МЕТОДЫ ДИСТРАКЦИИ КАК СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ НА АМБУЛАТОРНОМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
Конференция: CCCXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Медицина и фармацевтика

CCCXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
МЕТОДЫ ДИСТРАКЦИИ КАК СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ НА АМБУЛАТОРНОМ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ПРИЕМЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
DISTRACTION METHODS AS A WAY TO REDUCE ANXIETY IN CHILDREN DURING OUTPATIENT DENTAL VISITS (LITERATURE REVIEW)
Anzhelika Gnetova
Student, Saratov State Medical University, Russia, Saratov
Elizaveta Kichatova
Student, Saratov State Medical University, Russia, Saratov
Karina Kerimova
Scientific supervisor, Assistant Professor of the Department of Pediatric Dentistry and Orthodontics, Saratov State Medical University, Russia, Saratov
Аннотация. Страх и тревожность на детском стоматологическом приеме остаются серьезной проблемой, ограничивающей эффективность лечения и уровень сотрудничества врача с пациентом. Одним из направлений немедикаментозного управления поведением являются методы дистракции, направленные на снижение тревожности посредством переключения внимания ребенка. Целью работы стал анализ эффективности различных методик дистракции по данным публикаций 2014–2025 гг. в международных и российских базах данных. Обзор показал, что визуальные и поведенческие подходы (показ мультфильмов, видеомоделирование поведения, методики Tell-Show-Do и Ask-Tell-Ask) обладают наибольшей результативностью. Их применение сопровождается снижением частоты сердечных сокращений, дыхания и уровня субъективной тревоги у детей. Аудиальные методы (музыка, сказки) продемонстрировали низкую эффективность, а игровые технологии и устройства с многокомпонентным воздействием (например, Buzzy) перспективны для дошкольников. Недостаточно данных об эффективности ароматерапии, акупунктуры и гипноза. Методы дистракции следует рассматривать как важный элемент немедикаментозного контроля поведения, выбор которых должен быть индивидуализирован с учетом возраста и психоэмоциональных особенностей пациента.
Abstract. Fear and anxiety during pediatric dental visits remain a significant challenge, limiting the effectiveness of treatment and the level of cooperation between the dentist and the patient. One of the directions of non-pharmacological behavior management is the use of distraction techniques aimed at reducing anxiety by shifting the child’s attention. The aim of this study was to analyze the effectiveness of various distraction methods based on publications from 2014–2025 in international and Russian databases. The review demonstrated that visual and behavioral approaches (cartoon viewing, behavior modeling videos, Tell-Show-Do and Ask-Tell-Ask techniques) are the most effective. Their application is associated with a reduction in heart rate, respiratory rate, and the level of subjective anxiety in children. Auditory methods (music, storytelling) showed low effectiveness, while play-based technologies and multimodal devices (e.g., Buzzy) appear promising for preschoolers. Evidence regarding the effectiveness of aromatherapy, acupuncture, and hypnosis remains insufficient. Distraction methods should therefore be considered an important component of non-pharmacological behavior management, with their selection individualized according to the child’s age and psycho-emotional characteristics.
Ключевые слова: дентофобия, детская стоматология, тревожность, методы отвлечения, расскажи-покажи-сделай.
Keywords: dentophobia, pediatric dentistry, anxiety, distraction techniques, Tell-Show-Do.
Введение. Страхи и тревожность пациента на детском стоматологическом приеме приводят к неутешительным прогнозам из-за низкого уровня сотрудничества врача и ребенка. По данным различных исследований, распространенность дентофобии в детском возрасте может достигать 43% [1]. В исследовании Ортиковой и соавт. было установлено, что тревогу перед приемом стоматолога испытывают 47% детей от 7 до 15 лет [2]. Выявлена связь между повышенной тревожностью и высоким показателем интенсивности кариеса - по результатам работы Тереховой и Леоновича у детей 2-6 лет с низким и высоким уровнем тревоги индекс кпу(з) составил 4,52 и 8,93 соответственно [3]. Ряд авторов выделяет преобладающие причины страхов и тревоги до и во время приема: ожидание боли (16-52%), укол (33-45%) и звуки оборудования (32-35%) [2; 4]. Существуют медикаментозные и немедикаментозные методы управления поведением детей, при этом предпочтение отдается немедикаментозным техникам - методам “отвлечения”, дистракции.
Цель исследования. Рассмотреть эффективность используемых в детской стоматологии методов дистракции на амбулаторном приеме.
Материалы и методы исследования. Анализ научных публикаций в сфере детской дентофобии, опубликованных с 2014 по 2025 г. в базах PubMed, Google Scholar, Cyberleninka, eLibrary.
Результаты исследования. Распространено применение визуальных методов дистракции. Согласно результатам исследования, проведенного Джами Ф. и соавт., демонстрация мультфильма детям 5-8 лет приводила к снижению ЧДД и ЧСС на 10%, а также уровня кортизола в слюне, по сравнению с показателями в контрольной группе [5]. Однако, по итогам наблюдения ученых Стамбульского университета, показ мультфильма не снижает тревожность и болевые ощущения во время инъекций [6].
Доказано, что дети склонны воспроизводить действия других детей. Показ пациенту ранее снятого смоделированного приема, где ребенок спокоен и следует указаниям врача, а в конце ему дают подарок, уменьшает тревожность пациента с той же эффективностью, что и показываемый мультфильм [5]. При этом на видеозаписи врачом может быть применена техника "расскажи-покажи-сделай", что позволяет врачу не использовать ее на данном приеме.
Tell-Show-Do (TSD) - “расскажи-покажи-сделай” - метод знакомства ребенка с процедурами через объяснение, демонстрацию и выполнение процедуры, и Ask-Tell-Ask (ATA) - “спроси-расскажи-спроси” - метод, основанный на вопросах пациента, кратком объяснении врача и последующей проверке понимания у ребенка. Результаты исследования, проведенного Элличерли и соавт., показали, что у детей 7-11 лет в группе TSD ЧСС до и во время процедуры уменьшилась на 7%, а в группе ATA возросла на 3% [7]. Оба метода способствовали снижению субъективной тревоги, но TSD оказался более эффективным.
Отдельные авторы придают значение музыкальному отвлечению - “аудиоанальгезии” [8]. Тем не менее, по данным работы Кунг-Цьена и соавт., музыка не оказывала значительного влияния на снижение стресса у детей от 4 до 12 лет вне зависимости от жанра. Также дети не желали выбирать музыку на приеме [9]. Клиническое исследование Садегхи и соавт. показало, что отвлечение с помощью музыки и с помощью детских сказок на приеме одинаково малоэффективно - ЧСС заметно повышалось перед инъекцией в обоих случаях [10].
Для детей дошкольного возраста оказался эффективен метод TSD, проводимый до начала манипуляций на кукле [11] или в мобильном приложении (например, Little Lovely Dentist) [12].
Для снижения тревоги перед инъекцией было эффективно использование аппарата Buzzy, который отвлекал детей 4-11 лет внешним видом (вид пчелы), жужжанием (вибрация) и охлаждением [13].
Также существуют данные о других методах: ароматерапия, акупунктура, гипноз, но отсутствуют достаточные клинические данные об их эффективности [14; 15].
Заключение. Проблема страха и тревожности у детей на стоматологическом приеме остается актуальной, поскольку напрямую влияет на качество оказания помощи и исход лечения. Немедикаментозные методы дистракции позволяют снизить уровень тревожности и повысить кооперацию маленьких пациентов, однако их эффективность неодинакова и зависит от возраста ребенка, вида вмешательства и особенностей применяемой техники. Анализ литературы показал, что визуальные методы (показ мультфильмов, видеомоделирование поведения) и поведенческие подходы (Tell-Show-Do, Ask-Tell-Ask) обладают большей результативностью в сравнении с аудио-методиками (музыка, сказки), эффективность которых остается спорной. Для дошкольников перспективным является использование игровых технологий, в том числе на цифровых платформах, и применение устройств с комплексным воздействием (например, Buzzy). Методы ароматерапии, гипноза и акупунктуры не имеют клинически доказанной эффективности. Методы дистракции должны рассматриваться как значимый компонент немедикаментозного управления поведением ребенка в амбулаторной стоматологической практике, а их выбор — индивидуализироваться с учетом возраста, личностных особенностей пациента и предстоящего вмешательства.





