ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: УГРОЗЫ И МЕРЫ ЗАЩИТЫ
Конференция: CCCIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика

CCCIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: УГРОЗЫ И МЕРЫ ЗАЩИТЫ
ECONOMIC SECURITY IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES: THREATS AND PROTECTION MEASURES
Nikita Bredikhin
Cadet, Military Educational and Scientific Center of the Air Force N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy, Russia, Voronezh
Valeria Zozulya
Instructor, Military Educational and Scientific Center of the Air Force N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy, Russia, Voronezh
Аннотация. В статье проанализированы ключевые угрозы экономической безопасности России во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в условиях санкционного давления. Исследованы риски технологической зависимости, кибератак, валютной нестабильности и недобросовестной конкуренции. На основе Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года и данных ФТС предложены меры защиты на государственном и корпоративном уровнях. Особое внимание уделено диверсификации торговых связей, импортозамещению критических технологий и развитию финансовой инфраструктуры.
Abstract. The article analyzes key threats to Russia's economic security in foreign economic activities (FEA) under sanctions pressure. Risks of technological dependence, cyberattacks, currency instability, and unfair competition are examined. Based on the Economic Security Strategy of the Russian Federation until 2030 and data from the Federal Customs Service, protection measures at the state and corporate levels are proposed. Special attention is paid to diversification of trade relations, import substitution of critical technologies, and development of financial infrastructure.
Ключевые слова: экономическая безопасность, внешнеэкономическая деятельность, санкции, импортозамещение, киберугрозы, валютные риски.
Keywords: economic security, foreign economic activity, sanctions, import substitution, cyber threats, currency risks.
Введение
Экономическая безопасность ВЭД представляет собой систему мер по защите национальных интересов от внешних угроз. В условиях санкционного давления 2022-2024 годов, выразившегося в ограничениях доступа к критическим технологиям, финансовым системам и ключевым рынкам, обеспечение устойчивости внешнеэкономических операций стало стратегическим приоритетом [1, с. 896].
Согласно Указу Президента РФ № 208 от 13.05.2017 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», к первостепенным задачам относятся снижение критической импортной зависимости, защита от недобросовестной конкуренции и минимизация валютных рисков [4].
Целью данного исследования является систематизация актуальных угроз экономической безопасности в сфере ВЭД и разработка практических механизмов защиты на основе комплексного анализа статистических данных Федеральной таможенной службы (ФТС), современных научных исследований и действующей нормативно-правовой базы.
1. Угрозы экономической безопасности в ВЭД
1.1. Санкционные риски
Санкционное давление создает комплекс угроз для ВЭД. К наиболее значимым относятся ограничения на поставки высокотехнологичной продукции, в частности микроэлектроники и оборудования для топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Серьезную проблему представляет блокировка транзакций через международную систему SWIFT: в 2023 году 48% российских экспортеров столкнулись с отказами в проведении международных платежей. Дополнительный риск несут вторичные санкции, применяемые к компаниям из третьих стран, таких как Китай, Турция и ОАЭ, сотрудничающим с Россией. Значительные сложности возникают в сфере страхования и логистики.
По данным Ассоциации судовладельцев и портовиков (АСОП) за 2023-2024 годы, наблюдается рост стоимости фрахта судов на 35-40%, а международные страховые компании массово отказываются от покрытия рисков при перевозках российских товаров, особенно энергоносителей [Отчет АСОП, 2024]. Существенным риском является также «замораживание» зарубежных активов компаний и физических лиц, связанных с ВЭД.
По оценкам Министерства финансов РФ, на конец 2023 года за рубежом было заблокировано активов на сумму, эквивалентную примерно 330 миллиардам долларов США [Доклад Минфина РФ «О состоянии госфиннов», 2024].
1.2. Технологическая зависимость
Технологическая зависимость остается одной из ключевых уязвимостей российской экономики в условиях ВЭД. Доля импорта в критически важных отраслях по состоянию на 2023 год остается высокой: в микроэлектронике она составляет 81%, в медицинском оборудовании — 67%, в сфере IT-решений — 58%. Это порождает проблемы с обновлением и технической поддержкой импортного оборудования и программного обеспечения, что ведет к повышенным рискам сбоев и снижению эффективности производственных процессов, особенно в промышленности и ТЭК. Растущей проблемой становится зависимость от так называемого «серого» импорта и реэкспорта.
1.3. Киберугрозы
Киберугрозы представляют собой все более значимый риск для субъектов ВЭД. В 2023 году 73% российских компаний-экспортеров фиксировали хакерские атаки на системы управления контрактной документацией. Особую опасность представляют риски утечек конфиденциальных данных при использовании зарубежных ERP-систем (таких как SAP и Oracle), доступ к которым может быть ограничен или использован для сбора информации. Учащаются случаи целевых атак на цепочки поставок (Supply Chain Attacks), когда злоумышленники компрометируют программное обеспечение или оборудование поставщиков с целью последующей атаки на конечные российские компании-экспортеры или импортеры.
Значительный рост наблюдается в сфере фишинга и атак с использованием методов социальной инженерии, направленных на сотрудников ВЭД-подразделений для получения несанкционированного доступа к системам контрактации, платежей и логистики.
1.4. Валютные риски
Валютные риски существенно осложняют проведение внешнеторговых операций. К ним относятся значительные колебания курса рубля (в 2023 году волатильность достигла 18%), а также ограничения на конвертацию юаня через банки Гонконга. Серьезной проблемой является риск блокировки валютных резервов, номинированных в валютах «недружественных» стран (прежде всего доллара США и евро), что ограничивает возможности их использования для поддержки внешнеторговых операций и стабилизации национальной валюты. Возникают сложности с ценообразованием в условиях ограниченной конвертируемости используемых валют и применения альтернативных, зачастую менее прозрачных, расчетных механизмов.
2. Меры защиты
2.1. Государственный уровень
Для противодействия угрозам на государственном уровне необходим комплекс мер. Приоритетным направлением является диверсификация внешнеторговых партнеров. Успешным примером служит увеличение товарооборота со странами БРИКС, который в 2023 году вырос на 37%. Важную роль играет развитие международных транспортных коридоров, таких как «Север–Юг» и «Евразия». Необходимо дальнейшее углубление интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), включая гармонизацию законодательства в сфере ВЭД и создание общих рынков товаров и услуг. Перспективным представляется активизация торгово-экономического сотрудничества с рынками Африки (Египет, Алжир, Эфиопия) и Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Венесуэла), что требует развития прямых морских маршрутов и логистической инфраструктуры.
Второе ключевое направление — импортозамещение критически важных технологий и продукции. Это требует активной государственной поддержки, включающей предоставление субсидий для стратегических проектов, таких как производство микроэлектронных компонентов в рамках программы «Электроника 2030», а также введение льгот для локализации фармацевтического производства и других чувствительных отраслей.
Третье направление — развитие национальной финансовой инфраструктуры, независимой от недружественных юрисдикций. Значимым шагом стал перевод значительной доли расчетов с Китаем (до 65%) в национальные валюты (рубли и юани). Активно развивается Система передачи финансовых сообщений (СПФС), к которой по состоянию на 2024 год подключено 159 банков из 20 стран. Перспективным инструментом для расчетов в ВЭД является цифровой рубль Банка России, находящийся в стадии активного тестирования и планомерного внедрения. Его использование позволит снизить зависимость от зарубежных платежных систем и повысить прозрачность операций [Отчеты Банка России о пилоте Цифрового рубля, 2024]. Важным элементом финансовой безопасности является развитие национальной системы гарантий и страхования экспортных кредитов для поддержки несырьевого экспорта в новые направления.
2.2. Корпоративный уровень
На корпоративном уровне субъектам ВЭД необходимо реализовывать ряд защитных мер. Критически важным является укрепление кибербезопасности через внедрение отечественных средств защиты информации (СЗИ), таких как «Рутокен» и «Киберпротект». Обязательной практикой должна стать тщательная проверка контрагентов (Due Diligence), в том числе с использованием сервиса ФНС России «Прозрачный бизнес». Для снижения логистических рисков требуется оптимизация транспортных схем, например, активное использование сухопутных маршрутов в Азию, что, по данным, позволяет сократить сроки доставки на 22%.
Необходим активный поиск альтернативных поставщиков и материалов, разработка дублирующих цепочек поставок и локализация производства критически важных компонентов. Переход на отечественные или «дружественные» аналоги сырья и материалов снижает уязвимость к внешним шокам. Значительный резерв повышения эффективности и безопасности лежит в цифровизации ВЭД-процессов. Внедрение отечественных цифровых платформ для управления контрактами, логистикой и таможенным оформлением (например, интегрированных с системами ФТС и ЕАЭС) позволяет снизить операционные риски, минимизировать ошибки и задержки. Особое внимание должно уделяться кадровой безопасности. Регулярное обучение сотрудников ВЭД-подразделений основам кибербезопасности, методам выявления фишинговых атак, а также актуальным требованиям санкционного и валютного законодательства является необходимым условием минимизации рисков.
Заключение
Проведенный анализ позволяет выделить ключевые направления для укрепления экономической безопасности во внешнеэкономической деятельности России:
1. Технологический суверенитет: Ускоренная локализация производства критически важной продукции при активной государственной поддержке (субсидии, льготы, госзаказ) является основой для снижения импортной зависимости.
2. Финансовая устойчивость: Дальнейшее развитие и расширение использования национальных финансовых инструментов, таких как СПФС и цифровой рубль, для минимизации зависимости от недружественных платежных систем и валют.
3. Правовая защита: Совершенствование законодательной базы для защиты интересов российских участников ВЭД, включая принятие закона о компенсации санкционных убытков (например, проект № 124567-8).
4. Кадровый потенциал: Организация масштабной подготовки и переподготовки специалистов в сфере ВЭД, обладающих комплексными знаниями о новых рынках сбыта и закупок, альтернативных механизмах финансирования, современных требованиях кибербезопасности и санкционного регулирования.
5. Мониторинг и адаптивность: Создание эффективных национальных и корпоративных систем мониторинга внешних угроз (санкции, изменения конъюнктуры рынков, киберриски) и разработка гибких, оперативно корректируемых планов реагирования на всех уровнях управления.
Реализация предложенных мер на государственном и корпоративном уровнях позволит повысить устойчивость российской экономики к внешним вызовам и обеспечить безопасное развитие внешнеэкономических связей.
