Статья:

АНАЛИЗ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СМИ , ЖИТЕЛЯМИ ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Конференция: CCLXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Шмакова А.Д. АНАЛИЗ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СМИ , ЖИТЕЛЯМИ ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(280). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(280).pdf (дата обращения: 11.02.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СМИ , ЖИТЕЛЯМИ ОТДАЛЕННЫХ РАЙОНОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Шмакова Анастасия Дмитриевна
студент, Тихоокеанский государственный университет, РФ, г. Хабаровск
Маркина Юлия Михайловна
научный руководитель, руководитель высшей школы, Тихоокеанский государственный университет, РФ, г. Хабаровск

 

Аннотация. Данная научная статья исследует медиапотребление сми в отдаленных районах Хабаровского края. Анализируется тенденция отдаленности района от краевой столицы, а также иные факторы, которыми можно описать изменение медиапотрбления. В статье описываются социологические данные за 2022 – 2023 года. Во главе названия стоит анализ политических СМИ и выявление закономерности их медиапотребления в разных районах Хабаровского края.

 

Ключевые слова: печатные сми, медиакоммуникации, районные сми, медиапотребление.

 

Каждый год современные технологии продолжают активно развиваться, обращая на себя всё больше внимания и во многих сферах меняя жизнь человека.

На сегодняшний день существуют следующие каналы доведения информации до населения. Это средства массовой информации, социальные сети, наружная реклама, сайты правительства. К наиболее популярным медиаресурсам Хабаровского края можно отнести телевидение, газеты, а также мессенджеры (социальные сети). Рассмотрим примеры данных СМИ на территории Хабаровского края.

Хабаровский край расположен в восточной части Российской Федерации. Граничит на севере с Магаданской областью и Республикой Саха (Якутия), на западе с Амурской областью, на юго-западе с Еврейской автономной областью, а также Китаем, на юго-востоке с Приморским краем. Хабаровский край включает 6 городов краевого значения (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Бикин, Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань), 5 внутригородских районов (5 районов Хабаровска); 17 районов, 1 город районного значения (Вяземский), 18 рабочих посёлков, 412 сельских населённых пунктов. В рамках муниципального устройства, край включает в себя 233 муниципальных образования, в том числе 2 городских округа, 17 муниципальных районов, 23 городских и 191 сельское поселение. Расстояние от регионального центра до г. Москвы: по железной дороге – 8533 км, авиасообщением – 6075 км, автосообщением – 8385 км. Помимо отдаленности от Москвы, чуть меньше, но, так же значимо отдалены и административно-территориальные поселения. Так часть районных и сельских населенных пунктов, кроме как одного вида транспортного соединения с краевой столицей больше и не имеет.

Новые времена диктуют новые правила, так любое средство массовой информации должно иметь не менее двух каналов распространения. Это могут быть печатные издания в совокупности с электронными. Такое смешение чаще всего связано с тем, что в отдаленных районах может присутствовать слабый сигнал интернета, тогда вся актуальная информация содержится в печатных носителях, или же, если населенный пункт более прогрессивный, то можно угодить всем целевым аудиториям, оставив традиционные газеты, а также добавив для молодежи интернет ресурсы издания.

Рассмотрим статистику социологических исследований за 2022 – 2023 года, проанализировать медиапотребление каких СМИ наиболее популярно и в каких районах.

В октябре – декабре 2022 года в 2 городских округах и 17 муниципальных районах края проведен социологический опрос "Определение уровня оценки населением эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Хабаровского края, руководителей органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Хабаровского края". Исследование репрезентативно, выборка составила 5000 респондентов в возрасте от 18 лет, опрос из закрытых вопросов был произведен поквартирно.

В соответствии с данными, полученными в ходе исследования, в регионе оценка работы органов публичной власти характеризуется следующими показателями.

Основным источником информации для жителей остается телевидение – 58,4% опрошенных чаще всего узнают новости из этого источника.

На втором месте по популярности новостные сайты – 48,3%. На третьем – социальные сети, мессенджеры – 39,5%. Узнают новости, читая блоги и форумы 13,3% опрошенных. Через личное общение узнают новости 16,7% опрошенных.

Из таких традиционных СМИ как газеты, журналы черпают информацию 6,3% жителей, а радио – 6,2%.

 

Рисунок 1. Социологическое исследование за 2022 год в Хабаровском крае

 

Телевидение остается самым популярным источником информации во всех районах Хабаровского края. Больше всего смотрят ТВ в Тугуро-Чумиканском районе – 86,7%. Также чаще используют ТВ в качестве источника новостей в Амурском, Нанайском, Охотском и Советско-Гаванском районах – от 70% до 77,2%. Реже всего смотрят новости по ТВ в Хабаровске – 51,1%. В данной статистике можно заметить следующую закономерность, чем район дальше от краевой столицы, тем потребление телевидения больше. Связанно это также и с тем, что в отдаленных районах Хабаровского края еще сохранены народные промыслы, которыми, конечно, занимаются в основном люди старшего возраста, для которых телевидение один из уже знакомых им вариантов узнать новости.

В Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре узнают новости в равной степени как по ТВ, так и из новостных сайтов. Чаще всего новостные сайты читают в Комсомольске-на-Амуре – 61% и Комсомольском районе – 55,1%. Меньше всего читают новостные сайты в Тугуро-Чумиканском районе – всего 14%. В остальных районах новостные сайты читают от 31,5% до 50,7% жителей. Как и анализировалось выше, чем отдаленнее район расположен от краевой столицы, тем чаще потребляют более «народные» СМИ, как, к примеру телевидение и их местные каналы.

Узнают новости из социальных сетей чаще всего жители Аяно-Майского района – 51,6%. Реже всего в Амурском, Ванинском и Тугуро-Чумиканском районах – от 28,8% до 29,7%. В остальных районах разница не превышает пределы статистической погрешности. Форумы и блоги в интернете в качестве источника новостей мало популярны в Хабаровском крае. Меньше всего пользуются этим источником в Тугуро-Чумиканском районе – 5,9%. Активность социальных сетей можно сравнить с количеством рабочих мест в том или ином районе. Наиболее плачевная ситуация в Аяно-Майском районе, где почти нет рабочих мест.

Радио чаще всего слушают в Хабаровском районе – 10,4%. В остальных районах этот источник информации почти не используется жителями – только от 3,3% до 7,4%. Анализируя данные показатели, можно также заметить одну из закономерностей. Хабаровск – самый населенный район из всех представленных, чаще всего в городе в час-пик образуются характерные для больших городов пробки, так автомобилисты, сидя в машинах зачастую слушают личный плейлист или местное радио, тем самым повышая рейтинг в исследование.

Печатную прессу чаще всего читают в Николаевском, Охотском, Полины Осипенко и Вяземском районах – от 14,2% до 19,5%. В остальных районах узнают новости из газет от 2,5% до 9,8% жителей. Данные районы были основаны ы 1965 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Об изменении в административно-территориальном делении Хабаровского края», так как наиболее популярным в свое время было использование прессы, то и ее популярность сейчас обусловлена. Тем не менее население данных районов в основном старшего поколение, которые стояли у истоков образования района.

Неутешительные данные для печатных изданий, но даже среди таких низких показателей можно сделать вывод, что даже при не большом тираже, даже в отдаленных регионах, о печатных СМИ не только знают, но и активно читают. Рассмотрим картину 2023 года и сверим данные исследования.

Аналогичный опрос также прошел спустя год в октябре – декабре 2023 г. в 2 городских округах и 17 муниципальных районах края. Исследование репрезентативно, выборка составила 4000 респондентов в возрасте от 18 лет, опрос из закрытых вопросов был произведен поквартирно.

В соответствии с данными, полученными в ходе исследования, в регионе оценка работы органов публичной власти характеризуется следующими показателями.

За год статистика значительно поменялась и стала следующей: телевидение – 56,3%, новостные сайты – 52,1%, социальные сети и мессенджеры – 49%. Узнают новости, читая блоги и форумы 16,8% опрошенных. Через личное общение узнают новости 14,7% опрошенных. Читают печатную прессу 6,1% жителей, слушают радио – 6,5%.

 

Рисунок 2. Социологическое исследование за 2023 год в Хабаровском крае

 

Больше всего смотрят ТВ в Тугуро-Чумиканском районе - 83%. Также чаще используют ТВ в качестве источника новостей в Аяно-Майском и Охотском – по 78%. Реже всего смотрят новости по ТВ в Хабаровске – 50%. И снова мы можем наблюдать картину отдаленности районов, чем дальше от краевой столицы – тем более популярно телевидение и связано это зачастую с отсутствием, чрезмерно большой ценой за сеть.

Чаще всего новостные сайты читают в Ульчском – 65,2% и Полины Осипенко – 62%. В остальных районах новостные сайты читают от 45% до 59,6% жителей. Еще в 2018 году жители района Полины Осипенко били тревогу от сокращения рабочих мест, данный рост потребления социальных сетей можно свести к этому, так как для работы в сети интернет, кроме него зачастую ничего и не нужно.

Узнают новости из социальных сетей чаще всего жители Ульчского района – 68,7%. Реже всего в Тугуро-Чумиканском - 33%. В остальных районах от 35 до 65%.

Форумы и блоги в интернете в качестве источника новостей мало популярны в Хабаровском крае. Реже всего читают блоги в Тугуро-Чумиканском и Охотском районах – 4%. В остальных районах от 7 до 25%.

Узнают новости при личном общении чаще всего в Аяно-Майском 26% и Охотском районе – 29%. А реже всего в районе имени Лазо – всего 4%. Остальные районы от 10,6% до 21,6. Связанно это, конечно, с численностью проживающих в районе. Естественно, где число проживающих до 1 тысячи человек, люди не просто знают каждого в лицо, а воспринимают как одну большую семью.

Радио чаще всего слушают в Комсомольске-на-Амуре – 11,7%. В остальных районах этот источник информации почти не используется жителями – только от 1% до 8%.

Печатную прессу чаще всего читают в Охотском районе – 24%. В остальных районах узнают новости из газет от 3,3% до 14% жителей.

Подводя итог, следует с полной уверенностью отметить, что медиапотребление в Хабаровском крае в значительной степени соответствует общим трендам развития современных информационных технологий, хотя и сохраняет определённые уникальные особенности, обусловленные географическим положением и демографической структурой данного региона. Традиционные информационные источники, такие как телевидение и печатные издания, продолжают пользоваться высокой популярностью, особенно в отдалённых районах, где доступ к интернету может быть затруднен или вовсе отсутствует. Вместе с тем, в последние годы отмечается увеличение и расширение использования цифровых платформ, таких как новостные сайты и социальные сети, особенно среди молодёжи и в крупных городах, таких как Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, которые становятся центрами притяжения для новейших медиаформатов.

Социологические исследования показывают, что население Хабаровского края активно использует различные каналы получения информации, значительно адаптируясь к современным реалиям и новейшим возможностям. Однако, несмотря на прогресс, для поддержания интереса к традиционным СМИ и обеспечения доступности актуальной информации в отдалённых районы необходимо продолжать развитие инфраструктуры связи и внедрение инновационных решений, идей и технологий в сфере медиакоммуникаций, что позволит удовлетворить потребности зрителей и читателей в разнообразных источниках информации.

 

Список литературы:
1. Арутюнян Э.Г., Байчик А.В., Блохин И.Н., Петросян Д.В. Новые медиа как субъект политической коммуникации // Litera. 2024. № 7. С. 1-11. DOI: 10.25136/2409-8698.2024.7.71110 EDN: GFEVUK URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=71110
2. Смирнова А.Д. Формирование и влияние медиаобраза в современном обществе: исследование факторов и роли медиакоммуникации // Вестник науки №6 (63) том 1. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8663 (дата обращения: 13.10.2024 г.)