Статья:

Некоторые проблемы применения Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Воеводина У.А. Некоторые проблемы применения Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 27(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/27(28).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Некоторые проблемы применения Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации

Воеводина Ульяна Александровна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Шевченко Артем Георгиевич
научный руководитель, старший преподаватель, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Невозможно раз и навсегда сформировать такой свод этических правил, который бы не требовал дополнений и уточнений.

Однако, своевременная модернизация Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации (далее – Кодекс этики) [1] позволит избежать незаконного привлечения к ответственности прокурорских работников, а также позволит более точно регламентировать правила поведения служебной и внеслужебной деятельности.

Прокурорские работники - федеральные государственные служащие, представители государства.

Их деятельность должна осуществляться на основе высокого профессионализма, честности и неподкупности, способности противостоять любым попыткам неправомерного воздействия на результаты их служебной деятельности. [3, с. 111-115].

Законодатель считает, что выполнение требований, закрепленных в Кодексе этике, Присяге, Квалификационной характеристике прокурора [6], может обеспечить должный уровень правового и морального поведения работников прокуратуры.

Проблема регулирования морали правом не может быть полностью решена. Мораль пронизывает практически всё многообразие отношений между людьми, неизбежно закрепляясь в правовых нормах.

Но разве можно закрепить в законах принятые представления о добре и зле, вырабатываемые обществом веками. Нет однозначного понятия морали, каждый человек, народ, нация интерпретируют это понятие под свою культуру и традиции.

В Кодексе этики фактически устанавливаются морально-нравственные принципы, на основании которых прокурорский работник должен осуществлять возложенные на него обязанности. В некоторых субъектах нашей страны существенное усиление норм морали и нравственности обуславливается исламской культурой, отличной от христианской, стоит ли прокурорским работникам следовать в таком случае нормам морали общества, в котором он работает, или прокурорская мораль и нравственность должна быть унифицированной? Мы считаем, что в светском государстве, где религия не имеет первостепенного значения, необходимо определить общее понятие морали. В Кодексе этики отсутствует раздел разъяснения употребляемых в нем понятий. Для однозначного понимания требований поведения, необходимо в новой редакции предусмотреть данный раздел, закрепив в нем характеристику таких оценочных требований как: мораль, достоинство, справедливость, добропорядочность, честность. Отсутствие затрудняет правильное разрешение возникающих нарушений, в связи с чем, прокурорские работники могут не в равной мере привлекаться к ответственности за проступки [4].

Обращаясь к судебной практике, нельзя не отметить некоторую эффективность Кодекса этики, так, в связи с нарушением таких положений как: совершение поступков, которые могли бы вызвать сомнение в объективном исполнении прокурорским работником служебных обязанностей, совершении проступка, порочащего честь прокурорского работника, незаконное вмешательство в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, к работникам прокуратуры были применены меры дисциплинарной ответственности в виде увольнения из органов прокуратуры.

Рассмотрим в качестве примера апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан. Ягафарова И. А., являясь помощником прокурора, не доложила руководству прокуратуры о совершении ДТП, умышленно скрыла от сотрудников ГИБДД сведения о месте работы. Таким образом, она нарушила требования ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [7]. Желая скрыть место своей службы, сразу после ДТП она переоделась в машине прокуратуры в гражданскую одежду из формы сотрудника. Своими действиями гражданка допустила нарушение Присяги прокурора, требования Кодекса этики, а также совершила проступок, порочащий честь прокурорского работника [5].

Проанализировав Кодекс этики, можно выделить ещё несколько проблемных моментов.

Так, в преамбуле целесообразно будет сделать ссылку на нормативно-правовые акты, которые легли в основу Кодекса этики. Отдельно следует определить сферу действия, закрепив круг лиц, на которых распространяются правила документа. Кроме действующих служащих прокуратуры в данный перечень необходимо включить лиц, пребывающих в отставке, подобно статусу судей в отставке, обязать данных работников прокуратуры не допускать нарушения Кодекса этики, порочащего честь и достоинство представителей государства. В связи с этим предлагаю новую редакцию п.4 ст.43 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» изложить в следующем виде: «Действие положений настоящего Закона распространяются на прокурорских работников, находящихся в отставке». Это обяжет бывших работников прокуратуры соблюдать моральные и этические принципы, сохраняя тем самым авторитетное мнение в отношении себя со стороны общества.

Необходимо расширить Кодекс этики, выделив в отдельные статьи или подразделы некоторые аспекты деятельности служащих, нуждающиеся в более детальном освещении.

Так, необходима детальная регламентация требований к поведению прокурора при участии в рассмотрении дел судами.

Особого внимания заслуживает речь прокурора, которая чаще всего на судебных заседаниях оставляет желать лучшего. В качестве отдельных статей могут быть выделены требования, касающиеся взаимоотношений прокурорских работников с представителями органов государственной власти, СМИ, гражданами, общественными организациями. [3, с. 11-13].

Проблема неэтичного поведения работников прокуратуры является чрезвычайно важной для общества. Несмотря на высокий уровень профессиональных навыков, ненадлежащее поведение прокурорского работника дискредитирует систему органов прокуратуры и государства в целом.

Власть не может быть эффективной, когда в глазах населения органы государственной власти вызывают недоверие и нежелание сотрудничать с ними.

 

Список литературы:
1. Приказ Генпрокуратуры России от 17.03.2010 № 114 "Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации" // Законность. 2010. № 6.
2. Служба в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации: учебное пособие / В.А. Абалдуев, В.В. Кондрашин; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». – Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2018. С. 111-115
3. Кулик Н. В. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации: предложения для дальнейшего развития // Молодой ученый. 2011. №4. Т.2. С. 11-13. 
4. Анисимов  Г.Г.  Теоретические  проблемы  реализации  положений  Кодекса  этики  прокурорского  работника  //  Законность.  2013.  №  3.
5. Определение № 33-3960/2016 от 17 марта 2016 г. по делу № 33-3960/2016
6. Приказ Генпрокуратуры РФ от 02.11.2011 № 378 «Об утверждении Квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора» // Законность, № 1, 2012
7. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47