ТРАДИЦИОННОСТЬ В РУССКОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ ВОКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Конференция: CCXCVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Искусствоведение

CCXCVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ТРАДИЦИОННОСТЬ В РУССКОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ ВОКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Аннотация. Академическое вокальное искусство в России актуально на протяжении многих веков. Оно сохраняет в себе традиционные методологические принципы, которые составляют его философию. В настоящее время интерес к академическому вокальному искусству остается достаточно высоким. Воспитание высококвалифицированного специалиста-исполнителя важная задача для России. Данному вопросу уделяется много внимания. В ВУЗах, в училищах и в других музыкальных заведениях подготавливают профессиональных певцов. Педагоги совмещают как традиционные, так и инновационные методы для эффективного обучения молодых исполнителей. Однако проблема образования и просвещения в области культуры ощущается достаточно остро. В современном мире на первый план выходит инновационность, в какой-то степени антагонист традиционного, но необходимо обращаться к традиции и сохранять её, иначе, культура народа может быть разрушена. Традиционность русского академического вокального искусства наполнена истоками народности и православной музыки. Именно эти жанры оказали влияние на музыкальную культуру и ее становление в России.
Ключевые слова: академическое вокальное искусство в России, традиционность, фольклор, педагог, исполнитель, певец, традиция, народная песня, православное пение, церковная музыка, русская вокальная школа.
Введение. Академическое вокальное искусство традиционно по своей сути. В России всегда с большим трепетом относились к своим корням и истокам. Поэтому русское академическое вокальное искусство пропитано самобытностью и его исполнительская культура передается из поколения в поколение.
Результаты исследования. Традиция (от лат. traditio – передача, передавать, предание) – термин, который говорит о передаче знаний из поколения в поколение. [2, с. 741] В современном академическом вокальном искусстве особое значение уделяют традиционным основам, благодаря которым удалось сохранить уникальную русскую школу пения, продолжающую развиваться сегодня с использованием новых подходов и инновационных технологий.
В разных странах педагоги и музыкальные деятели бережно сохраняли и развивали академическое вокальное искусство. Профессиональные школы основывались не только на общих важных принципах звучания и сценического поведения исполнителя, но и на культурных особенностях страны, в которой действовало и развивалось вокальное искусство.
Русское академическое вокальное искусство – яркий пример синтеза мирового опыта вокальных школ и фундаментальных традиционных отечественных ценностей. “Русская вокальная школа накопила значительный опыт вокального воспитания” [5, с. 140]. Традиция раскрывается в исполнительстве через технические и художественные аспекты композиторского наследия, на примере произведений, отражающих национальную самобытную культуру.
Истоком русского академического вокального искусства является церковная и народная музыка. Корни народности и православной музыки уходят в период древнеславянского мира. В Древней Руси люди выражали свои эмоциональные переживания, чувства через музыку, они использовали инструментальное сопровождение и голос в различных обрядах, ритуалах. Широкое распространение получили песни, включающие в себя образы, отражающие жизнь простого человека, его быта, а также песни, которые были связаны с языческими религиозными верованиями. Данный этап развития традиционной русской музыки был одним из важнейших в культурном наследии, безусловно повлиявшем на последующие направления в вокальном искусстве.
В 988 году после Крещения Руси стала активно развиваться церковная музыка. Преимущественно до определенного времени самым известным видом пения являлось хоровое. Знаменные распевы, партесное пение, духовные стихи, канты – это наиболее развитые жанры церковной музыки. Особенностью церковной музыки была напевность, спокойствие, углубленное погружение в смысл текста, также преобладал речитатив с протяжным произнесением гласных звуков, так зарождалась кантилена – (от итал. cantilena – распевное пение) вокальный прием, широко развитая распевная мелодия, которая в последствии становится одним из важных составляющих русской академической вокальной музыки. [3, с. 25]. В православной музыке использовалось многоголосие пение, но традиционным считалось пение в унисон (одноголосие). Также характерным видом пения была а-капелла, без сопровождения музыкального инструмента, когда сочетание звучания разных голосов и акустики помещения создавало необыкновенное и проникновенное исполнение. “Качественный звук исполнителя зависит не только от таланта, но и от акустической среды” [1, c. 241].
На ряду с православной музыкой одновременно развивается и народное творчество. Народная песня – неотъемлемая часть музыкальной культуры в России. Она послужила проводником в развитии академического вокального искусства и оказала влияние на процесс его формирования. Национальный колорит и душа народа безусловно ярчайшим образом отражается в фольклоре. Народные праздники не обходились без музыкального сопровождения. Песни позволяли высказать свои думы, мнения о происходящем в жизни, также в песнях поднимались острые общественные темы.
В разные исторические этапы народная песня трансформировалась по причине изменений в обществе. В один период более известны были обрядово-семейные песни, былины, в другой частушки, лирические композиции.
Но всегда важно было в народной песне слово, поэтому основной принцип в процессе исполнения сводился к вокальной декламации. Народная музыка передавалась из поколения в поколение и носила стихийных характер.
Поэтому у народных песен существует несколько вариантов исполнения, текста и мелодии, так как творчество передавалось чаще устно. Трудно не проникнуться народностью, потому что она раскрывает душу человека, мировоззрение поколений, она позволяет прикоснуться к своим корням, осознать всю мощь истории народа. Популярными исполнителями на Руси считались певцы сказители-скоморохи. Позднее в русском академическом оперном искусстве образ скомороха будет активно использоваться великими композиторами, в партиях этого героя будет слышен традиционный колорит. Многие деятели искусств, а также композиторы будут опираться именно на фольклорные основы для своего творчества.
Скоморохи являлись универсальными артистами, которые могли петь, играть на инструменте, танцевать и одновременно быть авторами актерских сценок.
Из этого следует, что история русской народной песни и православного пения и составляет традицию. Фольклор и православная музыка Древней Руси стали носителями музыкального начала, на котором основывалось далее академическое вокальное искусство в России. [4, с. 9]
Позднее начинается постепенный переход к расцвету русского академического вокального искусства. Формируются исполнительские и педагогические музыкальные принципы. С помощью этих принципов в дальнейшем выстраивается фундамент русской вокальной школы.
В труде “Полная школа пения” композитора и педагога – Александра Егоровича Варламова были отражены традиционность взглядов на русское вокальное академическое искусство. А. Е. Варламов в своем труде развивает мысль о том, что пение должно включать в себя естественность и выразительность голоса, в исполнении обязана присутствовать искренность и глубина переживаний произведения.
Пение должно осуществляться в комфортной тесситуре для исполнителя.
Образ исполнителя требует целостности и органичности, чтобы художественная и техническая часть произведения были взаимосвязаны.
Одним из родоначальников нового этапа для русского академического вокального искусства является композитор, педагог – Михаил Иванович Глинка. Знания, накопленные во время обучения у разных педагогов, в числе которых были и итальянские с техникой “bel canto” – “красивое пение”, вокальный стиль, получивший широкое распространение в Италии с середины XVIII века. [4, с. 12].
Данный вокальный стиль и обращение к культурному наследию России создали основные принципы методологии композитора. М. И. Глинка является автором многих вокализов и упражнений – важнейших в постановке голоса. Молодым певцам и в наше время часто рекомендуют обращаться к творчеству композитора для качественной и профессиональной подготовки в вокальном искусстве.
Основные методы педагога включали в себя постепенное развитие голоса в комфортном диапазоне, а далее уже проводилась работа с развитием и расширением диапазона.
Особое внимание композитор уделял звуковедению, форсирование звука не допускалось.
В развитие вокальной русской школы значительный вклад внес композитор – Александр Сергеевич Даргомыжский.
Он предложил новый метод обучения исполнителей, который объединял техническую и художественную часть в произведении. В этом методе акцентировалось внимание на расширение кругозора певца, но не только в вокальном искусстве, а во всех областях культуры. Еще одним важным принципом было освоение художественного содержания, в последствии оно направляло исполнителя к усовершенствованию его технических навыков.
Но без внимания техническая часть в этом методе не оставалась, овладение ее должно было быть постепенным и систематичным с равномерными нагрузками.
Многие исследователи считают, что учебное пособие “Полная школа пения”, методология и принципы обучения А. Е. Варламова, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского дали скачок в развитии вокального искусства. Благодаря опыту данных музыкантов-педагогов можно проследить тенденции развития академического вокального искусства в России и сохранения традиций в нем, а также понять педагогические подходы, существующие раньше и влияющие на современные, узнать больше об истоках и формировании академического пения.
Выводы. Таким образом, можно прийти к заключению, что традиционность в русском академическом вокальном искусстве основывается на истоках древней и более поздней исполнительской культуре, а именно на музыке Древней Руси, на народной и православной музыке. Педагогические принципы и философия композиторов-педагогов наполнялись традиционным искусством, в том числе для создания синтеза традиции и современности, поэтому в дальнейшем развитии продолжала и продолжает сохраняться традиционность академического вокального искусства.
