Структура современного международного рынка услуг на примере международного рынка образовательных услуг
Секция: Экономика
XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Структура современного международного рынка услуг на примере международного рынка образовательных услуг
Сфера образовательных услуг является одной из самых быстроразвивающихся отраслей мировой экономики. Образовательные услуги можно определить, как услуги, направленные на организацию процесса по овладению новыми знаниями, навыками, развитию способностей. Образование является основным фактором социально-экономического развития страны, оказывающее прямое воздействие на развитие интеллектуального показателя нации. Образование влияет на уровень квалификации работников, развитие и освоение новых технологий, способствует росту национального хозяйства. [1]
Мы живём в эпоху постиндустриального общества, где в экономике преобладают услуги, а процесс образования индивидов происходит на протяжении всей жизни. Чтобы достигать лидирующие позиции в мире каждая страна должна развивать сферу образования и активно конкурировать на международном рынке образовательных услуг.
Рост мировой экономики зависит от уровня образования и профессиональной компетентности людей, формирующейся в сфере образования, нацеленной на постоянное производство, потребление, перераспределение мирового дохода с помощью постоянного совершенствования, воспроизводства творческих и интеллектуальных способностей человека, а также мирового обмена и распространения знаний. Растущий спрос на образовательные услуги формирует предпринимательскую деятельность образовательных учреждений и развивает международный рынок образовательных услуг. [2] Основными тенденциями мирового рынка образовательных услуг являются: информатизация, непрерывность, коммерциализация, индивидуализация, многоуровневость, стандартизация. [3] С каждым годом растёт конкуренция в отрасли образовательных услуг как в региональном масштабе, так и мировом.
Мировой рынок образовательных услуг включает в себя основные сегменты такие как: международная мобильность студентов и учеников для получения разного уровня образования; транснациональное обучение (оказание образовательных услуг в стране, в которой не расположено данное образовательное учреждение); сопутствующие образовательные услуги и продукты (присвоение международных квалификаций, услуги для развития образовательных технологий).
Мировой рынок образовательных услуг можно классифицировать по:
-
предмету продажи, где выделяют:
- высшее образование, получаемое иностранными студентами;
- образовательные услуги, например, курсы по изучению языков, дистанционное образование, программы повышения квалификации и дополнительного образования;
- книги, электронные образовательные программы, методики.
-
Участникам рынка:
- предложение –это вузы, неправительственные организации с государственной поддержкой (Britich Council, Великобритания; IDPE, Австралия; NAFSA, США и другие);
- спрос – студенты, работодатели, домохозяйства;
- регулирующие организации – национальные: министерства образования; международные: Всемирная торговая организация (ВТО), Мировой банк (МБ), Европейский союз (ЕС), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ;
-
Направления обучения:
- Бизнес – образование, включая экономику и менеджмент;
- инженерные науки;
- естественные науки, с преобладающей долей математики;
- социальные науки;
- медицина и организация досуга. [5]
С каждым годом увеличивается вовлеченность высших учебных заведений в рыночную систему, что способствует развитию их стремления к получению прибыли. Привлечение иностранных студентов позволяет не только увеличить прибыль образовательной организации, но и повысить их престиж на мировом рынке образовательных услуг. Также привлечение иностранных студентов положительно влияет на экономику страны в целом, способствует продвижению её политики, культуры, экономики, поднимает её конкурентоспособность за счёт трудоустройства наиболее талантливых выпускников – иностранцев. [4]
Студенты отправляются учиться за рубеж для получения более качественного и востребованного образования. В большинстве стран ОЭСР доля иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, постепенно увеличивается. В среднем по странам ОЭСР иностранные студенты составляют 6% от общего числа учащихся в высших учебных заведениях. Доля иностранных студентов повышается с каждой следующей ступенью образования, так 22% всех поступивших студентов, учатся на докторскую степень. Международный уровень участия в программах бакалавриата остается относительно низким (ниже 5% почти в половине исследуемых стран). Тем не менее, несколько стран имеют более высокий международный уровень образования. В Австрии, в Люксембурге и Новой Зеландии более 15% студентов бакалавриата являются иностранцами. [6]
Наиболее привлекательными странами для иностранных студентов для получения высшего образования является шестёрка стран, на которые приходится более половины всей студенческой мобильности: США (19%), Великобритания (8%), Австралия (7%), на Францию, Германию и Россию по (5%). [7]
Выбор студентами сферы обучения определяется возможностями для карьерного роста и их востребованностью после обучения. В среднем каждый четвертый выпускник в странах ОЭСР получил высшее образование сфере бизнеса, менеджмента и права в 2017 году.
Содействие в развитии широкой области образования в науке, технологии, технике и математике (STEM) стало приоритетом в многих странах. Такие навыки как разработка и внедрение инноваций в технологии и исследования, направленные на решение проблем и количественный анализ статистических данных, считаются необходимыми в современной непредсказуемой экономике. Специалисты, обладающие данными компетенциями пользуются большим спросом на рынке труда. В среднем по ОЭСР и странам-партнерам, 27% новых поступающих на программы бакалавриата, поступают на направления в области STEM с крупнейшей долей в Германии (40%), в Российской Федерации (35%), в Греции и Корее (34%). [6] Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), инженерные науки, строительство являются самыми высокооплачиваемыми на рынке труда, но несмотря на это данные направления все еще привлекают меньшую долю студентов. В среднем по странам ОЭСР и странам-партнёрам, 16% новых абитуриентов поступают на направления в машиностроении, производстве и строительстве и 5% в ИКТ. [6]
Таким образом, мировой рынок образовательных услуг активно развивается, вместе с ним увеличивается число человек, получивших и получающих высшее образование. Основными тенденциями развития международного рынка образовательных услуг являются: рост масштабов рынка и увеличение объёма продажи образовательных услуг, международной мобильности студентов и преподавателей, постоянный рост числа иностранных студентов, повышение востребованности получения полного высшего образования, усиление конкуренции между странами за привлечение иностранных студентов, создание образовательных кластеров, переход от массового набора студентов к более избирательному, направленному на поиск талантливых студентов.