Статья:

Использование современных технологий 3D-печати в производстве одежды и аксессуаров

Конференция: XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Жильцова Е.А. Использование современных технологий 3D-печати в производстве одежды и аксессуаров // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(31).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование современных технологий 3D-печати в производстве одежды и аксессуаров

Жильцова Екатерина Алексеевна
студент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, РФ, г. Орёл
Бирюкова Наталия Петровна
научный руководитель, канд. тех. наук, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, РФ, г. Орёл

Ekaterina Zhiltsova  

student, Orel State University named after IS Turgenev, Russian Federation, Orel

 

Аннотация. В данной статье рассматривается  роль современных технологий 3D-печати в производстве одежды и аксессуаров, их история развития, а также дальнейшие перспективы использования данных инновационных технологий в дизайне одежды.

Abstract. This article examines the role of modern technology 3D-printing in the production of clothing and accessories, and their history of development, as well as the future prospects of the use of these innovative technologies in the design of clothing.

 

Ключевые слова: современные технологии, 3D-печать, одежда, аксессуары, дизайн одежды.

Keywords: modern technology, 3D-printing, clothing, accessories, fashion design.

 

С конца 1970-х на свет появилось несколько методов 3D-печати. В настоящее время доступен широкий выбор методов аддитивного производства. Основные различия заключаются в методе нанесения слоев и используемых расходных материалах. Некоторые методы основываются на плавке или размягчении материалов для создания слоев.

Существует несколько плюсов 3D-печати в сравнении с привычными нам методами производства. К ним относятся:

1) свобода творчества;

2) большое разнообразие материалов;

3) универсальность и снижение трудоемкости;

4) простота в использовании;

5) экономичность;

6) быстрота создания объектов и гибкость технологии [1-3].

Преимущества 3D-печати успешно используются в легкой промышленности. Дизайнеры и производители одежды также используют аддитивные технологии в своей работе: они создают коллекции одежды, обувь и аксессуары [4].

Без сомнения, в индустрии моды 3D-печать начинает набирать все большую популярность. Технология уже получила признание некоторых самых именитых дизайнеров отрасли и сегодня привлекает внимание знаменитостей и модниц всего мира.

3D-печать имеет ряд существенных преимуществ для индустрии моды. С помощью аддитивных технологий возможно создание уникальных и сложных моделей,  настройка каждого элемента (с помощью 3D-сканирования тела).

Из-за непрактичности  дизайнерские эксперименты редко выходят за пределы подиумов до сих пор, но они поражают оригинальностью.
Еще в апреле 2014 года появилась информация о созданном Андреасом Бастианом 3D-печатным мезоструктурированном материале, который с помощью 3D-принтера печатался из жидкого пластика. Благодаря своей «мезоструктуре» он обладает уникальными физическими свойствами: жесткий материал вдруг становится гибким и обретает крайне интересные свойства и характеристики.

Эта разработка вдохновила другого дизайнера одежды Данит  Пелег на создание коллекции одежды. Она хотела пойти в смешении 3D-печати и моды еще дальше – дальше, чем кто-либо когда-либо до нее. Вместо печати структур с помощью жестких нитей она решила напечатать свою коллекцию, используя свои десктопные 3D-принтеры Witbox FDM и гибкие нити FilaFlex. В то время она очень мало знала о 3D-печати в целом, поэтому, по ее же собственному признанию, это стало для нее довольно проблематичной задачей. Первая созданная ею вещь был пиджак, который получил название «Liberte».

Но напечатать свой пиджак Liberte она смогла, только когда узнала о материале FilaFlex. Но для Пелег даже этого не было достаточно, так как она хотела создавать еще более сложные дизайны одежды для оставшейся части своей коллекции. Именно тогда она начала экспериментировать с мезоструктурированным материалом, который разработал Андреас. Его наработки, объединенные идеей Пелег использовать гибкую нить, позволили ей создавать кружевные текстуры, с которыми она могла дальше работать так же, как другие дизайнеры работают с тканями.

Печать каждого платья в коллекции занимает в среднем 400 часов. Кроме того, Пелег также создала 3D-печатную обувь – под впечатлением от работ дизайнера Мишель Бадиа; таким образом, ее модели будет носить полностью 3D-печатную одежду и аксессуары.

В то же время качество других предметов одежды (например, украшений или спортивной одежды), напечатанных на 3D-принтере, значительно выше. Nike и Adidas используют 3D-печать для создания обувной набивки и подошв, которые обычно делают из пены. NASA разрабатывают проект, похожий на Pangolin — напечатанная «кольчуга» призвана защитить космонавтов от воздействий в космосе.

Еще совсем недавно российские предприниматели были рады новой идее для бизнеса – печать изображений на футболках и кружках. И уже сегодня буквально каждый предприниматель, осуществляющий свою деятельность в этой сфере, должен задуматься о технической модернизации своего дела. Ведь в мире появились новейшие текстильные 3D принтеры (в том числе отечественного производства). Одни из них более качественно наносят изображения на абсолютно любые текстильные изделия. Другие уже умеют печатать саму ткань. А в ближайшем будущем планируется даже создать машины, печатающие полностью готовую к использованию одежду.

Строго говоря, так называемая текстильная 3D печать – это не то же самое, что печать трехмерных моделей на уже достаточно распространенных 3D-принтерах.Приимущества такого метода печати в том, что качество это изображения вас приятно удивит, печатать  можно на любой текстиль без предварительной пропитки, а рисунок держится очень хорошо.

Появилась данная технология всего около 5 лет назад и просто «взорвала» рынок. Кстати, первопроходцами в этом деле стали не японцы и американцы, а специалисты питерской компании «ДекоПринт». Взяв за основу всё лучшее, что было ранее придумано и внедрено в текстильной печати, они доработали техническую сторону и разработали под неё собственное программное обеспечение.

В итоге был собран уникальный текстильный принтер DТX-400, умеющий использовать белые чернила. По сравнению с обычными аналогами зарубежного производства данная модель имела непревзойденную скорость печати и большой запас прочности. Вкупе с идеальным качеством наносимого изображения этот аппарат стал открытием как в штучной (небольшие сувенирные точки), так и массовой печати (текстильные фабрики). В настоящее время различные модификации DТX-400 используются по всей стране и за рубежом, а ряд иностранных производителей стали использовать российские наработки в своих моделях.

Ни для кого не секрет, что печать одежды на 3D-принтере является перспективной отраслью. Уже сегодня многие дизайнеры и модные дома обращаются к данной технологии для создания уникальных и неповторимых изделий. Не за горами будущее, когда каждый сможет в домашних условиях печатать одежду, обувь и аксессуары.

 

Список литературы:
1. 3D INDUSTRY. Все о 3d печати — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.3dindustry.ru/article/676/.
2. 3D-печать «ИНВЕНТ» — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.invent3d.ru/
3. 3D-принтеры и технология трехмерной печати — [Электронный ресурс] — режим доступа — URL: http://vektorus.ru/auxpage_3d-printery-i-tehnologija-trehmernoj-pechati/
4. М.К. Халиуллина, А.Г. Степанов. Применение технологии 3D-печати в высокой моде. Казанский национальный исследовательский технологический университет. – Казань, 2016.