К ВОПРОСУ О КВАЛИФИКАЦИОННОЙ АТТЕСТАЦИИ И ПРИСВОЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КЛАССОВ МИРОВЫМ СУДЬЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конференция: CCLXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCLXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
К ВОПРОСУ О КВАЛИФИКАЦИОННОЙ АТТЕСТАЦИИ И ПРИСВОЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КЛАССОВ МИРОВЫМ СУДЬЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье исследованы вопросы, касающиеся квалификационной аттестации и присвоению квалификационных классов мировым судьям в Российской Федерации. Несмотря на то, что правовое положение мировых и федеральных судей в РФ на текущем этапе во многом является схожим, а единство статуса судей вне зависимости от занимаемой ими должности в рамках иерархии судебной системы РФ является одним из основополагающих принципов, определяющих правовое положение судьи в целом, в действующем законодательстве прослеживается наличие некоторых различий в правовом положении мировых и федеральных судей, в частности, в вопросе присвоения им квалификационных классов. По результатам проведённого исследования порядка присвоения квалификационных классов мировым и федеральным судьям обосновано предложение по совершенствованию положений действующего российского законодательства в данной сфере.
Ключевые слова: мировой судья, квалификационный класс, федеральный судья, статус судьи, судебная система, квалификационные требования.
В соответствии с ч.1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"[6], судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.
Согласно ч.3 ст. 1 указанного выше Закона РФ[6], судьями в соответствии с настоящим Законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Согласно ч.3 ст. 6 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»[6], судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
На первый взгляд, исходя из изложенного выше (в частости, порядка назначения судей и исполняемых ими полномочий), можно сделать вывод о том, что статус судьи аналогичен статусу федерального государственного гражданского служащего, правовое положение которого регламентируется Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поскольку в ч.1 ст. 3 указанного федерального закона закреплено, что «государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации». [4]
Тем не менее, приведенный вывод будет являться ошибочным. Судьи в Российской Федерации являются носителями специального правового статуса и не являются государственными служащими, в силу специфики осуществляемой ими деятельности – отправление правосудия. Статус судьи гарантирует полную независимость и неподотчетность судьи кому-либо, кроме Конституции и закона. [6].
Воля законодателя направлена на закрепление принципа равенства и единства положения судей. Квалификационные требования к кандидатам на должность мирового судьи и самим мировым судьям аналогичны требованиям, которые предъявляются к претендующим на должность федерального судьи, что отражено в ст. 5 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»[5]:
К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей.
Будучи носителями особого правового статуса и в силу высокой важности исполняемых ими полномочий, судьи подлежат квалификационной аттестации, порядок которой установлен действующим законодательством.
Согласно ч.1 ст. 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", квалификационной аттестацией судьи признается оценка уровня его профессиональных знаний и умения применять их при осуществлении правосудия, результатов судебной деятельности, деловых и нравственных качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым настоящим Законом и кодексом судейской этики.
Согласно ч.2 указанной статьи, по результатам квалификационной аттестации судьям присваиваются высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой и девятый квалификационные классы.
Присвоение различных квалификационных классов судьям позволяет сформировать внутреннюю иерархию судейского сообщества, которая выстраивается от начального квалификационного класса (девятого) к самому высокому (высшему). Исходя из присвоенного квалификационного класса, можно сделать вывод о степени квалификационной подготовки судьи, его опыте и профессиональной компетентности.
Несмотря на то, что в действующем законодательстве декларируется единство статуса судьи вне зависимости от его положения в иерархии судебной системы [5, ст. 2], действующий порядок присвоения квалификационных классов ограничивает возможности развития мировых судей во внутренней иерархии судейского сообщества. Это отражено в ч.3 ст. 20.2 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которой, мировым судьям присваиваются только седьмой, восьмой и девятый квалификационные классы.
Не смотря на то, что указанной статьей установлены предельные сроки нахождения судьи в том или ином квалификационном классе, срок пребывания судьи в первом, пятом и седьмом квалификационных классах не устанавливается, если он является предельным по замещаемой должности [6].
Как следствие, мировой судья не может получить квалификационный класс выше седьмого без перевода в категорию федеральных судей.
Указанное ограничение негативно сказывается на положении мировых судей в иерархии судебной системы РФ и противоречит принципу единства статуса судей в РФ, поскольку не учитывает тот фактор, что уровень профессиональной подготовки и квалификации судьи может быть выше занимаемой им на текущий момент должности в судебной системе РФ и не связан с тем, в каком суде он осуществляет свои полномочия – суде субъекта РФ (мировом) или федеральном.
Мировые судьи зачастую имеют высокий уровень квалификации и профессиональной подготовки, который превышает ограничение, установленное им действующим законодательством в части присвоения квалификационных классов.
Исходя из вышеизложенного, предлагается внести изменения в ст. 20.2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в части уравнивания возможностей присвоения квалификационных классов судьям субъектов РФ (мировым) и федеральным судьям, исключив п.4 в ч.3 указанной статьи и изложив п.3 в следующей редакции:
3). Квалификационные классы присваиваются:
пятый, шестой, седьмой, восьмой и девятый - председателям, заместителям председателей, судьям районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов, мировым судьям.
Таким образом, вновь назначенные мировые и федеральные судьи будут начинать свою карьеру в одинаковых условиях (с девятого квалификационного класса) и иметь равные возможности для профессионального роста, ограниченного пятым квалификационным классом. Это позволит сделать принцип единства и равенства статуса судей более завершенным с законодательной точки зрения и уравнять положение мировых судей во внутренней иерархии судейского сообщества с их коллегами из категории федеральных судей в порядке оценки их профессиональной подготовки.
Подводя итоги исследования, можно сделать вывод о том, что проведение деятельности по приведению в соответствие положений мировых и федеральных судей в рамках иерархии судебной системы РФ является неотъемлемой частью дальнейшего развития судебной системы РФ, и реформирование порядка присвоения квалификационных классов мировым судьям позволит сделать первые шаги в данном направлении, задав дальнейший импульс воле законодателя в закреплении единства статуса судей в Российской Федерации.