АНАЛИЗ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СМИ , ЖИТЕЛЯМИ ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Конференция: CCLXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
![](https://nauchforum.ru/themes/mix_and_match/images/logo.jpg)
CCLXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
АНАЛИЗ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СМИ , ЖИТЕЛЯМИ ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Аннотация. Данная научная статья исследует медиапотребление сми в отдаленных районах Хабаровского края. Анализируется тенденция отдаленности района от краевой столицы, а также иные факторы, которыми можно описать изменение медиапотрбления. В статье описываются социологические данные за 2022 – 2023 года. Во главе названия стоит анализ политических СМИ и выявление закономерности их медиапотребления в разных районах Хабаровского края.
Ключевые слова: печатные сми, медиакоммуникации, районные сми, медиапотребление.
Каждый год современные технологии продолжают активно развиваться, обращая на себя всё больше внимания и во многих сферах меняя жизнь человека.
На сегодняшний день существуют следующие каналы доведения информации до населения. Это средства массовой информации, социальные сети, наружная реклама, сайты правительства. К наиболее популярным медиаресурсам Хабаровского края можно отнести телевидение, газеты, а также мессенджеры (социальные сети). Рассмотрим примеры данных СМИ на территории Хабаровского края.
Хабаровский край расположен в восточной части Российской Федерации. Граничит на севере с Магаданской областью и Республикой Саха (Якутия), на западе с Амурской областью, на юго-западе с Еврейской автономной областью, а также Китаем, на юго-востоке с Приморским краем. Хабаровский край включает 6 городов краевого значения (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Бикин, Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань), 5 внутригородских районов (5 районов Хабаровска); 17 районов, 1 город районного значения (Вяземский), 18 рабочих посёлков, 412 сельских населённых пунктов. В рамках муниципального устройства, край включает в себя 233 муниципальных образования, в том числе 2 городских округа, 17 муниципальных районов, 23 городских и 191 сельское поселение. Расстояние от регионального центра до г. Москвы: по железной дороге – 8533 км, авиасообщением – 6075 км, автосообщением – 8385 км. Помимо отдаленности от Москвы, чуть меньше, но, так же значимо отдалены и административно-территориальные поселения. Так часть районных и сельских населенных пунктов, кроме как одного вида транспортного соединения с краевой столицей больше и не имеет.
Новые времена диктуют новые правила, так любое средство массовой информации должно иметь не менее двух каналов распространения. Это могут быть печатные издания в совокупности с электронными. Такое смешение чаще всего связано с тем, что в отдаленных районах может присутствовать слабый сигнал интернета, тогда вся актуальная информация содержится в печатных носителях, или же, если населенный пункт более прогрессивный, то можно угодить всем целевым аудиториям, оставив традиционные газеты, а также добавив для молодежи интернет ресурсы издания.
Рассмотрим статистику социологических исследований за 2022 – 2023 года, проанализировать медиапотребление каких СМИ наиболее популярно и в каких районах.
В октябре – декабре 2022 года в 2 городских округах и 17 муниципальных районах края проведен социологический опрос "Определение уровня оценки населением эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Хабаровского края, руководителей органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Хабаровского края". Исследование репрезентативно, выборка составила 5000 респондентов в возрасте от 18 лет, опрос из закрытых вопросов был произведен поквартирно.
В соответствии с данными, полученными в ходе исследования, в регионе оценка работы органов публичной власти характеризуется следующими показателями.
Основным источником информации для жителей остается телевидение – 58,4% опрошенных чаще всего узнают новости из этого источника.
На втором месте по популярности новостные сайты – 48,3%. На третьем – социальные сети, мессенджеры – 39,5%. Узнают новости, читая блоги и форумы 13,3% опрошенных. Через личное общение узнают новости 16,7% опрошенных.
Из таких традиционных СМИ как газеты, журналы черпают информацию 6,3% жителей, а радио – 6,2%.
Рисунок 1. Социологическое исследование за 2022 год в Хабаровском крае
Телевидение остается самым популярным источником информации во всех районах Хабаровского края. Больше всего смотрят ТВ в Тугуро-Чумиканском районе – 86,7%. Также чаще используют ТВ в качестве источника новостей в Амурском, Нанайском, Охотском и Советско-Гаванском районах – от 70% до 77,2%. Реже всего смотрят новости по ТВ в Хабаровске – 51,1%. В данной статистике можно заметить следующую закономерность, чем район дальше от краевой столицы, тем потребление телевидения больше. Связанно это также и с тем, что в отдаленных районах Хабаровского края еще сохранены народные промыслы, которыми, конечно, занимаются в основном люди старшего возраста, для которых телевидение один из уже знакомых им вариантов узнать новости.
В Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре узнают новости в равной степени как по ТВ, так и из новостных сайтов. Чаще всего новостные сайты читают в Комсомольске-на-Амуре – 61% и Комсомольском районе – 55,1%. Меньше всего читают новостные сайты в Тугуро-Чумиканском районе – всего 14%. В остальных районах новостные сайты читают от 31,5% до 50,7% жителей. Как и анализировалось выше, чем отдаленнее район расположен от краевой столицы, тем чаще потребляют более «народные» СМИ, как, к примеру телевидение и их местные каналы.
Узнают новости из социальных сетей чаще всего жители Аяно-Майского района – 51,6%. Реже всего в Амурском, Ванинском и Тугуро-Чумиканском районах – от 28,8% до 29,7%. В остальных районах разница не превышает пределы статистической погрешности. Форумы и блоги в интернете в качестве источника новостей мало популярны в Хабаровском крае. Меньше всего пользуются этим источником в Тугуро-Чумиканском районе – 5,9%. Активность социальных сетей можно сравнить с количеством рабочих мест в том или ином районе. Наиболее плачевная ситуация в Аяно-Майском районе, где почти нет рабочих мест.
Радио чаще всего слушают в Хабаровском районе – 10,4%. В остальных районах этот источник информации почти не используется жителями – только от 3,3% до 7,4%. Анализируя данные показатели, можно также заметить одну из закономерностей. Хабаровск – самый населенный район из всех представленных, чаще всего в городе в час-пик образуются характерные для больших городов пробки, так автомобилисты, сидя в машинах зачастую слушают личный плейлист или местное радио, тем самым повышая рейтинг в исследование.
Печатную прессу чаще всего читают в Николаевском, Охотском, Полины Осипенко и Вяземском районах – от 14,2% до 19,5%. В остальных районах узнают новости из газет от 2,5% до 9,8% жителей. Данные районы были основаны ы 1965 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Об изменении в административно-территориальном делении Хабаровского края», так как наиболее популярным в свое время было использование прессы, то и ее популярность сейчас обусловлена. Тем не менее население данных районов в основном старшего поколение, которые стояли у истоков образования района.
Неутешительные данные для печатных изданий, но даже среди таких низких показателей можно сделать вывод, что даже при не большом тираже, даже в отдаленных регионах, о печатных СМИ не только знают, но и активно читают. Рассмотрим картину 2023 года и сверим данные исследования.
Аналогичный опрос также прошел спустя год в октябре – декабре 2023 г. в 2 городских округах и 17 муниципальных районах края. Исследование репрезентативно, выборка составила 4000 респондентов в возрасте от 18 лет, опрос из закрытых вопросов был произведен поквартирно.
В соответствии с данными, полученными в ходе исследования, в регионе оценка работы органов публичной власти характеризуется следующими показателями.
За год статистика значительно поменялась и стала следующей: телевидение – 56,3%, новостные сайты – 52,1%, социальные сети и мессенджеры – 49%. Узнают новости, читая блоги и форумы 16,8% опрошенных. Через личное общение узнают новости 14,7% опрошенных. Читают печатную прессу 6,1% жителей, слушают радио – 6,5%.
Рисунок 2. Социологическое исследование за 2023 год в Хабаровском крае
Больше всего смотрят ТВ в Тугуро-Чумиканском районе - 83%. Также чаще используют ТВ в качестве источника новостей в Аяно-Майском и Охотском – по 78%. Реже всего смотрят новости по ТВ в Хабаровске – 50%. И снова мы можем наблюдать картину отдаленности районов, чем дальше от краевой столицы – тем более популярно телевидение и связано это зачастую с отсутствием, чрезмерно большой ценой за сеть.
Чаще всего новостные сайты читают в Ульчском – 65,2% и Полины Осипенко – 62%. В остальных районах новостные сайты читают от 45% до 59,6% жителей. Еще в 2018 году жители района Полины Осипенко били тревогу от сокращения рабочих мест, данный рост потребления социальных сетей можно свести к этому, так как для работы в сети интернет, кроме него зачастую ничего и не нужно.
Узнают новости из социальных сетей чаще всего жители Ульчского района – 68,7%. Реже всего в Тугуро-Чумиканском - 33%. В остальных районах от 35 до 65%.
Форумы и блоги в интернете в качестве источника новостей мало популярны в Хабаровском крае. Реже всего читают блоги в Тугуро-Чумиканском и Охотском районах – 4%. В остальных районах от 7 до 25%.
Узнают новости при личном общении чаще всего в Аяно-Майском 26% и Охотском районе – 29%. А реже всего в районе имени Лазо – всего 4%. Остальные районы от 10,6% до 21,6. Связанно это, конечно, с численностью проживающих в районе. Естественно, где число проживающих до 1 тысячи человек, люди не просто знают каждого в лицо, а воспринимают как одну большую семью.
Радио чаще всего слушают в Комсомольске-на-Амуре – 11,7%. В остальных районах этот источник информации почти не используется жителями – только от 1% до 8%.
Печатную прессу чаще всего читают в Охотском районе – 24%. В остальных районах узнают новости из газет от 3,3% до 14% жителей.
Подводя итог, следует с полной уверенностью отметить, что медиапотребление в Хабаровском крае в значительной степени соответствует общим трендам развития современных информационных технологий, хотя и сохраняет определённые уникальные особенности, обусловленные географическим положением и демографической структурой данного региона. Традиционные информационные источники, такие как телевидение и печатные издания, продолжают пользоваться высокой популярностью, особенно в отдалённых районах, где доступ к интернету может быть затруднен или вовсе отсутствует. Вместе с тем, в последние годы отмечается увеличение и расширение использования цифровых платформ, таких как новостные сайты и социальные сети, особенно среди молодёжи и в крупных городах, таких как Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, которые становятся центрами притяжения для новейших медиаформатов.
Социологические исследования показывают, что население Хабаровского края активно использует различные каналы получения информации, значительно адаптируясь к современным реалиям и новейшим возможностям. Однако, несмотря на прогресс, для поддержания интереса к традиционным СМИ и обеспечения доступности актуальной информации в отдалённых районы необходимо продолжать развитие инфраструктуры связи и внедрение инновационных решений, идей и технологий в сфере медиакоммуникаций, что позволит удовлетворить потребности зрителей и читателей в разнообразных источниках информации.
![](/sites/default/files/publ_rinc.png)