О ЗАЩИТЕ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА
Конференция: CCLXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCLXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
О ЗАЩИТЕ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА
В Российской Федерации процесс приватизации государственного имущества неизменно становится темой оживленных дискуссий среди экспертов в правовой, экономической и политической сферах. Центральное место в обсуждениях занимает субъекты и защита прав этих субъектов приватизационных процессов, что связано как с масштабными изменениями в экономике, так и с социально-экономическими последствиями, которые они влекут за собой.
Приватизация представляет собой сложный правовой процесс, охватывающий не только перераспределение материальных ресурсов, а также защиту прав новых владельцев и гарантии соблюдения прав всех участников. В этом контексте важной задачей становится обеспечение прозрачности и законности передачи государственной собственности в частные руки.
Одним из наиболее сложных аспектов приватизации стала юридическая защита прав субъектов, участвующих в этом процессе. Это включает как инвесторов, которые вкладывают средства в приватизируемые объекты, так и работников предприятий, чьи права также должны быть защищены в условиях изменения формы собственности. Эксперты подчеркивают важность разработки и внедрения четкой нормативно-правовой базы, которая бы не только регулировала процесс передачи собственности, но и обеспечивала защиту прав и интересов всех участников, включая наиболее уязвимые группы населения.
Статья 42 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» содержит нормы по защите прав государства и муниципальных образований как собственников имущества [3].
Из содержания указанной статьи вытекает, что Правительству Российской Федерации, а также уполномоченным федеральным органам исполнительной власти и юридическим лицам, которые по указанию Правительства выполняют функции продавца федеральной собственности, действуя от имени Российской Федерации, наряду с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и структурами местного самоуправления, предоставляется право обращения в судебные инстанции. Они также выступают в суде, защищая имущественные и иные права и законные интересы Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Отметим, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством Российской Федерации, имеет право подавать иски в суд для защиты государственных интересов, а финансирование защиты имущественных прав Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований осуществляется из средств соответствующих бюджетов.
Приватизационные сделки с государственным или муниципальным имуществом, осуществленные лицами, не имеющими на это полномочий, признаются ничтожными. Основной причиной, по которой сделки, совершенные неуполномоченными лицами, признаются ничтожными, является обеспечение законности и прозрачности процесса приватизации. Государственные и муниципальные органы проводят приватизацию на основании специально разработанных процедур, обеспечивая тем самым соответствие передаче имущества установленным нормативам, что необходимо для предотвращения коррупции, снижения риска потери государственной собственности и защиты прав всех заинтересованных сторон [2].
Кроме того, признание сделки ничтожной влечет за собой определенные правовые последствия как для покупателя, так и для продавца. Если сделка признана недействительной, стороны обязаны возвратить все полученное по сделке, будь то имущество или деньги, что способствует повышению ответственности участников приватизационного процесса и стимулирует соблюдение правовых норм и процедур [1].
На наш взгляд, защита прав субъектов приватизации проявляется в возможности обжалования решений и действий государственных органов в суде. Судебная практика в этой области сформировала ряд прецедентов, разрешающих споры о нарушении прав собственников на различных этапах приватизации, начиная с оценки и заканчивая государственной регистрацией имущества.
Автором предлагается ввести данные положения в текст Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и закрепить в правовом поле механизмы защиты прав участников приватизации, предоставив возможность оперативного разрешения спорных вопросов посредством создания специализированных комиссий и арбитражных палат, разбирающих случаи нарушения прав, поспособствует более быстрому восстановлению справедливости.
Подводя итог, отметим, что защита прав субъектов приватизации государственного имущества в Российской Федерации представляет собой сложный и многогранный процесс, который требует соблюдения баланса интересов всех участников, обеспечения законности и прозрачности всех процедур, а также создания эффективных инструментов юридической защиты и ответственности.
