Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: CCCXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Бондарь А.С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 41(320). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/41(320).pdf (дата обращения: 07.12.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бондарь Анна Сергеевна
магистрант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Херсонский государственный педагогический университет, РФ, г. Херсон
Ратовская Светлана Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Херсонский государственный педагогический университет, РФ, г. Херсон

 

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PATRIOTIC EDUCATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

 

Bondar Anna Sergeyevna

Master's Student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Kherson State Pedagogical University, Russia, Kherson

Ratovskaya Svetlana Viktorovna

Academic Supervisor, PhD (Pedagogical Sciences), Associate Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Kherson State Pedagogical University, Russia, Kherson

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Актуальность исследования обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) к духовно-нравственному развитию детей, формированию у них основ гражданской идентичности. Целью работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности психолого-педагогических условий патриотического воспитания. В статье раскрывается сущность, цели и задачи патриотического воспитания, анализируются возрастные особенности восприятия патриотических ценностей детьми 5-7 лет, а также описываются современные психолого-педагогические подходы к данной проблеме. Представлены результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, выявившие недостаточный уровень сформированности патриотических представлений и, в особенности, убеждений у старших дошкольников. Делается вывод о необходимости целенаправленного и системного формирования психолого-педагогических условий, включающих интеграцию игровой, познавательной и проектной деятельности, эмоционально насыщенную среду и тесное взаимодействие с семьями воспитанников.

Abstract. The article deals with the problem of patriotic education of older preschool children in a pre-school educational organization. The relevance of the research is determined by the requirements of the Federal State Educational Standard for Preschool Education (FGOS DO) and the Federal Educational Program for Preschool Education (FOP DO) for the spiritual and moral development of children, the formation of their foundations of civic identity. The purpose of the work is the theoretical substantiation and experimental verification of the effectiveness of the psychological and pedagogical conditions of patriotic education. The article reveals the essence, goals and objectives of patriotic education, analyzes the age-specific perception of patriotic values by children aged 5-7 years, and describes modern psychological and pedagogical approaches to this problem. The results of the ascertaining stage of experimental work are presented, which revealed an insufficient level of formation of patriotic ideas and, in particular, beliefs among older preschoolers. The conclusion is made about the need for a purposeful and systematic formation of psychological and pedagogical conditions, including the integration of play, cognitive and project activities, an emotionally saturated environment and close interaction with the families of pupils.

 

Ключевые слова: патриотическое воспитание, старшие дошкольники, психолого-педагогические условия, гражданская идентичность, дошкольное образование, диагностика патриотической воспитанности.

Keywords: patriotic education, senior preschoolers, psychological and pedagogical conditions, civic identity, preschool education, diagnosis of patriotic upbringing.

 

Современные вызовы общества актуализируют задачу формирования гражданской идентичности и патриотических чувств у подрастающего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркивает необходимость духовно-нравственного развития детей, однако в практике дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) наблюдается недостаточная систематизация психолого-педагогических условий, способствующих эффективному патриотическому воспитанию [1]. Возникает противоречие между объективной необходимостью патриотического воспитания и недостаточной разработанностью условий его реализации в образовательном процессе ДОУ.

Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте представляет собой целостный педагогический процесс, направленный на формирование системы ценностных отношений к Родине. Его сущность раскрывается через три взаимосвязанных компонента: когнитивный (формирование представлений о Родине), эмоциональный (развитие чувств гордости, сопричастности) и поведенческий (формирование навыков социально значимой деятельности) [5]. Этот процесс строится по принципу постепенного расширения кругозора ребенка: от любви к семье и родному дому до осознания себя частью большого многонационального государства.

Возрастные особенности детей 5-7 лет (преобладание наглядно-образного мышления, высокая эмоциональная отзывчивость, сензитивность к воспитательным воздействиям, ведущая роль игровой деятельности и склонность к подражанию) определяют специфику работы. Наиболее эффективными являются принципы наглядности, доступности, эмоциональной насыщенности, деятельностного подхода и единства требований ДОУ и семьи.

Анализ психолого-педагогических подходов (культурно-исторический Л.С. Выготского [3], деятельностный А.Н. Леонтьева[4] и Д.Б. Эльконина[6], личностно-ориентированный И.С. Якиманской [5]) позволяет выделить ключевые условия эффективной работы:

  1. Обогащение развивающей среды (тематические уголки, мини-музеи).
  2. Интеграция патриотического содержания в различные виды детской деятельности (игру, познание, творчество).
  3. Активное использование народной культуры и традиций.
  4. Системное сотрудничество с семьей как первичным источником трансляции ценностей.

Для проверки гипотезы о необходимости создания специальных психолого-педагогических условий было проведено исследование на базе ГБДОУ ХО «Генический детский сад «Теремок» Генического района». В нем участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), разделенных на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы по 10 человек.

На констатирующем этапе использовались две взаимодополняющие методики:

  1. Беседа «Патриотическая воспитанность» – направлена на выявление знаний и эмоционального отношения к Родине, семье, истории.
  2. Диагностическая карта экспертной оценки А.К. Марковой – позволила оценить сформированность патриотических представлений, убеждений и потенциал дальнейшего развития по трём блокам [2].

Выбор данных диагностических инструментов был продиктован задачей проведения всесторонней оценки уровня патриотической воспитанности, которая должна была охватить не только когнитивную сферу (фактические знания о стране, семье, государственной символике), но и эмоционально-ценностное отношение к ним. Метод беседы дает возможность выявить личные, субъективные представления и чувства ребенка в ходе непосредственного диалога. В свою очередь, экспертный опросник А.К. Марковой предоставляет более формализованные и объективные данные, позволяя проанализировать ключевые аспекты (знания, убеждения, потенциал) на основе наблюдения за поведением и активностью детей в естественных условиях дошкольного учреждения.

Основное преимущество беседы как метода исследования заключается в ее пластичности и способности подстраиваться под ответы ребенка. В отличие от жестко структурированных анкет, она позволяет интервьюеру гибко менять ход диалога, глубже прорабатывать важные темы и уточнять детали. Однако успешное применение этого метода требует серьезной подготовительной работы: необходимо разработать четкий план, сформулировать ключевые вопросы в понятной для ребенка форме и выстроить их в логической последовательности.

Крайне важно создать во время беседы комфортную и доверительную атмосферу. Доброжелательный тон исследователя, отсутствие принуждения способствуют получению более искренних и развернутых ответов. Целесообразно использовать не только прямые, но и проективные вопросы, что помогает минимизировать социально ожидаемые ответы и выявить истинное отношение ребенка. Существенную роль играет и наблюдение за невербальными реакциями (мимика, жесты, интонация), которые дополняют и обогащают вербальные данные.

Следовательно, метод беседы обладает значительными достоинствами: он позволяет проникнуть во внутренний мир ребенка, выявить его ценностные ориентации и представления. Его гибкость дает возможность адаптировать вопросы под индивидуальные особенности каждого дошкольника. Вместе с тем, метод имеет и ограничения: его проведение требует значительных временных ресурсов и высокой квалификации исследователя, который должен уметь устанавливать контакт с детьми и корректно интерпретировать их ответы.

В рамках нашего исследования беседа была нацелена на выявление особенностей патриотических представлений детей. Через специально подготовленные вопросы мы стремились понять, как дети воспринимают такие понятия, как Родина, семья, национальные традиции, и какие эмоции с ними связаны. Собранные данные позволяют не только оценить актуальный уровень патриотической воспитанности, но и определить индивидуальные особенности каждого ребенка, что имеет центральное значение для планирования дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Диагностическая карта экспертной оценки представляет собой развернутый инструмент, предназначенный для комплексного изучения становления патриотического сознания у дошкольников. В ее основе лежит системный подход, включающий три основных блока: когнитивный (сформированность представлений), эмоционально-ценностный (наличие убеждений) и деятельностный (потенциал развития). Такой многоплановый анализ позволяет не только зафиксировать текущее состояние, но и определить зоны ближайшего развития для каждого ребенка.

В рамках когнитивного блока оценивается наличие у ребенка базовых знаний о своей стране, ее истории, традициях, природных богатствах. Особое внимание уделяется тому, носят ли эти знания осознанный характер: может ли ребенок применять их в разных ситуациях, устанавливать простые причинно-следственные связи. Например, важно не просто узнать государственные символы, но и понимать их значение, объяснить, почему важно беречь природу родного края или уважать труд людей разных профессий. Эти индикаторы помогают оценить, превратились ли патриотические знания из заученных фактов в систему личных убеждений.

Блок «Патриотические убеждения» направлен на диагностику более глубокого, личностного уровня – внутренней позиции ребенка. Здесь оценивается способность дошкольника строить собственную систему ценностей на основе патриотических представлений, демонстрировать элементы гражданской позиции в повседневности. Ключевыми показателями выступают умение аргументировать свою точку зрения, проявлять уважение к культурным традициям, принимать осознанные решения. Этот аспект крайне важен, поскольку отражает переход от формальных знаний к личностным смыслам, что является центральным звеном в процессе патриотического воспитания.

Третий блок – «Возможности дальнейшего развития» – носит прогностический характер. Он призван оценить потенциал ребенка в сфере патриотического самосовершенствования, его готовность к личностному росту в данном направлении. Показатели этого блока выявляют, насколько дошкольник проявляет инициативу в ситуациях, требующих проявления патриотических чувств, стремится ли расширять свои знания о Родине, открыт ли к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в этом процессе. Эти данные являются ценным основанием для построения индивидуальной образовательной траектории.

Результаты констатирующего этапа показали сходную картину в обеих группах с преобладанием низкого уровня патриотической воспитанности (Таблица 1).

Таблица 1.

Сводные результаты диагностики патриотической воспитанности

Методика

Группа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Беседа

Экспериментальная (n=10)

5 (50%)

3 (30%)

2 (20%)

 

Контрольная (n=10)

4 (40%)

3 (30%)

3 (30%)

Экспертная оценка

Экспериментальная (n=10)

5 (50%)

3 (30%)

2 (20%)

 

Контрольная (n=10)

4 (40%)

3 (30%)

3 (30%)

 

Проведенное исследование подтвердило актуальность и необходимость целенаправленного проектирования психолого-педагогических условий для эффективного патриотического воспитания старших дошкольников. Теоретический анализ позволил выделить ключевые компоненты и принципы этой работы, а эмпирическая диагностика выявила «узкие места» – недостаточную сформированность патриотических убеждений и эмоционального отношения.

На основе полученных результатов обоснована необходимость реализации формирующей программы, которая должна быть основана на:

  1. Комплексном подходе, интегрирующем когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты.
  2. Использовании адекватных возрасту методов: сюжетно-ролевых и дидактических игр, проектной деятельности, бесед, экскурсий, творческих проектов.
  3. Создании эмоционально насыщенной развивающей среды, стимулирующей интерес и положительное отношение к патриотической тематике.
  4. Активном и системном вовлечении семьи в единый воспитательный процесс.

Таким образом, перспективой дальнейшего исследования является разработка, апробация и оценка эффективности такой программы в условиях дошкольной образовательной организации.

 

Список литературы:
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
2. Астахова И.Н. Диагностический материал по патриотическому воспитанию дошкольников / И.Н.Астахова, Н.Н.Карпович. – Т., 2023. – 28 с.
3. Выготский Л.С. Три главных произведения. – Москва: Эксмо, 2025. – 848 с.
4. Голубь М.С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников // Перспективы Науки и Образования. 2024. №5 (35). С. 110-117.
5. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и в начальной школе / М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – М.: Дрофа, 2023. – 160 с.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры. – Москва: Педагогика, 2025. – 384 с.