ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Секция: Юриспруденция
LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государство осуществляет решение множества задач в различных сферах, одной из основных является сохранение и поддержание здоровья населения, на что и направлено установление одних из самых значимых мер. Каждое государство предусматривает оказание медицинской помощи для своего населения. Нормы, закреплённые в международно-правовых документах, регулируют оказание данной помощи. Что касается Российской Федерации, основой для нормативного регулирования в данной сфере является Конституция Российской Федерации [1]. Если говорить о значимости бесплатной лекарственной помощи для населения, то оно стоит наряду с правом на судебную защиту и на труд.
В настоящее время происходит стремительное развитие медицинских технологий, таких как появление новых методов диагностики, создание современных лекарственных препаратов, новые методики изучения патологических процессов [8]. М.В. Подвязникова отмечает, что одним из важных элементов, входящих в состав медицинской помощи, является лекарственное обеспечение населения. Она выделяет несколько форм предоставления данной помощи:
1. Бесплатная лекарственная помощь.
2. Лекарственная помощь на льготных условиях.
3. Лекарственная помощь за полную плату.
Говоря о бесплатном предоставлении лекарственной помощи, оно представляет собой предмет права социального обеспечения [9, с. 45].
Стоит отметить, что в сфере лекарственного обеспечения населения существует множество проблем: отсутствие единого федерального регистра лиц, имеющих право на лекарственное обеспечение бесплатно или со скидкой при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях; неравномерность уровня лекарственного обеспечения в субъектах РФ; низкая доступность лекарственного обеспечения при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях гражданам, не имеющим право на лекарственное обеспечение бесплатно или со скидкой.
С целью решения данных проблем в Российской Федерации действует Стратегия лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 года, утвержденная Приказом Минздрава России от 13.02.2013 № 66, которая определяет приоритетные социально-экономические задачи в сфере лекарственного обеспечения населения РФ на долгосрочную перспективу, решение которых должно осуществляться поэтапно [5].
В настоящее время на территории Российской Федерации действует множество федеральных законов, которые регулируют отношения по оказанию бесплатной лекарственной помощи населению. Лекарственные препараты являются лекарственными формами и применяются для профилактики, диагностики, а также лечения заболеваний и реабилитации. Федеральные законы, регулирующие оказание бесплатной лекарственной помощи, применяют термин «лекарственное обеспечение». Реже можно встретить термин «лекарственная помощь» (к примеру, ст. 4 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ) [4].
Стоит отметить, что данный Федеральный закон также формирует Государственный реестр лекарственных средств. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 (ред. от 18.11.2020) «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», на каждое лекарственный препарат назначаются индивидуально установление цены [6]. Данное постановление утверждает перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов, которыми являются лекарственные препараты медицинского назначения, имеющие приоритет в использовании. Приоритетность использования определяется динамичностью и структурой заболеваемости населения в Российской Федерации.
Выделим ещё два основных закона, которые регулируют оказание бесплатной лекарственной помощи в Российской Федерации ими являются:
1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ [2].
2. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ [3].
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и плановые 2024 и 2025 года утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 № 2497 [7]. Её преимущество состоит в том, что она так же как иные нормативные акты данной сферы нацелены на реализацию прав граждан Российской Федерации в получении бесплатной лекарственной помощи.
В заключение следует сказать о том, что сфера лекарственной помощи в Российской Федерации имеет проблему, которая заключается в отсутствии установленной системы ее правового регулирования. Данная проблема создает помехи в реализации бесплатного лекарственного обеспечения и на практике. В том числе наблюдаются нарушения управления бюджетными средствами со стороны государственных органов и аптечных учреждений.
Для решения выявленной проблемы, можно предложить систематизацию нормативно-правовых актов в области оказания бесплатной лекарственной помощи. Реализация данного предложения может быть осуществлена с помощью кодификации имеющихся на данный момент нормативно-правовых актов. Посредством кодификации будет осуществлено устранение противоречий, которые имеются среди существующих правовых норм, в том числе кодификация позволит достичь правовой определенности в данной области.