Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Конференция: CCLXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шавельева Д.М. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 45(277). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/45(277).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Подводятся итоги голосования
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Шавельева Диана Михайловна
магистрант, Елабужского института Казанский Федеральный Университет, РФ, г. Елабуга
Бочкарева Татьяна Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Елабужский институт КФУ, РФ, г. Елабуга

 

Современные образовательные системы сталкиваются с множеством вызовов, вызванных процессами цифровизации и глобализации, что значительно увеличивает потребность в внедрении дистанционных технологий в учебный процесс. Эти изменения особенно стали заметны в период пандемии COVID-19, когда учебные заведения вынуждены были оперативно переходить на удаленную форму обучения. Дистанционное образование, которое изначально рассматривалось как временное решение, сегодня стало неотъемлемой частью образовательного процесса, открывая новые возможности для трансформации системы образования. Однако для успешного внедрения и эффективного использования дистанционных технологий необходимо учитывать психолого-педагогические аспекты, которые помогут сделать процесс обучения максимально результативным и адаптированным к потребностям учащихся [5].

Одним из важных преимуществ дистанционного обучения является возможность индивидуализации образовательного процесса. Использование онлайн-платформ и цифровых инструментов позволяет педагогу разрабатывать персонализированные учебные траектории, которые учитывают особенности каждого ученика. Тем не менее, отсутствие непосредственного общения между преподавателем и учеником усложняет процесс выявления индивидуальных трудностей и потребностей учащихся. Отсутствие живого контакта ограничивает возможность оперативного вмешательства в случае возникновения личных и учебных проблем. Одной из ключевых проблем дистанционного обучения является уровень цифровой грамотности участников. Как ученики, так и учителя должны обладать определенными навыками работы с технологическими средствами и онлайн-ресурсами. Это требует дополнительных усилий как от обучающихся, так и от педагогов. Важнейшую роль в этом контексте играет мотивация учащихся. Дистанционное обучение требует высокого уровня самоорганизации и дисциплины, что делает мотивацию важным элементом успешного образовательного процесса. Для повышения интереса к учебе и поддержания вовлеченности учеников могут использоваться такие технологии, как геймификация и визуализация учебного материала, а также различные интерактивные формы работы [1].

Психологическое состояние учащихся также требует внимания. Отсутствие регулярных встреч с одноклассниками и учителями может вызвать чувство изоляции, стресс и снижение социальной активности. Для поддержания психологического благополучия важно, чтобы педагоги использовали различные формы дистанционной коммуникации, чтобы создавать атмосферу поддержки и взаимодействия, а также предотвращать возникновение проблем, связанных с чувством одиночества [3].

Один из важнейших трендов, который проявляется в сфере дистанционного обучения, – это внедрение гибридных моделей, сочетание дистанционного и очного обучения. Такой подход позволяет не только использовать все преимущества онлайн-форматов, но и компенсировать их недостатки за счет живого общения и более глубокой социализации в классе. Важную роль в этом контексте играют современные технологии, такие как искусственный интеллект, который может анализировать успеваемость учащихся, рекомендовать персонализированные задания и отслеживать их прогресс в реальном времени [2].

Дистанционное обучение способствует развитию ключевых компетенций, которые необходимы в XXI веке, таких как цифровая грамотность, критическое мышление, управление временем и коммуникация в онлайн-среде. Эти навыки становятся важной частью подготовки школьников к жизни в современном обществе. В условиях быстрого развития технологий и информационных потоков способность эффективно работать с цифровыми инструментами и взаимодействовать в онлайн-пространстве является необходимым условием успешной социализации и профессиональной реализации. Кроме того, одним из приоритетных направлений в развитии дистанционного образования является усиление интерактивности. Использование видеоконференций, виртуальных лабораторий и других технологий для совместной работы способствует повышению вовлеченности учащихся, улучшению качества учебного процесса и увеличению его доступности. Однако, несмотря на очевидные преимущества, дистанционное обучение сталкивается с рядом проблем. Одной из них является неравный доступ к технологиям. В регионах, где отсутствует стабильный интернет или современные устройства, ученики могут оказаться в невыгодном положении, что создает препятствия для полноценного участия в обучении. Другим важным вызовом является недостаточная подготовленность педагогов к работе с новыми образовательными технологиями. Многим учителям необходимо осваивать новые методики и инструменты, что требует времени и усилий. Еще одним важным аспектом является снижение уровня социализации учащихся. Отсутствие регулярных встреч с учителями и одноклассниками может затруднить развитие социальных навыков и эмоциональное взаимодействие. Для решения этой проблемы необходимо внедрение дополнительных форм поддержки, включая психологическую помощь и регулярное общение с учителями и сверстниками [4].

Для повышения эффективности дистанционного обучения необходимо уделить внимание подготовке педагогов, обучению учащихся цифровым навыкам, а также созданию комфортных условий для обучения с учетом психоэмоциональных потребностей участников. Важно также улучшать доступность технологий, внедряя программы, направленные на устранение цифрового неравенства. Разработка адаптивных и современных учебных материалов, а также использование интерактивных инструментов, позволит повысить мотивацию и улучшить усвоение знаний [6].

Таким образом, дистанционное обучение в современной школе представляет собой важный элемент образовательного процесса, требующий комплексного подхода и учета психолого-педагогических особенностей. Внедрение эффективных моделей обучения, использование современных технологий и поддержка всех участников образовательного процесса позволит достичь высокого качества образования, соответствующего требованиям времени.

 

Список литературы:
1. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2017. – №3 – С. 85-92.
2. Боброва И.И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. – 2019. – №11 – С. 124-125.
3. Лебедев В.Э. Опыт использования электронного образовательного ресурса по дисциплине // Дистанционное и виртуальное обучение. –  2019. – №8. – С. 10-22.
4. Мациевский С.В. Развитие научных основ ИТ-образования // Дистанционное и виртуальное обучение. –  2017. – №9 – С. 13-17.
5. Ольнев А.С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки. – 2021. – № 1 – С. 96.
6. Осиленкер Л.Б. Высшее образование в информационном обществе – новые возможности и новые риски для населения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2019. – №6. – С. 110-118.