Статья:

РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЗРАЧНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЬЕТНАМА

Конференция: CCCXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Данг Х.М., Чу Т.Х. РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЗРАЧНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЬЕТНАМА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(318). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(318).pdf (дата обращения: 05.11.2025)
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЗРАЧНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЬЕТНАМА

Данг Хонг Маи
магистрант, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва
Чу Тхи Хонг Нюнг
магистрант, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

THE ROLE OF DIGITALIZATION IN ENSURING THE TRANSPARENCY OF FINANCIAL REPORTING FOR ENERGY ENTERPRISES IN VIETNAM

 

Chu Thi Hong Nhung

Master's student, Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow

Dang Hong May

Master's student, Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье исследуется роль цифровизации в повышении прозрачности финансовой отчётности энергетических предприятий Вьетнама. На основе анализа практики крупных государственных предприятий (EVN и PVN) показано, что внедрение ERP и AI улучшает подотчётность. Выявлен разрыв между корпоративным прогрессом и отсутствием единой государственной платформы надзора, в отличие от российского опыта. Обозначены проблемы: дефицит кадров, фрагментарность правовой базы и киберугрозы. Предложены меры по созданию национальной платформы цифрового аудита и признанию цифровых доказательств.

Abstract. The article examines the role of digitalization in enhancing the transparency of financial reporting in Vietnam’s energy enterprises. Based on the analysis of practices from prominent state-owned enterprises (EVN and PVN), it is shown that the implementation of ERP and AI improves accountability. A gap between corporate progress and the lack of a unified state supervision platform is identified, in contrast to the Russian experience. Key challenges include a shortage of skilled personnel, a fragmented legal framework, and cyber threats. Measures are proposed to create a national digital audit platform and recognize digital evidence.

 

Ключевые слова: цифровизация; финансовая отчётность; прозрачность; энергетический сектор; вьетнам; внутренний контроль; цифровой аудит.

Keywords: digitalization; financial reporting; transparency; energy sector; vietnam; internal control; digital audit.

 

Введение

Актуальность темы. Во Вьетнаме прозрачность и достоверность финансовой отчетности рассматриваются как ключевое условие привлечения инвестиций, укрепления доверия общества и повышения эффективности государственного надзора. Усиление прозрачности корпоративных финансов признается правительством важнейшей предпосылкой для роста прямых иностранных инвестиций и устойчивого развития экономики [1; 3].

Особое значение эта задача приобретает в энергетическом секторе – одной из наиболее стратегически важных и капиталоёмких отраслей Вьетнама, где деятельностью управляют крупные государственные компании, такие как Petrovietnam (PVN) и EVN [19]. Масштабы их деятельности, капиталоёмкие проекты и участие государства делают сектор высокорисковым с точки зрения финансовых нарушений, что требует повышенного уровня подотчётности, прозрачности и эффективности внутреннего аудита.

При этом энергетические предприятия Вьетнама входят в число лидеров цифровой трансформации: согласно данным Государственного аудиторского управления Вьетнама, корпорации EVN и Petrovietnam (PVN) были признаны одними из семи государственных компаний, добившихся наилучших результатов цифровизации в 2024 году.  Они активно внедряют ERP-системы, электронные счета-фактуры и автоматизированную отчётность в рамках Национальной программы цифровой трансформации до 2025 года с видением до 2030 года [1; 4].

В то время как во Вьетнаме цифровизация отчётности находится на стадии активного становления, в России уже внедрена централизованная цифровая система аудита и контроля. По данным Счётной палаты РФ, создана централизованная система анализа данных Счётной палаты, позволяющая проводить мониторинг финансовых потоков в режиме реального времени [21].

В этом контексте целью исследования является определение роли цифровизации в обеспечении прозрачности и достоверности финансовой отчётности энергетических предприятий Вьетнама. Исследование направлено на выявление того, как внедрение цифровых решений в управленческие и учётные процессы способствует повышению открытости, подотчётности и доверия к финансовой информации в стратегически важном энергетическом секторе Вьетнама, с кратким учётом российского опыта.

Для достижения поставленной цели были определены следующие исследовательские задачи:

  1. Обобщить теоретические взаимосвязи между цифровизацией, внутренним контролем и прозрачностью.
  2. Проанализировать текущий этап цифровой трансформации в энергетических предприятиях Вьетнама (EVN, PVN).
  3. Сравните ключевые институциональные и технологические элементы с российским опытом, чтобы выявить проблемы и предложения по по усилению роли цифровизации в обеспечении прозрачности финансовой отчётности во Вьетнаме.

Объект исследования – энергетические предприятия Вьетнама, реализующие процессы цифровизации финансового учёта и внутреннего контроля.

Предмет исследования – влияние цифровизации на прозрачность и достоверность финансовой отчётности в энергетическом секторе.

Методологическую основу исследования составили сравнительный анализ официальных государственных стратегий и корпоративных отчетов, а также контент-анализ научных публикаций, посвященных системам цифрового аудита и контроля.

Теоретические основы: цифровизация, внутренний контроль и прозрачность

Цифровизация в сфере корпоративного управления рассматривается как ключевой фактор повышения прозрачности, подотчётности и эффективности финансовых процессов. Современные исследования показывают, что внедрение цифровых технологий в систему внутреннего контроля приводит к автоматизации процедур, улучшению точности данных и снижению вероятности ошибок человеческого фактора [8; 9].

По мнению Ефремовой Е. И., цифровой аудит представляет собой качественно новый этап эволюции внутреннего контроля, основанный на комплексном использовании аналитических платформ, искусственного интеллекта и интеграции информационных систем [10]. Эти инструменты формируют цифровые следы (e-trail), обеспечивающие полную прослеживаемость финансовых операций [7]. Цифровизация позволяет сократить временные и трудовые затраты на проверку отчётности и одновременно повышает уровень прозрачности [9].

Вьетнамская практика демонстрирует, что внедрение цифровых решений в бухгалтерский учёт и аудит способствует укреплению доверия между государственными органами и инвесторами. Исследования вьетнамских экспертов показали, что использование ERP-систем, электронных счетов-фактур и облачных платформ значительно повышает качество внутреннего контроля и своевременность раскрытия информации [12; 15]. Однако авторы подчёркивают, что уровень цифровой зрелости предприятий остаётся неравномерным: крупные энергетические корпорации (например EVN, PVN) достигли заметного прогресса, тогда как малые компании всё ещё ограничены ресурсами и кадровыми компетенциями [16].

Кроме того, недавняя статья показывает, что эффективность цифрового внутреннего контроля зависит не только от технологической инфраструктуры, но и от уровня взаимодействия между внутренним и внешним аудитом [7]. Интеграция цифровых данных обеих систем создаёт предпосылки для построения «экосистемы доверия», где каждая транзакция фиксируется и поддаётся независимой проверке [18].

Цифровизация внутреннего контроля, следовательно, представляет собой ключевой механизм обеспечения прозрачности финансовой отчётности. Использование ERP-систем, электронных счетов-фактур и автоматизированных процедур контроля способствует повышению точности и достоверности финансовых данных. В современных условиях цифровизация рассматривается как структурный элемент системы внутреннего контроля, направленный на укрепление доверия и повышение эффективности финансового управления [7; 9; 13; 14].

Цифровая трансформация в энергетическом секторе Вьетнама и ее влияние

Практика цифровой трансформации в ведущих энергокомпаниях Вьетнама, таких, как Вьетнамская электроэнергетическая группа (Vietnam Electricity Group – EVN), Вьетнамская национальная нефтяная группа (Petrovietnam, PVN) и Petrovietnam Oil Corporation (PVOIL) – одна из дочерних структур PVN в последние годы приобрела системный характер. Согласно отчёту Государственного аудита Вьетнама в 2024 году, эти компании вошли в число семи государственных предприятий, добившихся наилучших результатов цифровой трансформации [20].

Для анализа были выбраны три крупнейшие государственные корпорации Вьетнама: EVN, PVN и PVOIL, которые представляют различные сегменты энергетического сектора (электроэнергетика, нефтегазовая промышленность и нефтепереработка).

Как видно из таблицы 1, цифровая трансформация во всех трёх компаниях направлена на создание сквозной цифровой инфраструктуры, обеспечивающей оперативный обмен данными между производственными, финансовыми и управленческими звеньями.

Для EVN ключевым эффектом стала высокая степень прозрачности и подотчётности благодаря полному переходу на электронный документооборот и централизованную систему управления проектами. Использование цифровых панелей, искусственного интеллекта и IoT-технологий позволило обеспечить контроль всех стадий производственного цикла и исключить риск ручных ошибок, что значительно повысило достоверность и оперативность формирования финансовых данных.

Таблица 1.

Основные направления и результаты цифровой трансформации ведущих энергетических компаний Вьетнама

Компания

Ключевые направления цифровизации

Конкретные достижения

EVN

• Внутреннее управление, инвестиции, производство, сервис, ИТ и телекоммуникации
• Цифровая экосистема и документооборот (Digital Office System)
• Автоматизация закупок и управления проектами (IMIS 2.0)
• Применение AI и IoT в энергетической инфраструктуре

• Полный переход к электронному документообороту (100% цифровых документов и архивов)
• Онлайн-тендеры во всех проектах (100% пакетов торгов через Интернет)
• Сокращение численности персонала на 17-22% при эксплуатации сетей
• 99,5% безналичных платежей через Национальный портал госуслуг

PVN

• Внедрение ERP-системы (6 модулей)
• Применение AI, IoT, Big Data в добыче и управлении активами
• Автоматизация финансовых и инвестиционных процессов

• Сокращение цикла консолидации отчётности до 7 дней
• Снижение операционных затрат на 10-15% (проекты Bạch Hổ, Rồng)
• Повышение точности прогнозирования и контроля ресурсов

PVOIL– дочерная  структура PVN

• Интеграция Индустрии 4.0 и ЦТ во всех процессах
• ERP-проект (2023–2025)
• Мобильное приложение PVOIL 4U
• Цифровые платформы PVOIL Easy и PVOIL B2B
• Безналичные платежи и модернизация АЗС
• Кибербезопасность по модели 3P (Policy-Product-People)

• Запуск приложений и платформ для клиентов и партнёров
• Повышение стандартизации обслуживания
• Быстрое восстановление ИТ-систем после инцидента 2024 г.
• Принятие стратегии ЦТ до 2030 г.

Источник: Составлено автором на основе отчетов EVN, PVN и PVOIL [19; 20; 22]

 

В Petrovietnam (PVN) цифровизация способствовала интеграции финансового и операционного учёта, а внедрение ERP-системы и инструментов анализа больших данных обеспечило сквозную верификацию информации о затратах и инвестициях. Благодаря этому повысилась точность прогнозирования и качество управленческой отчётности, а финансовые отчёты стали формироваться на основе единой базы данных в режиме, приближенном к реальному времени.

В PVOIL, дочерней компании PVN, цифровая трансформация направлена прежде всего на повышение прозрачности транзакций и стандартизацию бизнес-процессов. Развитие онлайн-платформ и мобильных приложений, внедрение безналичных расчётов и стратегии кибербезопасности обеспечили непрерывность финансовых потоков и доверие к данным внутри корпоративной экосистемы.

Таким образом, цифровизация ведущих энергетических корпораций Вьетнама демонстрирует системный сдвиг от локальных автоматизированных решений к комплексной интеграции данных на уровне корпоративного управления. Однако, несмотря на достигнутый прогресс, эти инициативы носят преимущественно внутрифирменный характер и не сопровождаются созданием единого государственного механизма цифрового надзора. Именно это обстоятельство определяет необходимость сопоставления вьетнамского опыта с зарубежной практикой для выявления институциональных различий и возможных направлений дальнейшего развития.

Сравнение ключевых институциональных и технологических элементов с российским опытом

Сравнение опыта цифровой трансформации систем внутреннего контроля и аудита во Вьетнаме и России демонстрирует различия в регуляторной среде, уровне технологической готовности и структуре институтов финансового надзора.

Во Вьетнаме ключевой импульс цифровизации был задан национальной программой Digital Transformation Program to 2025 with a Vision to 2030 (Решение № 749/QĐ-TTg) [3] и инициативами Правительства по развитию электронного правительства (Решение № 942/QĐ-TTg) [4]. Эти документы закрепили принципы «цифрового государства» и создания сквозных данных между государственными органами и предприятиями. В секторе энергетики цифровизация финансового контроля была интегрирована в реформу корпоративного управления: внедрение ERP-систем, электронных документов и автоматизация аудиторских процедур повысили трассируемость операций и оперативность внутреннего контроля.

В России цифровизация аудита и контроля развивается в рамках государственных инициатив «Цифровая экономика РФ» [5] и Стратегии развития Счётной палаты до 2024 года [6]. Исследования Ефремовой [10] и Федорцовой [11] показывают, что главным направлением стала автоматизация проверок, создание электронных аудиторских досье и применение искусственного интеллекта для оценки рисков в финансовой отчётности. При этом российская практика характеризуется высокой нормативной регламентацией и более жёсткими требованиями к аудиторским организациям, что способствует стандартизации, но замедляет гибкость внедрения инноваций.

Также следует отетить, что для Вьетнама ключевые институциональные вызовы цифровизации контроля и аудита сосредоточены в трёх направлениях.

Во-первых, наблюдается острый дефицит цифровых кадров. Согласно исследованию Торгово-промышленной палаты Вьетнама (VCCI) и Cisco Systems, лишь около 17% предприятий обладают достаточными ИТ-компетенциями для внедрения и сопровождения цифровых систем аудита [17]. В энергетике этот показатель ниже из-за преобладания инженерно-технических специалистов. По мнению Лай Т. Т., недостаточная цифровая грамотность персонала снижает эффективность применения ERP- и AI-технологий во внутренних контрольных процессах [10].

Во-вторых, нормативно-правовая база цифрового аудита остаётся фрагментарной. Несмотря на принятие Национальной программы цифровой трансформации до 2030 г. [4] и Стратегии развития бухгалтерского учёта и аудита (2021–2030) [1], до сих пор нет единых регламентов, определяющих правовой статус цифровых документов, алгоритмов и электронных доказательств. Как отмечает Нгуен Т. Х, даже при автоматизации учёта уровень доверия к финансовой отчётности предприятий остаётся ограниченным [15]. В госкомпаниях дублирование контрольных функций между внутренними службами и госорганами снижает прозрачность отчётных процедур.

В-третьих, инфраструктура и кибербезопасность требуют дальнейшего укрепления. Единая государственная система мониторинга информационной безопасности отсутствует, а уровень защищённости данных неравномерен. Киберинцидент в PVOIL в апреле 2024 г. показал уязвимость даже крупнейших предприятий [20]. После восстановления компания внедрила стратегию защиты информации по модели 3P (Policy, Product, People), что подтвердило необходимость институциональных мер по повышению киберустойчивости.

Кроме того, сохраняется асимметрия цифровизации между крупными госкорпорациями (EVN, PVN) и малыми предприятиями. По данным Министерства информации и связи Вьетнама, доля компаний, внедривших цифровые системы отчётности, в 2024 г. составила 47%, тогда как в госсекторе – свыше 80% [8]. Это препятствует формированию единого стандарта прозрачности финансовой отчётности и усиливает риск несопоставимости данных.

Итак, для Вьетнама, где цифровизация развивается преимущественно на уровне отдельных предприятий, ключевой задачей становится создание единого государственного контура цифрового контроля и аудита.

1. Национальная платформа цифрового аудита: Создать централизованную систему сбора и анализа финансовых данных, интегрированную с ERP крупных госкомпаний (EVN, PVN, Petrolimex) и механизмами госнадзора для мониторинга транзакций в реальном времени и повышения сопоставимости данных [1].

2. Правовая база цифровых доказательств: Закрепить в нормативных актах юридическую силу электронных документов, метаданных и алгоритмов аудита, обеспечив их использование во внутреннем и внешнем контроле.

3. Развитие цифровых компетенций аудиторов. Ввести национальную сертификацию по цифровому аудиту и контролю; системно обучать аудиторов анализу данных, управлению рисками и кибербезопасности.

4. Усиление киберустойчивости: Принять национальные стандарты защиты данных для ERP и e-invoice; предусмотреть обязательный аудит ИТ-инфраструктуры госкомпаний и план реагирования на инциденты.

5. Институциональная координация: Сформировать межведомственный механизм (Минфин, отраслевые регуляторы) для унификации стандартов, обмена данными и методического сопровождения.

В целом, Вьетнаму следует перейти от разрозненных корпоративных инициатив к единой цифровой экосистеме государственного надзора, где ERP, AI и Big Data будут интегрированы с механизмами аудита.

Вывод

Анализ показал, что цифровизация во вьетнамских энергокомпаниях эволюционирует от точечных автоматизаций к сквозной архитектуре данных, повышающей прозрачность финансовой отчётности через улучшение полноты, своевременности и прослеживаемости информации. Практики EVN, PVN и PVOIL демонстрируют прямую связь ERP/AI-решений с качеством аудиторных доказательств и управленческой подотчётности. Сопоставление с российским опытом выявило ключевой разрыв: высокий корпоративный прогресс при недостаточной институциональной координации и платформенности государственного надзора. Для закрепления достигнутого необходимы правовое признание цифровых доказательств, национальная платформа цифрового аудита и развитие кадровых компетенций, что создаст устойчивую основу для повышения доверия инвесторов и эффективности контроля.

 

Список литературы:
Нормативно-правовые документы
1. Quyết định số 633/QĐ-TTg của Thủ tướng Chính phủ: Về việc phê duyệt Chiến lược kế toán - kiểm toán đến năm 2030  https://chinhphu.vn/?pageid=27160&docid=205809&tagid=6&type=1
2. Decree 05/2019/ND-CP on Internal Audit (IA) URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/EN/Ke-toan-Kiem-toan/Decree-05-2019-ND-CP-internal-audit/406192/tieng-anh.aspx
3. Quyết định số 749/QĐ-TTg của Thủ tướng Chính phủ: Phê duyệt "Chương trình Chuyển đổi số quốc gia đến năm 2025, định hướng đến năm 2030" https://chinhphu.vn/default.aspx?pageid=27160&docid=200163
4. 18. Quyết định số 942/QĐ-TTg của Thủ tướng Chính phủ: Phê duyệt Chiến lược phát triển Chính phủ điện tử hướng tới Chính phủ số giai đoạn 2021 - 2025, định hướng đến năm 2030  https://chinhphu.vn/?pageid=27160&docid=203403&tagid=6&type=1
5. Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р (в ред. от 10 октября 2021 г.) [Электронный ресурс]. – М., 2021. – URL: https://digital.gov.ru (дата обращения: 25.10.2025).
6. Стратегия развития Счётной палаты Российской Федерации до 2024 года : утв. Коллегией Счётной палаты РФ 14 июня 2018 г. [Электронный ресурс]. – М., 2018. – URL: https://ach.gov.ru (дата обращения: 29.10.2025).
7. Андреева И. А., Ефремова Е. И. Использование данных внешних проверок в целях совершенствования финансового аудита и внутреннего контроля // Управленческий учет. – 2024. – № 8. – С. 358–366.
8. Ефремова Е. И. Методика планирования и расчёта стоимости аудиторских услуг // Экономика строительства. – 2022. – № 1. – С. 4–9.
9. Ефремова Е. И., Передрий Д. А. Аудиторская деятельность в условиях цифровизации экономики // Управленческий учет. – 2022. – № 9(1). – С. 42–47. – DOI 10.25806/uu9-1202242-47. – EDN EENNRA. – eLIBRARY ID: 49548001.
10. Ефремова Е. И., Зацаринная Е. И., Солошенко А. А. Internal control system as a fraud management element in the company // E3S Web of Conferences. – 2023. – Т. 449: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference “Priority Directions of Complex Socio-Economic Development of the Region” (PDSED 2023), Urgench, Uzbekistan, 27–29 апреля 2023 г. – С. 04007. – DOI 10.1051/e3sconf/202344904007. – EDN JEDYOC. – eLIBRARY ID: 55926866.
11. Федорцова В.А. Аудит в условиях цифровой экономики // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2020. Т. 22, № 2. С. 193-200. DOI: 10.15688/ ek.jvolsu.2020.2.18.
12. Lai, T. T. Ảnh hưởng của chuyển đổi số đến hành vi người làm kế toán. – Hà Nội: NEU Press, 2025.
13. Nguyen, B. Khám phá mối quan hệ giữa chuyển đổi số và hiệu quả tài chính doanh nghiệp. – TP. HCM: UEH, 2025.
14. Nguyen, P. B. A. Kế toán số và những thách thức tại Việt Nam. – Đà Nẵng: UED, 2024.
15. Nguyen T. H. Digitalization in Accounting in Vietnamese Enterprises // Journal of Economic Development. – 2023. – № 314. – С. 88–90.
16. Tran H. Perception of Digital Transformation Effect on Audit Quality in Vietnam // Int. J. of Accounting Research. – 2021. – P. 20–28.
17. Tran, M. D., Truong, T. H., Nguyen, T. Q., & Nguyen, T. N. D.. The impact of information technology on internal audit in Vietnamese firms // Journal of Economic Development (JED). – 2023. – Т. 25, Спец. вып. – С. 2–15.
18. Anh, D. T. V., & Loi, N. T. Blockchain and the Future of Sustainable Corporate Accounting: A Behavioral Perspective from Vietnam’s Manufacturing Industry // Sustainability. – 2025. – Vol. 17, No. 10. – Art. 4658. – DOI: 10.3390/su17104658.
19. Vietnam – Energy Companies [Электронный ресурс]. – URL: https://www.worldtraderef.com/vietnam/energy/energy-companies.html (дата обращения: 25.10.2025).
20. Đức Huy. 07 “ông lớn” chuyển đổi số tốt nhất năm 2024 [Электронный ресурс] // Báo Kiểm toán Nhà nước (BKTO). -  URL: https://www.baokiemtoannhanuoc.vn/thoi-su/07-ong-lon-chuyen-doi-so-tot-nhat-nam-2024-284048 (дата обращения: 25.10.2025).
21. Accounts Chamber of the Russian Federation. The role of digitalization in supreme audit institutions. – 2023. [Электронный ресурс]  – Режим доступа:: https://intosairussia.org/news-media/news/the-accounts-chamber-of-the-russian-federation-and-the-sais-of-egypt-oman-and-qatar-discuss-the-role-of-digitalization-in-supreme-audit-institutions.html (дата обращения: 25.10.2025).
22. PetroVietnam Oil Corporation (PVOIL). Годовой отчет 2024 г. – 2024. – 144 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://pvoil.com.vn/media/5/en_annualreport_2024.pdf  (дата обращения: 26.10.2025).