ПРИНЦИП СВОБОДНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ В ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Конференция: CCCXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCCXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРИНЦИП СВОБОДНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ В ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Анализ научной и специальной литературы позволяет констатировать, что российскими представителями юридической науки проводились исследования экономического содержания принципа свободного перемещения финансовых средств и отдельных аспектов последнего в зарубежном законодательстве, в том числе и в европейских конституциях, однако ими не рассматривался вопрос о происхождении термина «финансовые средства» [1, с. 16; 2, с. 34]. В связи с отмеченным представляет интерес исследование фактов закрепления указанного принципа в конституциях и законодательстве зарубежных стран в целях выявления общих черт и отличительных особенностей с положениями, предусмотренными ч 1 ст. 8 Конституции РФ.
Так, в результате изучения принципов экономического характера в Конституции США 1787 г. [6, с. 40] можно прийти к выводу о том, что содержащиеся в ней положения жестко регламентируют кредитно- и товарно-денежные отношения. Конгресс США наделен полномочиями в сферах регулирования торговли внутри страны между штатами и индейскими племенами, установления федеральных налогов, сборов, пошлин, которые на всей территории государства должны носить единый характер, выступая государственной гарантией его территориального единства.
Конституция США устанавливает гарантии, в соответствии с которыми запрещаются обложение какими-либо пошлинами и налогами перемещаемых внутри страны товаров, принуждение перемещающих товары судов к уплате различного рода сборов и пошлин в портах, расположенных на территории государства.
Конституция США закрепляет выполнение государством возложенных на него контрольных функций в сфере управления финансами, т.к. в соответствии с разделом 9 ст. 1 выдача денег из Казначейства США осуществляется только на основании закона. Кроме того, отчеты о поступлении и расходах государственных средств публикуются в периодических изданиях.
В действующих в настоящее время Основном Законе ФРГ 1949 г. и Конституции Франции 1958 г. содержится ряд положений, посвященных управлению финансами, которые характеризуются непосредственным сходством с закрепленным в Конституции РФ принципом свободного перемещения финансовых средств. Данные положения закрепляют принципы предпринимательской деятельности, на основе которых существует и развивается рыночная экономика (свобода распоряжения имуществом, защита частной собственности). Однако их реализация без соблюдения свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств не представляется возможной [7, с. 85-91].
В Конституции Испании 1978 г. предусмотрена возможность ограничения свободы предпринимательства посредством использования общих экономических требований, в т.ч. планирования; распределение личных и региональных доходов должно носить не свободный, а справедливый характер и осуществляться только в условиях экономической стабильности. В Испании в отличие от России законом может быть ограничено перемещение не только финансовых средств, но и иных экономических ресурсов. Однако, целью указанного ограничения выступает «удовлетворение коллективных потребностей, обеспечение гармоничного развития регионов и отраслей и стимулирование роста богатства и доходов, справедливое их распределение».
В конституциях других европейских государств также придается исключительное значение регламентации финансов, выступающих одним из факторов развития экономики, имеющих важное значение. В некоторых конституциях стран Европы закреплено понятие «финансовое законодательство». Так, Конституция Франции (ст. 34) устанавливает, что финансовое законодательство представляет собой «доходы и расходы государства с соблюдением условий и оговорок, предусматриваемых органическим законом». В ст. 22 Конституции Ирландии закреплено, что под финансовым законодательством понимаются «установление, отмена, уменьшение, изменение или регулирование налога, установление оплаты долга или другого обременения государственных финансов или изменения или отмены такого обременения...».
Кроме того, европейские страны на конституционно-правовом уровне регулирования перемещения финансовых средств достаточно жестко запрещают вводить ограничения посредством налогов, сборов, таможенных пошлин, устанавливают единство денежной системы государства. Большинство европейских конституций предусматривает, что только на основании закона должны вводиться, изменяться и отменяться налоги.
В европейских федерациях в целях развития единого экономического рынка основу правового регулирования перемещения финансовых средств составляет создание и функционирование в них единой системы денежного оборота. Федеральные правительства в таких государствах осуществляют полный контроль за финансовой системой посредством выпуска денег и изъятия ценных бумаг, определения условий кредитования и установления основ функционирования банковской системы. У субъектов федерации отсутствует какая-либо реальная власть в финансовой сфере.
На современном этапе в европейских федеративных государствах отсутствуют практически любые ограничения в отношении передвижения лиц, товаров, капиталов и услуг. Действия субъектов федерации протекционистского, дискриминационного характера сдерживаются посредством соответствующих норм.
Таким образом, действующий в РФ принцип свободного перемещения финансовых средств отчасти соответствует установленному на международном уровне принципу свободы движения капитала, воздействует сдерживающее на государственную власть. Действие принципа свободного перемещения финансовых средств подкрепляется международно- и конституционно-правовыми принципами функционирования данной сферы экономической деятельности.
В связи с принятием Конституции РФ на волне идей о либерализации экономик и объединении экономических пространств европейских стран в ней отсутствуют положения об использовании государством планирования для регулирования экономики. Благодаря тенденциям глобализации, интеграции экономик отдельных государств и единого мирового рынка в России на конституционном уровне гарантируется единство рынка внутри страны и абсолютно свободное перемещение финансовых средств по ее территории.
Закрепленные в Конституции РФ положения о свободе перемещения товаров, услуг и финансовых средств характеризуются наибольшим сходством с разработанными в конце XX века международными актами, посвященными экономическому устройству межгосударственных образований и, на наш взгляд, учитывают установленные Конституцией США экономические принципы.
В 1956 г. была создана Международная финансовая корпорация (МФК), которая обладает статусом специализированного учреждения ООН. Целью ее деятельности является финансирование частных предприятий в производственном секторе развивающихся стран, в том числе участие в капитале таких предприятий. В учредительном договоре МФК термин «финансовые средства» носит самостоятельный характер [3, с. 26].
Принцип «четырех свобод», провозглашающий «создание общего рынка товаров, услуг, капиталов, рабочей силы», впервые был закреплен в Договоре, учреждающем Европейское сообщество , заключенном в 1957 г. в Риме.
Одной из целей создания Европейского экономического пространства было провозглашено «...свободное перемещение людей, товаров и капиталов». В качестве примера специального закрепления свободного перемещения услуг выступает Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), которое представляет собой свод принципов и правил, подлежащих последовательному насыщению конкретными юридическими обязанностями государств. В предмет правового регулирования ГАТС входит пять основных видов услуг, в том числе финансовые услуги, которые включают в себя банковские депозитные, кредитные, расчетные операции, страхование и т.д. До 40% доходов от всех международных услуг приходится на финансовые услуги [5].
Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (МБРР) используют термин «финансовые средства», приравнивая их к заемным средствам, для финансирования собственной деятельности и определения источников финансирования их членов. Для обозначения средства платежа по сделкам термин «финансовые средства» практически не применяется.
Исследуемый принцип находится в тесной связи с такими принципами, как устранение ограничений валютного обращения (тормозит развитие международной торговли) и содействие созданию многосторонней системы текущих платежей по сделкам. Указанное обстоятельство, на наш взгляд, отражает существование неразрывной связи торговли и денежных отношений (любая купля-продажа рассматривается как обмен товара на деньги) [4, с. 236] и, как следствие, доказывает трудноразделимый характер товарных и денежных отношений при международном товарообмене.
Составители Конституции РФ, закрепляя принцип свободного перемещения, использовали термин «финансовые средства», а не «капитал», который имеет советское наследие. Таким образом, для понимания правоприменителями более привычным и удобным в российском законодательстве выступает термин «финансовые средства».
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о том, что принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в силу большого сходства с руководящими положениями международных финансовых организаций был к них заимствован.





