Статья:

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ И ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВА ТАМОЖЕННОГО ПРОСТУПКА

Конференция: CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Кинзебаева А.А., Барсукова А.В., Косенко А.В. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ И ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВА ТАМОЖЕННОГО ПРОСТУПКА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(299). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(299).pdf (дата обращения: 19.06.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ И ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВА ТАМОЖЕННОГО ПРОСТУПКА

Кинзебаева Анна Аликовна
студент, Самарский Государственный Технический Университет, РФ, г. Самара
Барсукова Анастасия Васильевна
студент, Самарский Государственный Технический Университет, РФ, г. Самара
Косенко Александра Владиморовна
студент, Самарский Государственный Технический Университет, РФ, г. Самара
Овод Игорь Викторович
научный руководитель, канд. юрид. наук, Самарский Государственный Технический Университет, РФ, г. Самара

 

Аннотация. В работе рассматриваются таможенные правонарушения в сфере таможенных правоотношений по главе 16 КоАП РФ. В статье исследуют обязательные и факультативные признаки состава правонарушения, субъективной и объективной стороны правонарушения.

 

Ключевые слова: административные правонарушения, обязательные признаки состава правонарушения, признаки состава таможенного проступка, факультативные признаки, административная ответственность, наказание.

 

Административные правонарушения являются одними из наиболее распространенных актов нарушения участниками правоотношений законодательства. Изучение состава таких правонарушений является актуальным и необходимым по той причине, что лишь правильное понимание всех признаков правонарушения формируют эффективное действия закона на реакцию общества и правоохранительных органов, в частности, на факты нарушения законодательства об административных правонарушениях.

В качестве состава административного правонарушения воспринимается совокупность (единство) установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) объективных и субъективных признаков, который совершает субъект по отношению к объекту правонарушения[1].

Из перечисленных элементов (объективная и субъективная стороны) могут включать в себя обязательные признаки и факультативные.

Обязательные признаки состава правонарушения — это признаки, характерные для всех без исключения составов правонарушений, без наступления которого нет административного правонарушения.

Факультативные признаки — это признаки, используемые наряду с основными для конструирования специфики отдельных составов. К ним относятся: предмет правонарушения, общественно опасные последствия, причинная связь между совершённым деянием и наступившими последствиями, способ, время, место, обстановка, орудия и средства совершения правонарушения, мотив, цель, эмоции (аффект) и специальный субъект правонарушения.

Если говорить об объективной стороне, то в качестве обязательных признаков деяния(бездействия): совершение противоправного деяния, причинение вреда общественным отношениям, причинная связь между деянием и негативными последствиями. Факультативными действиями характеризуется дополнительными признаками: время, место, способ, средство, характер совершения деяния и др. Административные правонарушения в сфере таможенного дела по своей конструкции являются формальными, что значительно усложняет процесс квалификации того или иного деяния. То есть, рассматриваемые правонарушения не требуют обязательного наличия материального вреда. То есть, важен сам факт, например, предоставления недостоверной информации при декларировании товаров, либо факт попытки осуществить незаконное перемещение через таможенную границу, которые указываются в главе 16 КоАП РФ [2].

С субъективной стороной в рамках рассматриваемой нами субъективной стороны. Согласно статье 2.2 КоАП РФ выражается в форме умысла или неосторожности. Законодатель не указывает форму прямого умысла. В качестве обязательного условия законодатель в главе 16 КоАП РФ указывает только вину, поскольку ее отсутствие не может сформировать достаточных оснований для привлечения лица к ответственности. Однако, мотив и цель, как факультативный признак не указываются в главе 16 КоАП РФ.

Отражение всех признаков, которые находятся в тесной взаимосвязи в рамках состава административных правонарушений, является необходимым условием формирования качественной и всесторонне развитой правовой культуры общества и осуществления эффективной защиты прав и интересов граждан от противоправных действий (бездействий). То есть, административная ответственность поддерживает общественный правопорядок и безопасность, поскольку она направлена на применение справедливого наказания по отношению к виновным лицам и предупреждение совершения новых правонарушений, посредством которых обеспечивается правильное поведение каждого субъекта правоотношений.

Однако, отсутствие, например, одного из обязательных признаков состава административного правонарушения приводит к тому, что отсутствует необходимость привлечения лица к ответственности.

Нередко таможенные проступки предполагают, что «переход» факультативных признаков в категорию обязательных, примером может служить статья 16.1 КоАП РФ [3].

Таким образом, административные правонарушения в сфере таможенного дела являются довольно сложными по своей конструкции и составу, поскольку они в главе 16 КоАП раскрывают в статьях фактически объективную сторону административного правонарушения оставляя в большинстве случаев только констатацией факта виновности в субъективной стороне без рассмотрения форм вины которые указаны в статье 2.2 КоАП РФ.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. Сафоненков П.Н.  Производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов: учебник и практикум для вузов, 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2025. 209 с. [Электронный ресурс] URL: https://urait.ru/bcode/562451.
3. Сафоненков П.Н.  Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: учебник и практикум для вузов, 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2025. 293 с. [Электронный ресурс] URL: https://urait.ru/bcode/560477.