Статья:

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Конференция: CCXCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Султанова Г.Ф. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(298). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(298).pdf (дата обращения: 23.05.2025)
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Султанова Гульчачак Флоридовна
студент, Башкирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения, РФ, г. Уфа

 

THE PROBLEM OF SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN WITH EARLY CHILDHOOD AUTISM SYNDROME

 

Gulchachak Sultanova

Student, Bashkir State Medical University,  Russia, Ufa

 

Аннотация. В статье раскрывается содержание понятийного аппарата термина «ранний детский аутизм». Особый интерес уделяется исследованию проблем, относящиеся к социальной адаптации детей, страдающих указанной патологией. Автор проводит аналитический обзор основных векторов профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, направленных на оказание помощи детям с ранним детским аутизмом и содействие их эффективной социальной адаптации.

Abstract. The article reveals the content of the conceptual framework of the term "early childhood autism". Special interest is paid to the study of problems related to the social adaptation of children suffering from this pathology. The author conducts an analytical review of the main vectors of professional activity of a social work specialist aimed at helping children with early childhood autism and promoting their effective social adaptation.

 

Ключевые слова: социальная адаптация, аутизм, ранний детский аутизм.

Keywords: social adaptation, autism, early childhood autism.

 

Актуальность. Современные социально-экономические реалии диктуют необходимость пристального внимания к социально уязвимым слоям населения, среди которых дети с ранним детским аутизмом представляют собой одну из наиболее незащищенных категорий, так как их социальная адаптация зачастую затруднена множеством факторов. В этой связи имеется необходимость детального рассмотрения проблем их социальной адаптации, а также разработка алгоритма деятельности специалиста по социальной работе в данной области.

Цель исследования – изучение проблематики социальной адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма.

Материалы и методы исследования. При проведении исследования были проанализированы научные работы таких авторов, как А. С. Злобина, Н. М. Недоводиева, Н. А. Квитченко и т.д. В написании статьи применялся общенаучный метод исследования, заключающийся в анализе литературы, дедукции, индукции, классификации, обобщении информации.

Результаты исследования и их обсуждение. Ранний детский аутизм (РДА) заключается в совокупности расстройств психического развития, которые определяются у детей в возрасте до трех лет, обладающими значительными отклонениями в социальном поведении и коммуникативных навыках. РДА освещается как характерная патология центральной нервной системы, где наблюдаются затруднения в установлении эмоционального контакта детей с внешней средой, в частности с окружающими. Отсутствие или ограничение социального взаимодействия оказывает деструктивное воздействие на общее психическое развитие индивида. Детей с РДА часто характеризуют как «неконтактных», что отражает специфику их поведенческих особенностей. Неконтактность проявляется как неспособность к установлению коммуникации, заметная уже в раннем возрасте. [4, с. 1]

В современной клинической практике наблюдается тенденция к увеличению числа диагностированных случаев РДА. Распространенность аутизма среди мальчиков в 4-5 раз превышает аналогичный показатель среди девочек.

В связи с тем, что аутичный ребенок часто демонстрирует комплекс поведенческих особенностей, первостепенной задачей является определение доминирующего нарушения в каждом конкретном случае. Коррекция всех нарушений одновременно представляется невозможной, что требует приоритезации целей и задач терапевтического вмешательства.

Проблемы в социальной адаптации детей с синдромом РДА можно классифицировать следующим образом:

  • Нарушение социального взаимодействия – прослеживается тенденция к избеганию визуального контакта, обнаруживаются значительные трудности в осознании мотивации и эмоционального состояния окружающих. Дети изолируются от социума, их тактильное воздействие сводится к минимуму, и они отдают предпочтение больше индивидуальным играм, чем коллективным. [2, c. 82]
  • Коммуникативные нарушения - проявляется в виде задержки или отсутствия развития речи, эхолалии (повторения чужих слов или фраз), трудностей в понимании абстрактных концепций и использовании языка в социальном контексте. Невербальная коммуникация, включающая жесты, мимику и интонацию, также нарушена, что затрудняет понимание и передачу эмоциональных состояний.
  • Поведенческие особенности и ограниченные интересы - Дети демонстрируют выраженную тревожность и страх перед любыми изменениями в окружающей среде. Данные реакции могут быть вызваны незначительными отклонениями от привычного распорядка, такими как необычная одежда, новые продукты питания, присутствие незнакомых лиц, перестановка мебели или смена места для сна. Нарушенное восприятие собственного тела и дефицит пространственной ориентации также являются характерными особенностями.

Оценка уровня интеллекта у детей с РДА представляет значительные трудности. В то время как некоторые индивидуумы демонстрируют обширные знания в узкоспециализированных областях, другие испытывают трудности с пониманием простых инструкций и повседневных задач. Отмечается предпочтение слушать чтение, особенно стихотворений. Визуальные стимулы воспринимаются преимущественно через призму формы, цвета и размера, а не целостного образа. Наблюдается интерес к абстрактным представлениям предметов, а не к их реальным аналогам. Успешное выполнение заданий с головоломками, кубиками и мозаиками контрастирует с непониманием функционального назначения предметов. Интерес к знаковым системам, таким как буквы, цифры и другие символы, часто сосуществует с неспособностью к концентрации, беспомощностью в бытовых ситуациях и трудностями в освоении навыков самообслуживания. Задержка речевого развития, которая не компенсируется использованием жестов или мимики, является распространенной характеристикой. Обучение правильной речи представляет собой сложную задачу.

Трудности социальной адаптации обусловлены не только особенностями психики и личности ребенка, но и недостаточной осведомленностью и готовностью окружающих к взаимодействию с ним.

Социальная работа играет важную роль в адаптации и обеспечении благоприятного социального развития, в том числе реабилитации детей посредством внедрения социальных технологий в учебный и воспитательный процессы.

Существует четко упорядоченная деятельность специалиста по социальной работе, разделенная на этапы и включающая в себя анализ условий жизнедеятельности ребенка; ведение дневника сопровождения; организация адресной системы социальной помощи для детей, в том числе инвалидов; координация усилий различных специалистов, которые занимаются вопросами социальной реабилитации и адаптации детей, помимо этого осуществляют работу с семьями этих детей. [1, с. 134]

В рамках осуществления деятельности специалиста по социальной работе определяются следующие важные направления: оказание социальной помощи семьям, воспитывающим ребенка с РДА; проведение профилактической психосоциальной работы с родителями и другими квалифицированными специалистами, которые взаимодействуют с детьми; осуществление индивидуальной работы с детьми с РДА.

Заключение. Необходимо поставить основополагающую задачу в процессе социальной адаптации детей с синдромом РДА — это их вовлечение в индивидуальную и совместную деятельность. [3, с. 57] В этих целях, следует максимально расширить спектр интерактивных методик в работе с ребенком, способствуя развитию его эмоционального интеллекта и когнитивных способностей. Прежде чем приступить к коррекционным мероприятиям, необходимо установить приоритетные направления вмешательства.

В социальной работе с детьми с РДА необходимо учитывать, что они и их семьи являются неотъемлемой частью общества.

Учитывая изложенное, можно сказать, что социальная адаптация детей с ранним детским аутизмом представляет собой сложный и длительный процесс, требующий интегрированного подхода, а именно: активное участие родителей, вовлечение квалифицированных специалистов (педагогов, врачей, специалистов по социальной работе и т.д.), взаимодействие с общественными организациями и государственными учреждениями, которые гарантируют психологическую помощь и финансирование реабилитационных программ.

 

Список литературы:
1. Злобина А. С. Проблема психосоциальной помощи детям с ранним детским аутизмом / Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. – 2006. – № 2(6). – С. 133-137.
2. Недоводиева Н. М. Адаптация и социализация детей с ранним детским аутизмом / / Н. М. Недоводиева, Н. А. Квитченко, М. В. Леонова. – Символ науки. – 2019. – №1. – С. 82-84.
3. Подольская О. А. Ранний детский аутизм: особенности и коррекция: учебное пособие / О. А. Подольская, И. В. Яковлева. – Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». – 2020. – 83 с.
4. Ранний детский аутизм (РДА) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ds45spb.ru/upload/editor/files/innovat/innov_2-01_04.pdf (дата обращения: 06.05.2025)