ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА И ЕЕ МЕСТО В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
Конференция: CCXCV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика

CCXCV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА И ЕЕ МЕСТО В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
Производство и реализация продукции является основной задачей любого предприятия. Для того чтобы определить какой объем необходим для производства товаров, услуг и работ в будущем периоде по определенным номенклатурам и ассортиментам составляется производственная программа предприятия.
Актуальность статьи заключается в том, что производственная программа считается основным разделом плана организации. Все другие планы разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на исполнение в определенные сроки и при минимальных расходов. Производственная программа должна удовлетворять не только потребности покупателей и рынка, но и соответствовать ресурсам предприятия, учитывать ее объективные возможности. Отсюда встает задача оптимизированного характера. Цель данной задачи состоит в поиске наилучших вариантов плана производственной программы, где используются имеющиеся ресурсы при минимальных затратах и максимальных результатов. Оптимальный считается такая производственная программа, которая в большей степени соответствует структуре ресурсов организации и гарантирует лучшие результаты ее работы. Чтобы спланировать оптимальную производственную программу, необходимо понять ее сущность.
Производственная программа – это ведущий раздел перспективного и годового бизнес-плана развития предприятия, где определяется объем производство и продажа товаров согласно ассортименту, номенклатуре и качеству в натуральном и стоимостном выражениях. В ней отображаются ключевые направления развития предприятия в плановом году.
Основой планирования производственной программы служит план продаж. Цель планирования продаж состоит в том, чтобы вовремя предложить потребителям такую номенклатуру товаров и услуг, которая бы соответствовала статусу производственно-хозяйственной деятельности организации и возможно полно удовлетворила их потребность. Планирование продаж заключается в определении структуры новых товаров, соотношение объема выпуска старых и новых изделий, уровня цен и способности к конкуренции продукции, гарантий, качества сервиса и иных параметров продукции.
На данных производственной программы разрабатываются: материально-техническое снабжение, численность персонала и оплата труда, инвестиции и финансовый план предприятия.
Задачами планирования производственной программы являются:
- максимально использовать производственные мощности фирмы;
- максимально использовать основные фонды, трудовые и материальные ресурсы;
- повысить производство высококачественной продукции;
- выполнять обязанности по договорам с государством и покупателями.
Производственная программа состоит из двух разделов:
- план производства продукции в натуральном (условно – натуральном) выражении;
- план производства в стоимостном выражении.
План по производству продукции в натуральном выражении включает в себя показатели выпуска товаров конкретного ассортимента, номенклатуры и качества изделий в физических единицах, к примеру штуки, тонны, килограммы.
Планирование производства и реализации продукции в натуральном выражении предоставляет возможность утвердить выпуск определенных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями организации, потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако в этом плане имеется недостаток, он состоит в том, что для предприятия, которые изготавливают множество различных товаров, оказывают одновременно множество услуг не подходит, так как рассчитать расходы, доход и прибыль организации от продажи продукции невозможно и это требует разработки плана производства товаров в стоимостном выражении.
План производства продукции в стоимостном выражении содержит такие показатели как: реализованная продукция; товарная продукция; валовая продукция.
Основным стоимостным показателем данного плана является реализованная продукция. Данная продукция изготовлена, отгружена и оплачена покупателем или другой организацией. Реализованная продукция характеризует валовый доход предприятия в будущем году. Объем реализованной продукции рассчитывается как сумма товарной продукции и остатка нереализованной продукции на начало года за вычетом остатка нереализованной продукции на конец года. Товарная продукция определяется как сумма готовой продукции и тех элементов, которые входят в состав товарной продукции. Кроме этого, ее можно определить на основе валовой продукции. В данном случае она будет равна валовой продукции за вычетом стоимости остатков полуфабрикатов и незавершенного производства, стоимости переработанного сырья и материалов заказчика, не оплаченных заводом-производителем.
Валовая продукция – это сумма стоимости всех видов продукции, произведенной предприятием и кроме элементов, которые входят в состав товарной продукции, включает изменение остатков незавершенного производства в течение расчетного периода, стоимость сырья и материалов заказчика и некоторые прочие элементы.
Производственная программа составляется таким образом, чтобы организация в плановом году выполнило план продаж с имеющимися производственными возможностями. Проблема заключается в том, что производственные возможности организации могут быть больше или меньше задуманного объема продаж.
Фактором производственного процесса, с помощью которого определяется возможность фирмы, является производственная мощность. Если она больше объема продаж, то основное средство не полностью загружено и предприятие несет потери на производство товаров. Если же наоборот, производственная мощность меньше, чем объем запланированной продукции, то предприятие не выполнит план в будущем году. Следовательно, предприятию необходимо уменьшить объем производства или приобрести новые машины и оборудования. В данном случае производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в будущем году.
Таким образом, производственная программа – это наиболее важный раздел производственно-экономического плана, то есть план ввода в действии производственных мощностей и объемов производственной и реализованной продукции. Все остальные планы организации связаны с ней, поэтому ее необходимо спланировать оптимально для того, чтобы при производстве продукции были минимальные расходы и максимальные доходы.
