными странами. Одной из причин является низкая эффективность использования человеческого капитала, о чем свидетельствуют работы отечественных ученых. Также наблюдаются значительные неравенства в социально-экономическом развитии регионов и распределении ресурсов, включая человеческий капитал.

На сегодняшний день среди исследователей нет единого мнения по поводу определения человеческого капитала, что объясняется сложностью и многогранностью этого явления. Каждое исследование освещает определенные аспекты капитала, но невозможно охватить их вместе. Вот почему сейчас необходимо иметь более близкое понимание человеческого капитала.

Критический анализ категории человеческого капитала показал, что существует несколько обособленных и противоречивых подходов, каждый из которых наполняет человеческий капитал своими отличительными компонентами и свойствами. Ученые А. Смит, Д. Рикардо, С. Кузнец и др. ученых рассматривает человеческий капитал как совокупность накопленных человеком знаний и умений, ведущих к богатству нации. Согласно Смиту, образование играет ключевую роль в накоплении капитала. Он особо выделял значимость развития практических профессиональных навыков через специализированное обучение, что увеличивало эффективность использования человеческих ресурсов и рост общественного богатства [1].

Б. Кили трактует, человеческий капитал представляет собой сложное сочетание врожденных талантов и способностей человека с навыками и знаниями, которые он приобретает в результате образования и обучения [1].

Направления исследований человеческого капитала весьма разнообразны. Обычно человеческий капитал оценивается через инвестиции в его формирование: затраты на образование, здоровье, смену места жительства на более перспективное с точки зрения карьеры место. Однако в большинстве случаев исследователи останавливаются на образовательном факторе, поскольку он легче всего поддается оценке и дает хорошо наблюдаемые денежные потоки. Возможно, это не совсем правильно, поскольку сосредоточение внимания только на образовании игнорирует другие важные компоненты человеческого капитала (например, здоровье, культуру, мотивацию, профессиональную мобильность и т. д.). Тем не менее, эмпирическое изучение человеческого капитала в широком смысле объективно очень сложно. Поэтому в исследовании сосредоточено внимание на такой фундаментальной составляющей человеческого капитала, как образовательный капитал и его роль в инновационном развитии экономики. Исследования показывают, что знания и умения, приобретаемые в процессе обучения в системе высшего образования, во многом определяют инновационную активность экономики страны. Поэтому остановимся на анализе процесса формирования образовательного капитала на этапе высшего образования и его использовании при решении задач перехода к инновационному типу развития экономики России.

Сформируем четыре вида человеческого капитала. Три из них отнесем к активному образовательному капиталу, а четвертый - к пассивному.

Первый тип: исполнители технологического процесса (специалисты среднего звена), которые обеспечивают процесс производства инноваций, добросовестно работают, имеют навыки и компетенции для реализации технологического процесса.

Второй тип: новаторы (предприниматели и инженеры). Третий тип: инноваторы (ученые и исследователи). Тип четвертый: пассивный человеческий капитал (население), создающий спрос на инновации. В этой классификации первые три вида активного человеческого капитала также входят в состав пассивного человеческого капитала. К пассивному человеческому капиталу относятся не только люди, не вовлеченные в инновационный процесс, но и специалисты, непосредственно создающие инновации.

Таким образом, поскольку активный человеческий капитал также вовлечен в процесс спроса на инновации как таковой, он становится как бы замкнутой системой саморегулирования, где непосредственные создатели инноваций частично формируют спрос на инновации. Государство может повысить эффективность инвестиций в развитие образовательного капитала за счет реализации образовательной политики.

 

Список литературы: 
1. Булов А.А. Анализ инструментов управления человеческим капиталом // Индустриальная экономика. – 2021. – № 4. – С. 159–164.
2. Мухаметова А.Д. Управление региональным развитием на основе использования человеческого капитала в условиях цифровизации // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2024. – № 2(36). – С. 70–77.