РОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2024 ГОДУ
Конференция: CCXCVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика

CCXCVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
РОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2024 ГОДУ
Национальный проект «Образование» представляет собой масштабную федеральную инициативу, направленную на всестороннюю модернизацию и повышение качества российской системы образования на всех уровнях. Его ключевыми целями являются обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественного образования и воспитание гармонично развитых, социально ответственных личностей [6]. В качестве субъекта Российской Федерации, Новосибирская область активно включилась в реализацию данного национального проекта, адаптируя его цели и мероприятия к региональному контексту [4]. Понимание хода реализации и влияния проекта на систему общего образования Новосибирской области имеет первостепенное значение для оценки эффективности национальной образовательной политики на региональном уровне.
На федеральном уровне нацпроект «Образование» направлен на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации (далее – РФ) в топ-10 стран по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой, социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и традиций народов РФ [5]. Для этого предусмотрены модернизация программ, развитие инфраструктуры, повышение квалификации кадров, поддержка талантливых детей, создание цифровой образовательной среды, укрепление здоровья учащихся, развитие учителей, повышение привлекательности профессии, совершенствование управления образованием и поддержка инициатив. Особое внимание уделяется обновлению содержания, созданию современной инфраструктуры, подготовке кадров и эффективному управлению в сфере образования [6].
В Новосибирской области федеральные цели нацпроекта «Образование» адаптируются региональным Министерством образования Новосибирской области (далее – Министерство), которое координирует проект и информирует о его реализации через свой сайт. Региональные приоритеты отражаются в документах и приказах Министерства. Примером является создание центров «Точка роста» в сельской местности в рамках федерального проекта «Современная школа», а также акцент на цифровизации образования в регионе.
Двойной акцент нацпроекта на глобальной конкурентоспособности и национальных ценностях отражает стратегический подход к развитию образования с сохранением культурной самобытности. Многогранный перечень задач охватывает широкий спектр аспектов, от инфраструктуры до благополучия учащихся, а адаптация федеральных целей Минобра НСО подчеркивает важность регионального контекста [1].
В 2024 году Правительством Новосибирской области предприняты меры по повышению доступности качественного образования на всех уровнях, внедрению современных образовательных технологий и созданию благоприятных условий для обучения. Основная деятельность в данном направлении осуществлялась в рамках государственной программы «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области» и восьми региональных проектов, входящих в состав национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования», «Социальные лифты» [6].
Общий объем финансирования, направленного на развитие образования в регионе в 2024 году, превысил 124 млрд рублей, что на 24% больше по сравнению с предыдущим годом, что говорит о приоритетном внимании региональных властей к развитию образовательной сферы в рамках национального проекта.
В целях обеспечения доступности дошкольного образования и ликвидации дефицита мест в детских садах, что является одной из задач национального проекта «Образование», в 2024 году продолжено строительство двух детских садов общей проектной мощностью 220 мест в рамках регионального проекта «Содействие занятости» (национальный проект «Демография»). Поддержка негосударственного сектора и вариативных форм дошкольного образования также является важным направлением, в рамках которого 14 частных детских садов и семь частных школ получали субсидии из областного бюджета на обеспечение образовательного процесса для 2,2 тыс. детей [2].
Одной из ключевых задач национального проекта «Образование» является ликвидация второй смены в школах и создание современных условий обучения. В 2024 году в Новосибирской области введены в эксплуатацию три новые школы общей проектной мощностью 1650 мест в рамках регионального проекта «Современная школа». Кроме того, продолжено или начато строительство еще пятнадцати школ общей проектной мощностью 10 425 мест, ввод которых в эксплуатацию запланирован на 2025-2026 годы. Это свидетельствует об активной работе по созданию новой образовательной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и направленной на решение проблемы переполненности классов и второй смены.
Таким образом, нацпроект «Образование» способствует модернизации инфраструктуры, внедрению цифровых технологий, развитию талантов и повышению квалификации педагогов. В 2024 году в Новосибирской области реализован комплекс мер, направленных на повышение доступности и качества дошкольного и общего образования, включая ввод в эксплуатацию новых учреждений и поддержку негосударственного сектора, что создает современную образовательную среду, отвечающую потребностям региона и задачам нацпроекта.