Статья:

ПЕСНИ И РИФМОВКИ, КАК МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Конференция: CCCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Сурова В.Е. ПЕСНИ И РИФМОВКИ, КАК МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 30(309). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/30(309).pdf (дата обращения: 19.09.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕСНИ И РИФМОВКИ, КАК МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Сурова Виктория Евгеньевна
магистрант, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

В современном мире английский язык приобретает всё большее значение, и прочные фонетические навыки, сформированные в начальной школе, становятся залогом успешного обучения в дальнейшем. Традиционные методы, такие как механическое повторение звуков, часто оказываются неэффективными для младших школьников, требуя высокой концентрации и снижая мотивацию к обучению. В связи с этим, включение песен и рифмовок в учебный процесс становится всё более актуальным.

Разучивание рифмовок, стихов и песен соответствует возрастным и психологическим особенностям младших школьников. Эффективность их использования в процессе изучения английского языка признана многими преподавателями и методистами, поскольку они обладают значительным методическим потенциалом. Песни и рифмовки не только делают обучение более увлекательным, но и способствуют развитию различных языковых навыков, таких как произношение, интонация и восприятие на слух.

Так, например, С.В. Перкас в своей работе говорит о том, что одним из преимуществ использования песен в процессе обучения является расширение кругозора обучающихся. С помощью песен они могут познакомиться с различными аспектами социальной и культурной жизни страны изучаемого языка [3, с. 79].

Научно доказано, что эмоционально-пережитая информация, особенно если речь идет о положительных эмоциях, на долго остается в памяти. Так, Е.А. Михайлова акцентирует внимание на том, что музыка является средством воздействия на эмоции и чувства обучающихся, тем самым делает представленный в песне материал более запоминающимся. Использование песен и рифмованного материала на уроках английского языка создает психологически комфортную атмосферу, положительно влияет на эмоциональное состояние обучающихся, раскрепощает их, помогает преодолеть языковой барьер, вносит элемент оригинальности, развивает музыкальный слух обучающихся и помогает им максимально использовать свои творческие способности [2, с. 38].

Музыка, ритм и рифма не только привлекают внимание детей, но и активируют различные области мозга, отвечающие за обработку и запоминание аудиоданных. Многочисленные повторы, характерные для песенного и рифмованного материала, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексических и грамматических конструкций и их произношения. Песни и рифмовки способствуют естественному усвоению фонетических особенностей языка, поскольку они представляют звуки в контексте и делают их запоминание более легким и приятным.

Так, например, рифма помогает практиковаться в произношении сложных согласных, особенно тех, которые отсутствуют в русском языке. Вместо того, чтобы использовать отдельные слова и фразы с определенным звучанием, вы можете предложить классу тщательно подобранные рифмовки. В течение двух-трех уроков эти рифмовки повторяются, а произношение звука корректируется. Этот метод можно использовать на разных этапах обучения, а также он служит своего рода расслабляющим средством для учащихся. Рифмы подбираются в зависимости от того, какой звук необходимо проработать.

Использование песенного и рифмованного материала обладает и другими преимуществами для формирования и развития у обучающихся фонетических навыков, например: тренировка слуховой памяти; стимулирование интереса к изучаемому предмету; прослушивание образца эталонного произношения; наличие повторов текста, которые механически ведут к лучшему закреплению изучаемого материала; возможность знакомства с разными диалектами языка.

Методическая работа с англоязычным песенным и рифмованным материалом представлена в работе В.Ф. Аитова. Он выделяет пять этапов:

  1. Предъявление материала, т.е. закладывание педагогом основы для целостного восприятия песни/рифмовки путем сообщения интересной информации о ней, истории и содержании.
  2. Введение и первичное закрепление лексико-грамматического материала песни/рифмовки, т.е. контроль правильного понимания обучающимися каждого слова путем дословного перевода и последующей фонетической отработки новой лексики.
  3. Подстановка и трансформация языкового материала песни/рифмовки, которые строятся на действии механизмов непроизвольного запоминания на основе аналогии.
  4. Репродукция языкового материала песни/рифмовки включает различные фонетические упражнения на её основе.
  5. Комбинирование материала песни/рифмовки представляет собой речевую тренировку и является заключительной стадией при работе с англоязычным песенным и рифмованным материалом [1, с. 14].

Данные этапы представляют собой систематизированный подход к формированию фонетических навыков у обучающихся, они помогают не только развивать произношение, но и углублять понимание языка в целом.

Учитывая ограниченное время на изучение иностранного языка в общеобразовательных школах, основным преимуществом использования музыкального и рифмованного материала является низкая временная затратность и возможность использования на любом этапе обучения, включая физкультминутки. Такие активизирующие моменты помогают детям сменить вид деятельности, расслабиться и восстановить внимание. Они не только способствуют развитию фонетических и речевых навыков, но и улучшают координацию движений, что особенно полезно для детей, которым нуждаются в физической активности во время занятий.

Песни и рифмованные тексты в сочетании со специальными фонетическими упражнениями – короткими предложениями, содержащими звуки, которые произносят учащиеся, являются мощным инструментом для самостоятельного изучения звуков английского языка. Учащиеся понимают, что небрежное исполнение песни с невнятными, "грязными" звуками не доставляет эстетического удовольствия ни исполнителю, ни слушателю. Это понимание делает детей ответственными за качество и правильность их произношения.

У песен и рифмовок есть много преимуществ. Например, они помогают развивать слуховую память, что является важным аспектом в овладении правильным произношением. Ритмическая структура и мелодия способствуют улучшению интонации и акцента, что особенно важно для изучающих язык. Кроме того, использование песен и рифмовок в обучении способствует созданию позитивной атмосферы, тем самым повышает мотивацию обучающихся. Таким образом, рассмотренные в данной статье аспекты подтверждают, что песни и рифмовки являются эффективным средством формирования фонетических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку.

 

Список литературы:
1. Аитов, В. Ф. Использование песенного материала в обучении английскому языку в 5-6 классах средней общеобразовательной школы [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Аитов Валерий Факильевич. – Санкт-Петербург, 1993. – 18 с.
2. Михайлова, Е. А. Работа над песней на уроке английского языка [Текст] / Е. А. Михайлова // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 1. – С. 37–39.
3. Перкас, С. В. Американская песня в качестве музыкальной иллюстрации при изучении страноведческого материала [Текст]/ С. В. Перкас // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 1. – С. 79–83.