Статья:

Стратегическое управление в условиях кризиса

Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Котова Л.С. Стратегическое управление в условиях кризиса // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 28(29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/28(29).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Стратегическое управление в условиях кризиса

Котова Людмила Сергеевна
студент, Российский государственный гидрометеорологический университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

STRATEGIC MANAGEMENT IN CRISIS CONDITIONS

 

Lyudmila Kotova

Student, Russian State Hydrometeorological University, Russian Federation, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье рассмотриваются процессы формирования стратегий предприятий в условиях экономической нестабильности, приводятся подтверждения и аргументы, которые сосредотачиваются на важности стратегического управления в компаниях. Представлена комплексная оценка проблем, напрямую связанных с ведением стратегического управления.

Abstract. The article discusses the processes of formation of the strategies of enterprises in conditions of economic instability, provides evidence and arguments that focus on the importance of strategic management in companies. Presents a comprehensive assessment of the problems directly related to the conduct of strategic management.

 

Ключевые слова: Стратегическое управление, кризис, менеджмент.

Keywords: Strategic management, crisis, management.

 

Для выхода на  новый уровень в управлении требуются современные рыночные условия, и, это необходимо для всех компаний. Новой системе управления необходимо  соответствие всем современным экономико-финансовым процессам. Именно такая система управления включает стратегическое управление. Стратегическое управление, в его современном варианте включает две основные составные части: стратегическое планирование и структура управления. Нет необходимости исследовать стратегический менеджмент только в качестве принятых методик, которые являются результатом эволюции в теории управления; как правило, методы и приемы стратегического управления появляются в один момент, как результат в решении проблем определенной ситуации. Важно учесть, что они возникают в ходе изменений характера внешней и внутренней деятельности в компании. Однако, одной стратегии управлния, которая бы подходила всем типам компании просто не бывает, поскольку каждой компании свойствена своя уникальность, исходя из этого процесс вырабатывания управленческой стратегии для определенной компании особенный. Но тем неменее, существуют  основополагающие моменты, которые позволяют создавать некоторые стандарты управления, особенно характерные для кризисного периода в экономике. Как показано на практике, предприятия проказывают заинтересованность к стратегическому менеджменту в двух случаях:

  • когда находяться в условиях кризиса, который вызван внешними и внутренними факторами;
  • также, когда находяться в период интенсивного развития.

В этих обеих ситуациях происходит некоторая потеря в управлении предприятием. Причины и факторы в данных ситуациях довольно разные, в этой связи, есть необходимость стратегическое управление также различать. Менеджерам необходимо понимать, чем являеться стратегическое управление и какие ресурсы потребуются для его правильного положения. В сам процесс стратегического управления входит: стратегический анализ, разработка определенной стратегии и соответственно ее реализация. Основной особенностью, определяющей специфику в стратегическом управлении в условиях экономического кризиса, является то, что сама компания не готова к принятию кризисных изменений в экономике, которые зачастую, носят внезапный характер. Для предотварещения и снижения всевозможных негативных последствий от кризиса, компании важно уделить особое вни мание  принятию соответствующих мер организационного, а также технического характера еще до самого проявления кризисных моментов. В период реализации стратегического управлении в период кризиса возникает проблема в отсутствии полного объема требуемой информации. Заниматься поисками необходимой информации из различных источников своими силами попросту нет времени, а если уделить внимание заказами тематических исследований может сильно отразиться на финансах компании. В этой ситуации в решении проблемы может помочь метод «мозгового штурма» для специалистов с критериями определенного опыта и квалификации, котрые работают в компании. Именно такие специалисты компании обладают необходимой информацией. В первый момент, менеджеры должны собрать ту самую информацию потребностей клиентов, именно с возможностью их удовлетворения; информацию о привлекательности и конкурентоспособности в различных сегментах рынка; возможности и угрозы в бизнес-среде; деятельность компаний-конкурентов и контрагентов. К причинам, благодаря которым  организация попадает в кризис, делятся на два вида: внутренние и внешние. К внутренним причинам кризиса относятся, как правило, результаты деятельности самого предприятия. К внешним относяться- не зависящие от предприятия или образующие тот самый список причин, на которые предприятие повлиять не в силах.К наиболее распространенным внешним факторам относяться нынешнее и перспективное состояние в мире финансовой системы, политика финансово-кредитных организаций, изменения налогового законодательства.

Для эффективности в стратегическом управлении в условиях экономического кризиса необходимо четко понимать причины возникновения внутренних и внешних факторов кризисной ситуации, знать природу их появления и вовремя предпринять меры в разработке противодействий.

Стратегическое управление помогает установить:

  • в какой объеме и при применении каких способов компании возможно противопоставить изменениям внешней среды;
  • комплекс предготовительных мер, которые способствуют в сохранении жизненной способности компании и в достижении обозначенных целей.

Если учитывать возможности и роль в урегулировании результатов кризисных моментов для компании, существует множество форм и методов в стратегическом управлении. Наиболее всесторонней стратегией в менеджменте в период кризиса будет являеться «модель трех компетенций». Е.Ю. Трифонова и Ю.А. Коновалов предлагают для разработки стратегии развития предприятия в условиях кризиса в некотором роде уникальную трехмерную «модель трех компетенций». Новизна и уникальность данной модели заключаются в том, что характеристики влияния кризиса на отрасль (компетенции) включаются в трехмерную модель в качестве определяющего параметра и влияют на выбор стратегии.[2,с.52-57]

Следует для проведения стратегического управления в период кризиса использовать информацию, полученную в результате SWOT- анализа. Выбор SWOT-анализа, в применении антикризисного управления заключаеться в том, что он быстротый, наглядный и понятный. После завершения моделирования нынешней кризисной ситуации и сбора необходимой информации компания должна сформулировать четкую стратегию. Для этой реализации, управляющим звеном компании должны быть обозначены цели стратегического управления. Под целями понимаются конкретные показатели, имеющие четкие значения, которые компания должна достигнуть в заданный период. В процессе разрабатывания стратегии возможно будут иметь место события, которые оказывают значимое влияние в бизнес-процессах, игнорирование которых допускать не стоит. Стратегия должна зависеть от направления деятельности компании. На практике,  более предпочтительны стратегии компании в период кризиса стратегия диверсификации и стратегии интеграции. Таким образом, имеются обязательные характеристики в стратегии компании, которые составляют ее специфику. Антикризисное стратегическое управление должно включать проводение мониторинга новых возможностей для компании, которые появляются в внешней среде. Наиболее популярными стратегиями компании в период кризиса являются стратегия диверсификации и стратегия интеграции, которые, представляют собой разные формы объединений (слияние, поглощение) и разные создания стратегических альянсов. Подводя итог, хотелось бы обратить внимание, что в процессе разработки антикризисного планирования, крайне важно уделять внимание методической поддержке, в частности, если компания только начинает внедрять стратегическое управление. В противном случае, возможно допущение ошибок методического характера, способных вызвать значительные потери времени, что в рамках кризиса может иметь неминуемые последствия для компании в целом.

 

Список литературы: 
1. Ковтуненко К.В. Методы стратегического управления в условиях кризиса // Экономика: реалии времени. – 2012. – № 2 (3). 204 
2. Трифонова Е.Ю., Коновалов Ю.А. Трехмерная модель развития предприятия в условиях кризиса. Модель выбора стратегии промышленных предприятий в условиях кризиса // Российское предпринимательство. – 2010. – № 4-1. – С. 52–57. 
3. Клочкова А.В. Разработка стратегии предприятия в условиях кризиса // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2016. – № 1 (97). 
4. Фомченкова Л.В. Задачи стратегического анализа в условиях организационно-экономического кризиса // Евразийское Научное Объединение. – 2015. – Т. 1, № 2 (2). – С. 159–160.