Трудовые ценности современной российской молодежи: причины формирования и перспективы
Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Трудовые ценности современной российской молодежи: причины формирования и перспективы
Labour values of modern youth: the causes of formation and prospects
Tatyana Novopashina
Master student, Ural Federal University named after the first President of B.N. Eltsyn, Russia, Yekaterinburg
Аннотация. Российская молодежь в 2019 году имеет индивидуалистические трудовые ценности, стремится работать только ради собственных интересов. Прежде всего, молодых людей интересует заработок ради денег. В статье рассматриваются причины и перспективы этого явления.
Abstract. The Russian youth in 2019 have individualistic labor values, striving to work only for their own interests. First of all, young people are interested in earnings for the sake of money. The article discusses the causes and prospects of this phenomenon.
Ключевые слова: ценности; труд; молодежь; трудовые ценности; профессия; карьера; заработок.
Keywords: values; work; youth; labor values; profession; career; earnings.
Ценности - это «синоним неравнодушия человека к тому или иному аспекту действительности», некие маяки, которые помогают «заметить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека. Это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения» [1, с. 62]. Соответственно, трудовыми ценностями можно назвать конкретные проявления высокой степени заинтересованности человека в труде, то, что важно для него в трудовой деятельности. Авторы монографии «Гражданская культура молодежи Свердловской области: тенденции, проблемы, перспективы» также дают определение понятия «ценностные ориентации», которые, по мнению исследователей, являются «индивидуальным эквивалентом ценностей». Итак, «ценностные ориентации – относительно устойчивое, избирательное отношение личности к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как цели и средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности человека» [1, с. 62]. Значит, трудовыми ценностными ориентациями можно считать комплекс представлений о труде с определением того, что может дать трудовая деятельность для удовлетворения собственных потребностей.
Условия, в которых дышит, растет и развивается современная российская молодежь, во многом сформировались под влиянием западной культуры. Россия переняла такое явление, как общество потребления. Это «общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностных ориентаций и установок» [7]. Это целая культура, которой молодежь не способна сопротивляться ввиду психологических и физиологических особенностей. А.К. Викулов пишет: «Досугово-развлекательные ориентации выходят здесь на первое место, опережая собой ориентации на профессиональную деятельность и труд» [2, с. 18]. Потому современная российская молодежь имеет трудовые ценности, в корне отличающиеся от трудовых идеалов советской молодежи. Прежде всего, различие проявляется в индивидуализме, эгоистичности, отсутствии готовности работать в сферах, где используется физический труд, стремлении к большим денежным вознаграждениям с минимальным количеством трудовых затрат. А.В. Сотникова ссылается на российских исследователей В.И. Чупрова и Ю.А. Зубок, которые еще 19 лет назад отмечали: «в результате перестройки уже к 1990г. произошла коренная переориентация молодежи от предпочтения нематериальных ценностей к материальным; зарплата утвердилась на первом месте в мотивах труда, оттеснив такие ценности, как содержание труда, самоопределение в труде, возможность реализации своих знаний и способностей через труд» [4, с. 262-263].
Авторы статьи «К особенностям трудовой мотивации молодежи» писали о том, что «мотивационно-смысловые ориентиры молодых людей на выбор профессии и профессиональную карьеру искажены. Это:
- неадекватные представления об условиях работы, о потребностях рынка труда и требованиях работодателей и т.п.;
- необоснованно высокие притязания к будущей профессии, рабочему месту, без учета реальных социально-экономических условий и личных возможностей;
- неподготовленность к жесткой конкурентной ситуации, психологическая неготовность к самостоятельным действиям» [6, с. 2536] .
Разумеется, на формирование трудовых ценностей молодежи влияет социальный и экономический статус, а также возраст. В «Концепции поддержки работающей молодежи Свердловской области до 2020 года» приведена следующая таблица [5]:
Таблица.
Формирование трудовых ценностей
Разумно полагать, что с увеличением возраста молодого человека его трудовые ценности меняются. Все ранее перечисленные негативные явления в большей степени наблюдаются, согласно классификации Концепции, у «младшей» группы молодежи. По собственному опыту работы в органе местного самоуправления в г. Верхняя Пышма Свердловской области, одним из направлений деятельности которого является государственная молодежная политика, можем сказать: в последние 2 года при трудоустройстве молодежь, как правило, не стремится оказать материальную помощь родителям или быть полезной городу – например, навести чистоту на улицах и во дворах. Молодых людей интересует заработок, возможность потратить денежные средства на собственные цели, в большинстве случаев представляющие гаджеты или модную одежду. Это касается только молодежи в возрасте от 14 до 17 лет, желающую устроиться в молодежную биржу труда. Ежегодно в городском округе Верхняя Пышма таким образом трудоустраивается более 600 человек в летний период. Практически каждый из них на вопрос: «Почему хочешь работать?» - отвечает: «Нужны деньги. Хочу купить самокат/ролики/гироскутер/телефон/планшет» и т.п.
У средней и старшей групп появляется осознанность в определении самого важного в трудовой деятельности. Индивидуализм также идет на спад, т.к. у молодого человека 22 лет и старше появляется собственная семья. По этой причине не исчезает тяга к высокой оплате своих трудовых затрат. Но интерес к заработку ради денег, удовольствий, развлечений сменяется желанием тратить заработанные средства на нужды семьи, обеспечить ее комфортное существование.
Притом, по мнению исследователей, наблюдается процесс изменения отношения молодежи к труду. Но сложно дать ему однозначную оценку. А.В. Сотникова, ссылаясь на Ю.А. Зубок, пишет, что «инструментализация ценностей труда молодежи может рассматриваться и как позитивное явление, если при этом происходит рационализация труда и доминирует достиженческий комплекс ценностей, таких как: мастерство, добросовестность, ответственность, честность, бережливость, самоотдача, характерный для западной трудовой этики» [4, с. 266]. Пока же российская молодежь только пытается постичь трудовые ценности, укрепившийся в западных странах. Причина тому – менталитет, культурные и экономические различия. Из-за большой территории, а также огромной разницы между городом и селом даже внутри страны долго не будет достигнута единая система ценностей. Но молодые люди способны анализировать и мыслить критически, поэтому, на наш взгляд, западные трудовые ценности через 15-20 лет все же закрепятся в головах российской молодежи.