УЛУЧШЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ГРУЗОВОГО ВАГОНА
Конференция: CCCXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки

CCCXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
УЛУЧШЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ГРУЗОВОГО ВАГОНА
Аннотация. В статье рассмотрен анализ происшествий и сходов подвижного состава в результате человеческого фактора. Рассмотрена статистика отцепок вагонов при внедрении автоматизированных систем контроля технического состояния.
Ключевые слова: технический осмотр, подвижной состав, грузовые вагоны.
Перед погрузкой грузов и перед отправлением производят технический осмотр ходовой части вагона и его кузовных элементов. Для этого работают группы осмотрщиков с оборудованием, которым производят геометрические замеры. Произведем анализ случаев происшествий на железнодорожном транспорте и причины сходов подвижного состава.
В результате транспортных происшествий:
- количество погибших работников железнодорожного транспорта – 0;
- количество пострадавших работников железнодорожного транспорта – 0;
- количество погибших пассажиров - 3 (чел. на 100 млн. перевезенных пасс.);
- количество пострадавших пассажиров - 0 (чел. на 100 млн. перевезенных пасс.) рис. 2.1;
Повреждено подвижного состава (рис. 1): 107 единиц, в том числе: 75 единиц за пределами целесообразности ремонта; 32 единиц в пределах целесообразности ремонта. [1]
Рисунок 1. Динамика пострадавших в ходе происшествий на железнодорожном транспорте
Наблюдается снижение числа пострадавших в ходе транспортных происшествий по сравнению со статистикой за 2024 год.
Рисунок 2. Динамика поврежденного подвижного состава
В большинстве случаев поврежденный подвижной состав не подлежит ремонту, что говорит о высоких материальных потерях.
Большая часть происшествий связана с неисправностью подвижного состава. Данный факт говорит о недостаточно эффективном обслуживании перед отправкой поезда, где вероятнее всего сыграл человеческий фактор.
Рассмотрим основные неисправности, которые выявляют при техническом обслуживании:
- контроль температуры буксового узла и заторможенных колёс;
- контроль габаритных размеров вагонов;
- контроль дефектов колеса по кругу катания;
- контроль геометрических параметров колеса;
- контроль параметров ударно тягового механизма;
- контроль неравномерности загрузки вагонов;
- контроль сползания буксы с шейки оси.
Существует автоматизированная система контроля, которая позволяет выявить неисправности в пути следования, а также принять меры по остановке подвижного состава. Все контролируемые параметры передаются на ПК оператора. Это не только повышает надежность эксплуатации, но и разгружает занятость работников ПТО.
В результате внедрения систем автоматизации и контроля подвижного состава в пути следования были снижены случаи отцепок вагонов в результате неисправностей, рассмотрим подробнее на рисунке 3.
Рисунок 3. Динамика случаев отцепки вагонов в пути следования
Применение комплексных систем технической диагностики подвижного состава позволяет повысить безопасность движения за счет выработки рекомендаций об индивидуальных объемах ремонта каждой единицы подвижного состава с учетом действительного технического состояния.
