Статья:

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Конференция: CCCXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Буртылева В.О. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(318). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(318).pdf (дата обращения: 04.11.2025)
Голосование состоится 05.11.2025
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Буртылева Виктория Олеговна
студент Института педагогики и психологии, ФГБОУ ВО Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, РФ, г. Сыктывкар

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема профессионального выгорания и снижения мотивации педагогов в современных условиях. Обосновывается положение о том, что научная организация труда является одним из ключевых условий для сохранения и повышения мотивации учителя. Анализируются основные принципы научной организации труда применительно к педагогической деятельности, предлагаются конкретные пути их реализации в образовательной организации для создания среды, способствующей профессиональному росту и удовлетворенности трудом.

 

Ключевые слова: научная организация труда, мотивация учителя, профессиональное выгорание, эффективность труда, образовательная организация, тайм-менеджмент, гигиена умственного труда, оптимизация рабочего времени.

 

Современная школа находится в состоянии перманентной модернизации, что предъявляет повышенные требования к личности и профессиональным качествам учителя. Высокая психоэмоциональная нагрузка, возрастающий объём административной и отчётной работы, необходимость постоянного профессионального развития создают риски синдрома эмоционального выгорания, хронической усталости и, как следствие, снижения мотивации к педагогической деятельности. В этих условиях стимулирующие меры, направленные исключительно на материальное вознаграждение, оказываются недостаточно эффективными. Требуется системный подход, который позволит учителю работать не только результативно, но и с наименьшими затратами физических и психических ресурсов. Таким подходом является научная организация труда (НОТ).

Ориентируясь на научную организацию педагогической деятельности, учитель, во-первых, сможет привнести в свою работу самую высокую мотивацию, или, выражаясь более приземленным языком, – смысл. При этом чем больше смысла учитель вкладывает в свою деятельность, тем более высокой становится мотивация. Так в организации исследовательской деятельности школьников учителя может мотивировать не только повышение оплаты труда. Более высоким стимулом является повышение качества образования, участие школьников в конференциях и публикациях, наконец, самообразование педагога – ибо, обучая, мы учимся сами. Кроме того, повышение уровня образованности, роста воспитанности и навыков учащихся – это отражение развития самого учителя, что также является дополнительным стимулом его деятельности.

Научная организация труда – это система мер, основанная на достижениях науки и передового опыта. Она позволяет оптимально соединить технику, технологию и человека в едином трудовом процессе. С точки зрения педагогической деятельности научная организация труда – это организация работы, обеспечивающая высокое качество образования при минимальных, целесообразных затратах времени, сил и здоровья учителя [3].

Основополагающие принципы научной организации труда, сформулированные ещё А. К. Гастевым [1] и другими теоретиками, актуальны и для труда педагога:

  1. Принцип оптимизации. Предполагает поиск наилучшего способа выполнения задач (подготовка к уроку, проверка тетрадей, коммуникация с родителями).
  2. Принцип нормирования. Обеспечивает установление научно обоснованных норм нагрузки (количество проверяемых тетрадей, частота отчетов, количество проводимых уроков).
  3. Принцип плановости. Определяет распределение рабочего времени между основными видами деятельности (урочная, внеурочная, методическая работа).
  4. Принцип стимулирования. Предполагает создание условий, при которых эффективный труд приводит к профессиональному и личностному росту.
  5. Принцип эргономичности. Обеспечивает создание комфортного и безопасного рабочего места, учитывающего санитарно-гигиенические и психологические требования.

Научная организация труда напрямую связана с мотивацией.

Все педагоги разные и каждый имеет свою профессиональную мотивацию. Известно, что тип мотивации влияет на характер и направленность педагогических требований педагога к учащимся. Рассматривая все виды профессиональных мотивов преподавателя, из обширной области были выделены следующие факторы: материальные стимулы; самоутверждение; профессиональные мотивы; самореализация. Также мотив зависит и от престижа. Это означает, что учитель занимается введением инноваций ради положительного общественного отклика на его труд. При работе с персоналом образовательной организации одно из центральных мест управления занимает мотивация педагогов, поскольку она становится конкретной причиной их поведения. В таком случае важнейшей задачей руководства персоналом станет сконцентрировать внимание работников на достижение целей организации.

В связи с внедрением и изменениями в Федеральном Государственном общеобразовательном стандарте основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 дек. 2010 г. № 1897) изменились и требования к деятельности педагога.

Необходимость изучения мотивации обусловлена и тем, что она является одним из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания в саморазвитии. В последнее время в образовательной системе происходят положительные изменения, позволяющие педагогу раскрыть свой творческий потенциал, быть активным участником инновационных процессов.

Мотивация учителя – это сложное, многокомпонентное явление, включающее в себя внешние (зарплата, статус, премии) и внутренние (интерес к профессии, стремление к самореализации, удовлетворенность от результатов) факторы. Научная организация труда напрямую влияет на внутреннюю мотивацию, которая является наиболее устойчивой.

К ней относится:

  • Снижение рутины и перегрузки. Рациональное планирование и использование организационно-технических средств (шаблоны, цифровые помощники) освобождает время для творческой, содержательной работы – разработки интересных уроков, проектов, самообразования. Это напрямую повышает удовлетворенность трудом.
  • Предсказуемость и снижение стресса. Четкий режим труда и отдыха, регламентированные обязанности уменьшают состояние неопределенности и цейтнота, которые являются мощными стресс-факторами.
  • Ощущение компетентности и эффективности. Когда учитель видит, что его усилия приводят к результату без истощающих затрат, укрепляется его вера в собственные силы и профессию.
  • Условия для профессионального роста. Сэкономленное благодаря научной организации труда время учитель может направить на повышение квалификации, что является мощным мотивационным стимулом [4].

Реализация научной организации труда должна осуществляться на двух уровнях: личном (уровень учителя) и организационном (уровень школы).

Рассмотрим более подробно каждый уровень.

1. Личный уровень: самоорганизация учителя

К личному уровню относятся следующие элементы:

  • Рациональное планирование рабочего времени. Использование техник тайм-менеджмента (матрица Эйзенхауэра, метод «Помидоро»), ведение электронного или бумажного планировщика, выделение временных блоков на разные виды работ [6].
  • Оптимизация подготовки к урокам и проверки работ. Создание банка универсальных заданий и шаблонов уроков, использование технологий взаимо- и самопроверки работ учениками (где это уместно), применение цифровых инструментов для быстрой проверки тестов.
  • Гигиена умственного труда. Соблюдение режима дня, обязательные перерывы в работе, техники релаксации и физической активности для предотвращения переутомления.

2. Организационный уровень: роль администрации школы

Организационный уровень определяется такими составляющими, как:

  • Нормирование и регламентация труда. Четкое разграничение должностных обязанностей, минимизация непрофильной нагрузки (избыточной отчетности, участия в необязательных мероприятиях). Разработка и внедрение локальных нормативных актов, защищающих время учителя.
  • Создание современной материально-технической базы. Обеспечение учителя надежной оргтехникой, высокоскоростным интернетом, доступом к цифровым образовательным платформам и электронным журналам, что значительно экономит время [3].
  • Организация комфортного рабочего пространства. Наличие оборудованного учительского места, зон для отдыха и индивидуальной работы.
  • Внедрение корпоративной культуры взаимопомощи. Стимулирование обмена эффективными практиками организации труда между педагогами, создание методических объединений, работающих в том числе над вопросами оптимизации труда [5].
  • Обучение персонала принципам научной организации труда. Проведение семинаров, тренингов по тайм-менеджменту, стресс-менеджменту и цифровой грамотности для всего педагогического коллектива [2].

Высококвалифицированный педагог характеризуется умением работать обоснованно, рационально и системно, постоянно совершенствуя используемые приемы и методы для получения максимальной пользы и развития возможностей образовательного процесса. В целом на этих принципах базируется научная организация педагогического труда. Таким образом, Научная организация труда – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на совершенствование педагогического труда и его условий, обеспечение максимальной эффективности обучения и воспитания за счет рационального использования времени, сил и ресурсов преподавателя и учащихся. Превращение труда педагога из истощающего в ресурсный является фундаментальным условием для повышения его внутренней мотивации. Когда учитель перестает быть «заложником» бесконечной рутины, он получает возможность для творчества, профессионального развития и, что самое главное, для качественного выполнения своей основной миссии – обучения и воспитания детей.

 

Список литературы:
1. Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. – М.: Экономика, 1966. – 478 с.
2. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 224 с. 
3. Левит М.В. Научная организация педагогического труда: учебное пособие. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – 176 с.
4. Осуга С. Как работают японские предприятия. – М.: Экономика, 1989. – 262 с. 
5. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 320 с. 
6. Трейси Б. Съешьте лягушку! 21 способ научиться успевать. – М.: Альпина Паблишер, 2020. – 160 с.