Статья:

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Конференция: CCXCIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Федотова В.О. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15(294). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/15(294).pdf (дата обращения: 15.05.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Федотова Вероника Олеговна
студент, Российский государственный социальный университет, РФ, г. Москва

 

FEATURES OF JUVENILE EDUCATION, PERSONS HELD IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY

 

Veronika Fedotova

Student, Russian State Social University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются особенности получения образования несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Abstract. This article examines the specifics of the education of juvenile convicts serving sentences in places of deprivation of liberty.

 

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, образование, несовершеннолетние осужденные, исправительные учреждения.

Keywords: penal enforcement system, education, juvenile convicts, correctional institutions.

 

Образование несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы является важным аспектом их социальной реабилитации и интеграции в общество.

Оно направлено на обеспечение права детей и подростков на получение образования, даже если они находятся в закрытых учреждениях, таких как колонии для несовершеннолетних или специализированные воспитательные учреждения.

По состоянию на конец 2024 года в России насчитывается 12 воспитательных колоний для несовершеннолетних [11]. Согласно статистики о состоянии судимости России за первое полугодие 2024 года, приговорено к лишению свободы 1076 несовершеннолетних граждан [3].

Согласно статье 43 Конституции РФ, каждый человек имеет право на образование [4]. Это право сохраняется за несовершеннолетними осужденными, независимо от их статуса.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ гарантирует право на получение образования для всех категорий граждан, включая лиц, находящихся в местах лишения свободы [10, с.15.]. Для несовершеннолетних предусмотрено обязательное получение общего образования.

Согласно статье 106 УИК РФ, администрация учреждений, исполняющих наказание, обязана создавать условия для получения осужденными общего или профессионального образования [9, с.59]. Также, получение общего и профессионального образования относится к основным средствам исправления осужденных.

В ст. 112 УИК РФ закреплено, что исправительные учреждения организуют обязательное получение общего образования, осужденными к лишению свободы, не достигшими 30 лет [9, с. 66].

Несовершеннолетние осужденные обязаны завершить обучение по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (до 9 или 11 класса).

Обучение может проводиться как очно, так и дистанционно.

Важным направлением является подготовка подростков к будущей трудовой деятельности.

В рамках профессионального обучения им предоставляются навыки, которые могут быть востребованы после освобождения [1, с.138].

Программы профессионального обучения разрабатываются с учетом потребностей рынка труда.

В некоторых учреждениях организуются кружки, секции, мастерские и другие формы дополнительного образования, направленные на развитие творческих способностей и личностного роста.

Особенности организации учебного процесса несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы:

  1. Организация обучения.

Организация обучения несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, находится в ведении Министерства науки и высшего образования РФ и Главного Управления Федеральной службы исполнения наказания [7, c.104]. Организация обучения регламентируется нормами УИК РФ совместно с Приказом Министерства Юстиции России и Минобрнауки России от 06.12.2016 № 274/1525 [6].

Образовательные учреждения уголовно-исполнительной системы входят в систему образования Российской Федерации, поэтому получение образования должно также отвечать требованиям, закрепленных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

  1. Условия обучения.

Обучение проводится в специально оборудованных помещениях внутри учреждения. Программы адаптируются под особенности контингента учащихся. Обучение зачастую происходит по учебным планам вечерних школ, что влияет на специфику программного обеспечения и количества изучаемых предметов. Обучение состоит из уроков, консультация и элементов самоподготовки.

Ученики 9 класса также сдают обязательный государственный экзамен, а выпускники 11 класса – единый государственный экзамен.

В период подготовки к данным экзаменам освобождаются от работ приказом воспитательной колонии, что дает им возможность более основательно подготовиться к сдаче экзамена. Выпускникам, которые успешно сдали экзамен, выдается документ государственного образца о получении соответствующего уровня образования. Данный документ хранится в личном деле осужденного, при отбытии наказания выдается осужденному под расписку [1, с.140].

  1. Преподавательский состав.

Обучение обеспечивают педагоги, работающие в учреждениях, а также привлеченные специалисты из внешних образовательных организаций. Педагоги проходят специальную подготовку для работы с осужденными несовершеннолетними. Работа с несовершеннолетними осужденными требует от педагога постоянного поиска новых приемов и средств сотрудничества с подростком, поиска подхода к нему.

В настоящий момент наблюдается дефицит педагогических кадров, готовых работать с несовершеннолетними, находящихся в местах лишения свободы [5, c. 163].

  1. Психолого-педагогическое сопровождение.

При обучении несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, учитываются индивидуальные особенности каждого подростка. Проводится коррекционная работа с учетом психологических, эмоциональных и поведенческих проблем. Большая часть несовершеннолетних осужденным характеризуется неустойчивыми эмоциональными реакциями; стремление действовать наперекор другим, «против правил»; раздражительностью; подражательностью [8, с.185].

Организация образовательного процесса несовершеннолетних лиц, осужденных к лишению свободы, имеет определенные пробелы и недостатки. Так, многие учреждения сталкиваются с недостатком финансирования, квалифицированных преподавателей и учебных материалов, устаревшей технической базой.

У большинства несовершеннолетних осужденных есть проблемы с дисциплиной, мотивацией и академической успеваемостью, что негативно влияет на процесс обучения [2, c.53]. Помимо этого, изоляция от общества может снижать эффективность образовательных программ.

Значительная проблема в получении общего образования возникает, когда несовершеннолетние граждане содержатся в СИЗО. Там получение образования возможно лишь форме самообразования, что препятствуют получению качественного образования.

Для повышения качества образования несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы, необходимо расширять использование дистанционных технологий и электронных образовательных ресурсов, что позволит повысить доступность качественного обучения. Также необходима интеграция образовательных программ с мероприятиями по психолого-педагогической и социальной поддержке подростков.

Образование несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы – это не только выполнение конституционных обязательств, но и важный шаг к их социальной реабилитации.

Качественное образование помогает подросткам развивать свои способности, готовиться к жизни после освобождения и снижает риск повторного совершения преступлений. Однако для достижения этих целей необходимы системные усилия государства, общества и образовательных учреждений.

 

Список литературы:
1. Брылева Е.А. Реализация права на образование несовершеннолетними осужденными как эффективный инструмент ресоциализации. Мир политики и социологии. 2016; 10: 136 – 141. 
2. Вэтра А. В., Ганишина И. С. Психологические особенности несовершеннолетних осужденных и основные направления их психолого-педагогического сопровождения в местах лишения свободы // Девиантное поведение личности и группы : коллективная монография / отв.редактор А. Ю. Нагорнова.Ульяновск, 2021. С. 52–61.
3. Данные судебной статистики судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL http://www.cdep.ru/. (дата обращения 13.04.2025).
4. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
5. Накаряков Д.А. Проблема получения несовершеннолетними осужденными образования в исправительных учреждениях. Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: материала Всероссийской научно-практической конференции для студентов и преподавателей. Пермь. 2014; Т. 1 : 255. 
6. Приказ Министерства юстиции РФ и Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2016 г. N 274/1525 "Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы" (с изменениями и дополнениями).
7. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Межрегиональный институт экономики и права, Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ООО «ВОЛТЕРС КЛУВЕР», 2009. – 310 с.
8. Трофимова Н. С. Психологические особенности несовершеннолетних с отклоняющимся поведением // Психология образования: лучшие практики работы с детством : сборник материалов XV Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 20–22 нояб. 2019 г.). Москва, 2019. С. 180 –188.
9. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 24.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.12.2023).
10. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. 
11. Федеральная служба исполнения наказаний [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL https://fsin.gov.ru/vospitatelnye-kolonii/vospitatelnye-kolonii.php (дата обращения 12.04.2025).