КОРРЕЛЯЦИЯ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Конференция: CCLXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCLXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
КОРРЕЛЯЦИЯ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИНЦИПОВ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Принципы финансового права отражают и конкретизируют конституционные общеправовые принципы, такие как гуманизм, справедливость, демократизм, сочетание принуждения и убеждения, с учетом особенностей предмета его регулирования. Принципы права, по мнению Я.П. Козельского: «нечто неизменное, справедливое и всеобщее с тем, чтобы издаваемые в государстве «употребительные законы» всегда им соответствовали» [10, с. 42].
Из вышесказанного следует вывод, что принципы финансового права выступают в качестве специальных, а конституционные - общеправовых. Их соотношение наиболее содержательно представлено таким принципом, как принцип самоограничения субъектов в финансовых правоотношениях. Примечательно, что теория самоограничения в юридической науке изначально связана с идеей ограничения властных полномочий участников правоотношений. На современном этапе в теории права сложилась позиция, в соответствии с которой для субъектов финансовых правоотношений существует перспектива синтеза элементов теории самоограничения в определенную целостную систему, в силу их взаимодополняемости [4]. В этом отношении синтез доктринальных идей различных мыслителей может выступать в качестве основы для построения системы принципов самоограничения субъектов правоотношений. Эти принципы должны быть отражены в конституционных положениях и конкретизированы в отраслевых нормах.
К одним из первых мыслителей, внесших значительный вклад в развитие теории самоограничения, относится К.С. Бельский, который в своей работе предложил деление полномочий на «связанные» и «свободные». «Связанные» полномочия определены законом, а «свободные» реализуются в рамках принципов, регулирующих деятельность государственных органов [1].
Далее, в начале XX века, теория самоограничения получила свое развитие в работах Г. Еллинека, немецкого государствоведа, который утверждал, что государство, обладающее правом на самоопределение, способно к самоограничению [2]. В его концепции подчеркивалось значение неписаного права, которое исходит из общественного консенсуса. Он предлагал дуалистическую концепцию государства и права, где под давлением общества формируются не только акты государственной воли, но и сам процесс нормативного правотворчества государства.
Научные мыслители как развивали данную теорию, так и критиковали. Ко второй группе относится, к примеру, Г.Ф. Шершеневич, который утверждал, что государственная власть ограничивается лишь нравственным сознанием, благоразумием властных структур и возможным сопротивлением общества [3].
Конституция Российской Федерации играет ключевую роль в формировании принципов самоограничения. Например, статья 35 Основного закона Российской Федерации закрепляет неприкосновенность частной собственности [5]. Этот общий принцип конкретизирован в пункте 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которому налоги и сборы должны быть экономически обоснованными и не нарушать конституционные права граждан [6].
Суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе исходя из интересов несовершеннолетних детей и (или) исходя из одного из супругов, в частности, в случаях, если другой супруг не получал доходов по неуважительным причинам или совершал недобросовестные действия, которые привели к уменьшению общего имущества супругов, в том числе совершал без необходимого в силу настоящего Кодекса согласия другого супруга на невыгодных условиях такие сделки по отчуждению общего имущества супругов, к которым судом не были применены последствия их недействительности по требованию другого супруга. Закрепленный в 39 статье Семейного кодекса Российской Федерации [5] принцип социального обеспечения выступает значительным, определяющим аспектом в финансовых правоотношениях, которая в первую очередь, реализуется только в денежной форме, что устанавливается в статье 1 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которая гласит, что пенсионное обеспечение граждан осуществляется за счёт федерального бюджета [8]. В статье 111 НК РФ [6] нашел свое отражение другой, не менее важный принцип финансовых правоотношений, а именно отсутствие урегулированного деяния нормами права, ретроспективно исключает и ответственность за нее (часть 2 статьи 54 Основного закона) [5]. Иными словами, взаимодействие принципов самоограничения может проявляться не только в принципиальных нормах, но и в правилах поведения, что следует из представленных нормативно-правовых актов [9, c. 195].
Таким образом можно сделать вывод, что соотношение общих и специальных принципов самоограничения в финансовых правоотношениях представляет собой не просто конкретизацию конституционных норм, но их адаптацию к финансовому контексту. Эта интерпретация заложена в законодательстве и требует дальнейшего исследования в рамках отраслевых норм.