Статья:

Прагматизм: от философской теории до политической практики

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Философия

Выходные данные
Меркулова А.Е. Прагматизм: от философской теории до политической практики // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 27(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/27(28).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Прагматизм: от философской теории до политической практики

Меркулова Анастасия Евгеньевна
студент, Оренбургский государственный медицинский университет, РФ, г. Оренбург
Вялых Владимир Владимирович
научный руководитель, канд. полит. наук, заведующий кафедрой, Оренбургский государственный медицинский университет, РФ, г. Оренбург

 

Самобытная и уникальная американская философия, имеет существенные различия с европейской, и являет собой прагматизм в его чистом виде. Многие философы называют прагматизм «деловой» философией, однако она носит и так называемый компонентный характер.

Прагматизм - это теория о том, что любое знание должно быть применено на практике.

Согласно данной теории идея верна только в том случае, если она полезна, что может означать, что любая идея (теория) порождается практикой, т.е. что абстрактные представления систем порождают конкретные условия, которые имеют собственное развитие и определенную сферу действия.

Прагматизм - философская школа, основанная в XIX веке философами и учеными, выступающими против современной метафизики.

Отцами-основателями прагматизма считают Ч. Пирса, У. Джеймса, Д. Дьюи и Д. Мида.

Согласно Пирсу, прагматизм - этот метод философии, способный "сделать наши идеи ясными".

Прагматизм - это прежде всего философия служения. Любой дизайн определяется всеми его практическими эффектами. Если два понятия с разными именами имеют один и тот же практический эффект, то они образуют только один дизайн.

Также, в отличие от других философов, Пирс связывал прагматизм со строгой логикой. В статье, озаглавленной «Как сделать наши идеи ясными», Пирс выделил три уровня ясности.

На самом базовом уровне идея понятна, если мы узнаем ее всякий раз, когда сталкиваемся с ней. Например, ломбард, способный определить, изготовлено ли украшение из золота, имеет четкое представление о золоте.

Второй класс ясности традиционно получается путем разработки абстрактных критериев, которые однозначно определяют, что является частью концепции, а что нет. Примером этого является научное определение золота. В этом определении золото определяется как элемент с атомным номером 79, а это означает, что он имеет ровно 79 протонов в своем ядре. Это определение однозначно определяет золото, поскольку ни один другой элемент не имеет этого атомного номера. Этот второй уровень ясности близок к традиционному понятию ясных и отличных идей, которые можно найти у Декарта и Лейбница.

Проблема с такими критериями заключается в том, что они сделаны полностью абстрактно. Они не содержат никаких указаний о том, как определить, попадает ли под них объект, с которым мы действительно сталкиваемся. Они не говорят, применимы ли они к чему-либо вообще. Определение золота, приведенное выше, только предусматривает, что если что-то соответствует критериям, указанным в определении, то оно (по определению) сделано из золота.

Пирс стремился преодолеть этот недостаток благодаря своей прагматической максиме: «Подумайте, какие эффекты, которые могут иметь практическое значение, мы представляем себе в объекте нашей концепции. Тогда наша концепция этих эффектов - это вся наша концепция объекта». Применение этой максимы дает то, что Пирс назвал третьим уровнем ясности. Важным преимуществом этого уровня являлось то, что оно непосредственно связывало смысл процесса исследования, а не накладывало его на запрос в виде абстрактного определения. Кроме того, прагматическая максима может использоваться для определения истины суждения. Для Пирса истина - это вопрос долгосрочной конвергенции научных исследований. Взгляд, который переживает испытания и присоединяется к соглашению в исследовательском сообществе после того, как его широко обсуждают и проверяют критики.

Дьюи - другой основатель прагматизма, внес значительный вклад в философию технологии. Он разработал определенную философскую историю технологии, идентифицируя три типа объективации на основе эксперимента.

Первый тип - минимальная объективация. Например, отсутствие научного взаимодействия со средой у аборигенов.

Второй тип - невозможность объективации: в случае греческих мыслителей Платона и Аристотеля цель эксперимента абстрактна и сводится к объектам вечного знания.

Третий тип - максимальная объективация, т.к. в современную эпоху инструментальность и переход от наблюдения к экспериментированию делают объективацию максимально возможной.

Дьюи описывал науку как своего рода производительную технику, включающую испытания и тесты, а также абстрактную математику.

Философия прагматизма признается, как одна из основополагающих в западной философии, а также вносит значительный вклад в современную философию технологии. Прагматизм превратил Америку в настоящую философскую традицию, в отличие от Европы, в которой доминируют категории и иерархии, унаследованные от Аристотеля. Главным вкладом прагматизма, безусловно, является трансформация отношений между теорией и практикой, которая сильно возмущала некоторых представителями европейской философии, оценивающих ее как «философию для инженеров». Причиной этого является слишком центральное положение, предоставляемое инженерному проектированию (эффектам действия) за счет более условного эпистемического дизайна (когнитивные причины). Прагматизм открыл путь для своего рода техноцентризма, основанного на общем критерии полезности, который, противоречил эстетическому идеалу красоты и свободы, дорогим для некоторых европейских философов.

Нынешний президент Соединенных Штатов является олицетворением американского прагматизма. На внешней арене он уверенно продвигает свой предвыборные девизы "Make America Great Again" и "America First". Твердо идет по пути отказа от ядерной сделки с Ираном и указывает лидеру КНДР на большой размер своей "ядерной кнопки".

Как пишет Посольство США в России: “Администрация Трампа привержена внешней политике, ориентированной на американские интересы и национальную безопасность США.

В центре этой внешней политики будет находиться принцип "мир через силу", который сделает возможным стабильный, более спокойный мир с меньшим количеством конфликтов и более широким взаимопониманием.

Победа над ИГИЛ («ИГИЛ», террористическая группировка, деятельность которой запрещена в России, – прим. ред.) и другими радикальными исламистскими террористическими группировками будет нашим наивысшим приоритетом. Для разгрома и уничтожения этих организаций мы будем активно проводить совместные и коалиционные военные операции, когда это необходимо. Кроме того, в сотрудничестве с международными партнерами администрация Трампа будет перекрывать финансирование террористических группировок, расширять обмен разведывательной информацией и принимать меры в киберпространстве для срыва и блокировки усилий террористов в области пропаганды и вербовки.

Мы также модернизируем Вооруженные силы США. Наши Военно-морские силы сократились с уровня в более чем 500 кораблей в 1991 году до 275 судов в 2016 году. Наши Военно-воздушные силы сейчас примерно на треть меньше, чем в 1991 году. Президент Трамп стремится обратить вспять эту тенденцию, потому что он знает, что наше военное превосходство должно быть безусловным.

И, наконец, проводя внешнюю политику, основанную на американских интересах, мы будем активно применять дипломатию. Мир должен знать, что мы не отправляемся за рубеж в поисках врагов, что мы всегда рады, когда старые враги становятся друзьями, и когда старые друзья становятся союзниками.

Мир будет более мирным и процветающим с более сильной и уважаемой Америкой.”

Стоит отметить, что классический прагматизм Ч. Пирса и У. Джеймса не нес в себе призыва к “эгоистичным” действиям на мировой арене. Пирс не писал о международных отношениях, в отличие от Уильяма Джеймса и Джона Дьюи.

Джеймс был членом Антиимпериалистической Лиги. Он критиковал внешнюю политику США в редакционных статьях и очерках об Американской политике на Филиппинах. Особенно о войне против филиппинцев, борющихся за независимость после того, как их приобрели США в 1898 году. Джеймс также писал о теме перенаправления энергии на войну посредством альтернативных мирных каналов. Идея впервые была затронута в «Разновидностях религиозного опыта», а затем была разработана в его эссе «Моральный эквивалент войны».

Дьюи был еще более плодотворным в международных отношениях: его произведения включают размышления по таким темам, как принуждение и применение силы, война и демократия, роль Америки в мире, вступление Америки в Лигу Наций, военное преступление и Всемирный суд.

В международных отношениях, американский прагматизм играл незначительную роль в течение длительного времени. Учитывая историю и дисциплинарный профиль международных отношениях и их предмет, это может показаться странным. В конце концов, то, что стало восприниматься как квинтэссенция «американской» философии, должно было идеально соответствовать тому, что Стэнли Хоффман заметно охарактеризовал как «американскую социальную науку». Однако современные американские МО были фундаментально сформированы двумя очень «европейскими» традициями: политическим реализмом и логическим эмпиризмом. В больших частях иммигранты из Европы принесли эти традиции в Северную Америку, в основном в 1920-х и 1930-х годах. Вслед за военным и экономическим господством США после Второй мировой войны «американская» социальная наука о МО распространилась по многим частям земного шара.

Считается, что основной причиной появления философии прагматизма являлся американский образ жизни, основной целью которого было достижение успеха и накопление денежных средств. Действительно, в духе американцев выдвижение полезности в качестве критерия истины. Однако доподлинно неизвестно, порадила ли “американская мечта” прагматизм, или он сам стал отправной точкой в становлении практической философии в США, реализация которой дала значительные результаты в организации жизнеобеспечения населения этой страны.

 

Список литературы:
1. “Peirce’s philosophy” – [Электронный ресурс] – Режим доступа. -URL: https://www.the-philosophy.com/peirce-philosophy (дата обращения - 11.11.18г.)
2. “Charles Sanders Peirce: The Architect of Pragmatism”, Cornelis de Waal, 2003
3. ”Pragmatism and International Relations”, Molly Cochran, 2012 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. -URL: http://journals.openedition.org/ejpap/777 (дата обращения - 27.10.18г.)
4. ”American Pragmatism in Foreign Policy Analysis”, Ulrich Franke, Gunther Hellmann, 2017 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. -URL: http://oxfordre.com/politics/view/10.1093/acrefore/9780190228637.001.0001/acrefore-9780190228637-e-356 (дата обращения - 27.10.18г.)
5. Внешняя политика по принципу “Америка прежде всего”, 2017 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. -URL: https://ru.usembassy.gov/ru/america-first-foreign-policy-ru/  (дата обращения - 07.11.18г.)