ДИАГНОСТИКА СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Конференция: CCCXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCCXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ДИАГНОСТИКА СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
DIAGNOSIS OF THE VOCABULARY OF A YOUNG PRESCHOOLER WITH DELAYED SPEECH DEVELOPMENT
Taborovskaya Anastasiya Sergeevna
Student, Northern Arctic Federal University named after M. V. Lomonosov, Russia, Arkhangelsk
Urmanova Sabina Ruslanovna
Student, Northern Arctic Federal University named after M. V. Lomonosov, Russia, Arkhangelsk
Аннотация. Статья посвящена диагностике словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Рассматриваются современные подходы и методики выявления особенностей формирования словаря. Предлагаются рекомендации по организации коррекционной работы, способствующие развитию речи и повышению коммуникативных способностей ребёнка.
Abstract. The article is devoted to the diagnosis of vocabulary in young preschool children with delayed speech development. It discusses modern approaches and methods for identifying the features of vocabulary formation. The article offers recommendations for organizing corrective work that promotes speech development and enhances the child's communicative abilities.
Ключевые слова: задержка речевого развития, словарный запас.
Keywords: delayed speech development, vocabulary.
Диагностирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития (ЗРР) представляет собой важную область исследований, направленную на выявление особенностей лексического компонента речи и разработку эффективных методов коррекции. Ранняя диагностика позволяет своевременно выявить нарушения речевого развития и приступить к целенаправленной коррекционной работе, способствующий улучшению коммуникативных способностей ребёнка и формированию полноценной языковой компетенции. В связи с данной проблемой, нами было проведено исследование на изучение особенностей словарного запаса ребенка младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Для достижения поставленной цели требуется обращение к существующим теориям, раскрывающим механизмы и особенности процессов. Начнем с ключевых понятий. По мнению А. А. Леонтьева задержка речевого развития — «это психолого-педагогическая формулировка отклонений в психофизическом развитии, проявляющаяся в задержке темпов созревания различных аномальных функций» [3]. По исследованиям М. М. Алексеевой, А. М. Бородич, В. В. Гербовой, В. И. Логиновой, Т. П. Колодяжной, О. И. Соловьевой, О. С. Ушаковой, количество детей с задержкой аномального развития увеличивается с каждым годом, и в этот период распространенность ЗРР составляет 1-2%, а в общей структуре отклонений - 8-10%. В детских садах отклонение ЗРР от предварительного количества детей в яслях составляет 5%, а в младшем школьном возрасте - 4-8%. Задержка формирования аномалий значительно чаще встречается в синдромальной характеристике, но зрелость ребенка является критерием для прослеживания конкретного направления снижения симптоматики современных ЗРР. Таким образом, проблема ЗРР приобретает особую значимость в современной педагогической практике. Исходя из представленного анализа, становится очевидна динамика ЗРР, выявления факторов риска и разработки эффективных методов коррекционной работы. Следуя данному выводу, возникает необходимость изучить специфику диагностики каждого типа и представить рекомендации по проведению коррекционно-развивающей работы, направленные на минимизацию негативных последствий и своевременную помощь детям с подобными нарушениями. Педагогический мир располагает множеством методик диагностики словарного запаса у детей с задержкой речевого развития. Обзор литературы позволяет выявить две наиболее распространенные и эффективные методики (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Описание методик для диагностирования словарного запаса у детей с ЗРР
|
Название методики |
Цель методики |
Задания |
Оценивание |
|
Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой [1]. |
Изучение активного и пассивного словарного запаса ребенка. |
1. Опишите существующие иллюстрации в соответствии с темами. Например, игрушки (автобус, пирамидка, мяч, юла, ведро), одежда. |
2 балла – все выполнено правильно; 1 балл – работа производилась с помощью взрослого; 0 баллов – отдаление речевого изменения. |
|
2. Отметьте, что именно движется или где находится, в соответствии с приведенными иллюстрациями: щука – плывёт, стрекоза – летит, улитка – ползёт, утка – идёт, спортсмен – бежит, заяц – прыгает, кошка – умывается, дядя – едет. |
|||
|
3. Посмотрите на иллюстрации, а также ответьте на вопросы логопеда: дом какой? (большой, маленький), кружок какой? (синий, красный), хвост у вороны. Он чей? (вороний), сок из яблока. Значит, он какой? (яблочный). |
|||
|
4. Посмотреть на картинку и посчитать детей, сколько изображено детей (один, два, три…) |
|||
|
5. Посмотрите на картинки и оцените, в какой зоне находится попугай (в клетке, вокруг клетки, за клеткой, входит в клетку, выходит с клеткой, доставляет с клеткой, приближается к клетке, подходит к клетке, проходит мимо клетки, проходит мимо клетки, проходит мимо клетки). |
|||
|
6. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: ««Тут мальчику тепло, а тут …. (прохладно). Данный дом… (огромный), а данный …. (небольшой), тут дядюшка с здания …. (вылезает), а тут … (вступает), с данной края окошко … (очищенное), а с данной … (нечистое), чаек … (нагретый), а эскимо … (прохладное). |
|||
|
7. Посмотреть на картинки и ответить на вопросы логопеда: «Рукав от чего?» (от платья), руль – машины, пуговица – рубашка, листок – деревца, страница – книги, окно – дома, плита – кухни. |
|||
|
Высшая оценка – 170 баллов, соответствует высокому уровню; 98 – 141 б. – среднему; менее 98 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка. |
|||
|
Методика раскрытия степени сформированности лексики у детей дошкольного возраста Г.А. Волковой [2].
|
Изучение пассивного и активного словарного запаса ребенка. |
1. Понимание обобщающих слов с деталями Инструкция для ребенка: для детей 6 лет: детали мебели, автотранспорта, зверей, посуды. |
2 балла – всё верно, 1 балл – затрудняюсь ответить, 0 баллов – далекая словарная замена. |
|
2. Взрослый раскладывает перед ребенком рисунки зверей и их детенышей и называет: «У свиньи поросенок» (ребенок показывает и т. д.). «У слона слоненок», «У собачки щеночек», «У коровки теленок», «У белочки бельчонок», «У тигра тигренок». |
|||
|
3. Взрослый называет, ребенок показывает на картинках: Выходит- входит, закрывает-открывает, отходит –подходит, короткий длинный широкий – узкий идет-стоит. |
|||
|
4. Назвать предметные картинки по темам: посуда (тарелка, ложка, кастрюлька, чашечка, чайничек); мебель (кроватка, стульчик, диванчик, тумбочка) и другие. |
|||
|
5. Назвать предметы по описанию: «Как называется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называется предмет, которым намыливают руки?» и другие. |
|||
|
В результате диагностики: 22 балла- высокий, 11-21 балл- средний, 0-10 баллов- низкий. |
|||
Представленные диагностики проводились в детском саду «Ксения» г. Архангельск. В эксперименте учувствовало 2 дошкольника с задержкой речевого развития. Представим результаты экспериментальной деятельности, основанной на диагностике лексикографического запаса младших дошкольников с задержкой речевого развития. Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой (табл.1, рис.1)
Таблица 1.
Результаты по методике И.А. Смирновой
|
Имя |
1 блок задание/баллы |
2 блок задание/баллы |
Итого |
Уровень |
|||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||
|
Ребенок 1 |
14 |
40 |
35 |
4 |
6 |
10 |
6 |
109 |
средний |
|
Ребенок 2 |
12 |
35 |
28 |
4 |
6 |
9 |
7 |
101 |
средний |
|
Ребенок 1 |
15 |
39 |
36 |
4 |
6 |
9 |
7 |
116 |
средний |
|
Ребенок 2 |
9 |
35 |
29 |
1 |
3 |
4 |
2 |
83 |
низкий |
|
Ребенок 1 |
10 |
36 |
31 |
2 |
4 |
8 |
1 |
92 |
низкий |
|
Ребенок 2 |
12 |
38 |
31 |
4 |
5 |
8 |
3 |
101 |
средний |
|
Ребенок 1 |
9 |
33 |
30 |
4 |
3 |
5 |
1 |
85 |
низкий |
|
Ребенок 2 |
10 |
35 |
30 |
2 |
4 |
5 |
3 |
89 |
низкий |
|
Ребенок 1 |
12 |
34 |
29 |
1 |
4 |
6 |
4 |
90 |
низкий |
|
Ребенок 2 |
15 |
38 |
36 |
4 |
7 |
9 |
6 |
115 |
средний |
Визуально предоставим распределение уровней по методике И.А. Смирновой.

Рисунок 1. Соотношение уровней по методике И.А. Смирновой
Из данной диаграммы можно сделать вывод, что у дошкольников с задержкой речевого развития; представление и потребление текстов номинативного лексической значимости и обнаружение состояния структурного аспекта лексических смысла на среднем (50%) и низком (50%) уровнях. Методика раскрытия степени сформированности лексики у детей дошкольного возраста Г.А. Волковой (табл.2, рис.2).
Таблица 2.
Результаты по методике Г.А. Волковой
|
Имя |
1 блок задание/баллы |
2 блок задание/баллы |
Итого |
Уровень |
|||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
Ребенок 1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
0 |
9 |
низкий |
|
Ребенок 2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
16 |
средний |
|
Ребенок 1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
средний |
|
Ребенок 2 |
0 |
2 |
1 |
1 |
0 |
8 |
низкий |
|
Ребенок 1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
0 |
11 |
средний |
|
Ребенок 2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
8 |
низкий |
|
Ребенок 1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
11 |
средний |
|
Ребенок 2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
13 |
средний |
|
Ребенок 1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
0 |
9 |
низкий |
|
Ребенок 2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
средний |
Визуально предоставим распределение уровней по методике Г.А. Волковой

Рисунок 2. Соотношение уровней по методике Г.А. Волковой
Из данной диаграммы можно сделать вывод, что у дошкольников с задержкой речевого развития активный и пассивный словарь в основном на среднем (60%) и низком (40%) уровнях. В следствии проведенных двух методик был выявлен общий уровень словарного запаса младших дошкольников с задержкой речевого развития:
163-192 балла- высокий
108-162 балла- средний
107 и ниже баллов- низкий
Предоставим общий уровень словарного запаса младших дошкольников с задержкой речевого развития (табл.3, рис.3)
Таблица 3.
Общий уровень словарного запаса
|
Имя |
1 методика |
2 методика |
итого |
уровень |
|
Ребенок 1 |
109 |
9 |
118 |
средний |
|
Ребенок 2 |
101 |
16 |
117 |
средний |
|
Ребенок 1 |
116 |
13 |
129 |
средний |
|
Ребенок 2 |
83 |
8 |
91 |
низкий |
|
Ребенок 1 |
92 |
11 |
105 |
низкий |
|
Ребенок 2 |
101 |
8 |
109 |
средний |
|
Ребенок 1 |
85 |
11 |
96 |
низкий |
|
Ребенок 2 |
89 |
13 |
102 |
низкий |
|
Ребенок 1 |
90 |
9 |
99 |
низкий |
|
Ребенок 2 |
115 |
13 |
128 |
средний |
Визуально предоставим распределение уровней общего словарного запаса (см. рисунок 3).

Рисунок 3. Общий уровень словарного запаса
Из данной диаграммы можно сделать вывод, что у дошкольников с задержкой речевого развития общий уровень словарного запаса средний (50%) и низкий (50%). Проведенная диагностика показывает необходимость целенаправленного развития словарного запаса у ребёнка с ЗРР. Для достижения оптимального результата рекомендуется:
- поддерживать постоянный контакт, то есть регулярно вводить новые предметы и понятия, подробно объяснять их свойства и назначение, активно вовлекая ребёнка в процесс познания окружающего мира.
- Уделять внимание детальному обсуждению иллюстраций и содержания книг, задавая ребёнку вопросы и помогая разобраться в значениях незнакомых слов.
- Совместно наблюдать за окружающим миром: комментировать увиденное, поощрять ребёнка высказывать собственные впечатления и мысли, стимулируя развитие наблюдательности и связной речи.
- Анализировать картинки, то есть помогать ребенку описать содержание изображений доступным языком, развивая умение ясно выражать свои мысли и обогащая активный словарь. Эти рекомендации позволят создать благоприятные условия для активного пополнения словарного запаса ребёнка и успешного преодоления задержки речевого развития.

