Статья:

ТОНАЛЬНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ ЦЕПИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

Конференция: CCCXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Спиридонов С.А. ТОНАЛЬНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ ЦЕПИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(313). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(313).pdf (дата обращения: 13.10.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТОНАЛЬНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ ЦЕПИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

Спиридонов Сергей Александрович
студент Оренбургского института путей сообщения, филиал ФГБОУ ВО Приволжский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Оренбург

 

Аннотация. В статье рассмотрена характеристика тональных рельсовых цепей. Выделены особенности и виды ТРЦ

 

Ключевые слова: рельсовые цепи, путевые устройства, электрическая тяга.

 

Тональные рельсовые цепи (ТРЦ) — это рельсовые цепи с сигнальным током тонального диапазона частот, работающие на частотном амплитудно-модулированном сигнале. ТРЦ применяются в системах автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. Некоторые области использования:

  1. На участках с автономной и электрической тягой.
  2. При внедрении систем диспетчерской централизации.
  3. На участках с пониженным сопротивлением балласта.
  4. На станциях — в системах станционной автоблокировки, совместно со стрелочными электроприводами и трансмиттерами.

ТРЦ позволяют контролировать положение стрелок, занятость отдельных участков пути и маршрутов при маневровой работе. В ТРЦ используется амплитудно-модулированный сигнал, который формируется генератором, усиливается и поступает в рельсовую линию через путевой трансформатор. Из рельсовой линии этот сигнал принимается приёмником, который в зависимости от величины напряжения сигнала обеспечивает срабатывание путевого реле.

 

Рисунок 1. Схема работы тональных рельсовых цепей

 

В состав аппаратуры ТРЦ входят:

  • Передающие устройства — генераторы и путевые фильтры.
  • Приёмные устройства — различные типы приёмников.
  • Вспомогательные устройства — трансформаторы, разрядники, выключатели.

Бесстыковые рельсовые цепи не имеют четко выраженной точки шунтирования, и рельсовые цепи в диапазоне 420-780 Гц имеют плавающую в завимости от состояния сопротивления балласта точку шунтирования в пределах около 10% от длины рельсовой цепи (зона дополнительного шунтирования). С целью уменьшения зоны дополнительного шунтирования и для исключения перекрытия светофора перед движущимся поездом у каждой сигнальной установки устраиваются две короткие (длиной до 300 м)разделительные высокочастотные рельсовые цепи в диапазоне 4,5; 5 или 5,5 кГц и с частотой модуляции 8 или 12 Гц, которые имеют зону дополнительного шунтирования не более 15 м. В дополнение к этому проходной светофор относится на 20 м навстречу движения поезда от точки подключения питающего конца высокочастотной рельсовой цепи.

Для поддержания ТРЦ в работоспособном состоянии необходимо:

  • регулярно проверять параметры передатчиков и приёмников;
  • следить за состоянием кабельных линий и контактных соединений;
  • проводить измерение сопротивления изоляции рельсовой линии;
  • своевременно ремонтировать или заменять неисправные элементы.

Новые технологии, которые используются для железнодорожного транспорта эффективно обеспечивают надежность и безопасность подвижного состава.

Новые технологии в сочетании с уже имеющимися средствами позволяют заранее прогнозировать состояние технических объектов. Это оптимизирует ресурсы на поддержание работоспособности систем.

Именно эти технологии позволяют нам реализовать оптимально функции стратегии в части комплексного решения вопросов безопасности движения.

 

Список литературы:
1. Кайнов В.М. Новые технические средства и инвестиционные программы // Автоматика, связь, информатика. – 2007. – № 4. – С. 12-16.
2. Ковкин А. Н. Бесконтактное управление электродвигателями в системах автоматики железных дорог и метрополитенов / А. Н. Ковкин // Проблемы безопасности и надежности микропроцессорных комплексов: сб. трудов научно-практической конференции. — СПб.: ПГУПС, 2015. — С. 18–23.