Статья:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Конференция: CCCXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Таланцев Н.М. ПРОЕКТИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(318). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(318).pdf (дата обращения: 24.11.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЕКТИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Таланцев Николай Михайлович
магистрант, Марийский государственный университет, РФ, г. Йошкар-Ола

 

DESIGNING A SAFE ENVIRONMENT IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

 

Talantsev Nikolay Mikhailovich

Student, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola

 

Аннотация. Целью статьи определено изучение теоретико-методологических основ педагогического проектирования безопасной среды и разработка организационно-педагогической модели формирования безопасного образа жизни обучающихся в урочной и внеурочной деятельности. Методами исследования выступили аналитико-синтетический, сравнительный, проектный. Результатом исследования представляется применение разработанной организационно-педагогической модели в практике работы средней общеобразовательной школы.

Abstract. The purpose of the article is to study the theoretical and methodological foundations of pedagogical design of a safe environment and to develop an organizational and pedagogical model for the formation of a safe lifestyle for students in regular and extracurricular activities. The research methods were analytical-synthetic, comparative, and design. The result of the study is the application of the developed organizational and pedagogical model in the practice of secondary schools.

 

Ключевые слова: безопасность, безопасная среда, образовательная организация, формирование безопасного образа жизни обучающихся.

Keywords: safety, safe environment, educational organization, formation of a safe lifestyle for students.

 

В условиях глобализации и быстрых социально-экономических изменений растет значимость задач, связанных с обеспечением безопасности участников образовательной деятельности. Это достигается через создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды. Данные вопросы регулируются российским законодательством (Конституция Российской Федерации, ФЗ №273 «Об образовании», ФЗ №390 «О безопасности»), «Конвенция о правах ребенка» и другими международными нормативными актами. В современной науке средовой подход базируется на понимании содержания, структуры, закономерностей формирования и развития образовательной среды. Среда представляет собой совокупность образовательных, воспитательных и развивающих ресурсов и возможностей в контексте проектирования деятельности конкретной образовательной организации.

Исследованию проблем педагогического проектирования посвящены работы таких ученых, как М.П. Горчакова-Сибирская, Е.С. Заир-Бек, Г.Л. Ильин, И.А. Колесникова, А.М. Новиков и В.В. Сериков. Если обратиться к научным источникам, то можно выделить определение И.В. Непрокиной, которая под проектированием как инструментом управления образовательной организацией понимает систематическую, целенаправленную деятельность по созданию уникального результата в четко выделенные сроки с использованием человеческий, материально-технических, информационных, учебно-методических ресурсов. В это понятие закладывается комплекс действий, объединяющих идеальный (планирование) и технологический (реализация) компоненты для решения конкретной проблемы [3, с.21].

Вопросы обеспечения комплексной безопасности образования актуализировались в работах С.Д. Дерябо, В.К. Довгяло, Д.В. Ямилевой, В.А. Ясвина (понятие безопасности); Е.И. Загребиной, Г.В. Кагировой, С.А. Тюренковой (риски и угрозы); И.С. Баевой, Е.Н. Кузнецовой, Л.С. Подымовой, И.С. Якиманской (психологическая безопасность). Для обеспечения безопасной среды в образовательной организации, по мнению Л.С. Подымовой, необходимо разработать комплекс нормативных, информационных, материально-технических и психолого-педагогических условий. Они направлены на формирование психологической защищённости и учебно-делового взаимодействия, как обучающихся, так и педагогов, а также повышение удовлетворённости качеством образовательных услуг и эмоциональным климатом в образовательной организации [4, с.667].

Каждый выпускник средней общеобразовательной школы (гимназии, лицея) должен приобрести способность не только приобретать знания, но и решать проблемы. Одним из действенных подходов к оптимальному усвоению учебной информации О.В. Бессчетнова считает STEM-образование. Модули, включающие гуманитарные и естественные науки, основы безопасности жизнедеятельности, физическую культуру, информационные технологии, играют ключевую роль в трансформации учебного процесса в междисциплинарный подход, основанный на научных исследованиях. В противовес изолированному изучению основ теории такая деятельность способствует развитию критического и логического мышления, повышают мотивацию обучающихся и понимание того, как научное знание применяется в жизни [1, с.1744].

В настоящее время под безопасной средой большинством ученых понимается состояние комфортности и защищенности обучающихся в образовательной организации от реальных угроз и вероятных рисков (социального, техногенного, природного характера), необходимое для ее оптимального функционирования и развития. В частности, И.Б. Бичева, проводя анализ содержания категории «безопасность образовательной среды», выделила две группы факторов: внутренние (социально-экономические и эколого-информационные) и внешние (психолого-педагогические). Учет их влияния на реализацию образовательного процесса, по мнению исследователя, определяет содержание и вектор научной-исследовательской деятельности педагогического коллектива по проектированию безопасной среды в общеобразовательной организации [2, с.11]. Схематически взаимосвязь указанных групп факторов в формировании безопасной и психологически комфортной среды образовательной организации можно представить на рисунке 1.

Рисунок 1. Факторы формирования безопасной среды в образовательной организации

Примечание: ОО – образовательная организация, БС – безопасная среда, КС – комфортная среда

 

На основе проанализированных научных подходов была разработана организационно-педагогическая модель безопасной среды, способствующей формированию безопасного образа жизни обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в условиях средней общеобразовательной школы (таблица 1).

Таблица 1.

Организационно-педагогическая модель безопасной среды, способствующей формированию безопасного образа жизни обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

Целевой компонент

Цель: формирование безопасного образа жизни младших школьников.

Задачи: выстроить единое информационное пространство и обеспечить направленность обучения, воспитания и развития личности в процессе формирования безопасного образа жизни; активизировать мотивацию и потребность в саморазвитии и самосовершенствовании; привести материально-техническую базу и оборудование кабинетов в соответствии с требованиями к безопасной образовательной среде; повысить психофизическую устойчивость к стрессорам и вредным воздействиям внешней информационной среды.

Организационный компонент

Организация педагогических условий для повышения уровня сформированности когнитивного, эмоционально-мотивационного и регуляторно-поведенческого потенциала безопасного образа жизни обучающихся, их ценностных ориентаций в ходе реализации междисциплинарных проектов в урочной и внеурочной деятельности; повышение ресурсности и расширение возможностей образовательной среды для безопасного и психологически комфортного обучения, воспитания и развития школьников.

Содержательный компонент

Деятельность учителей-предметников и классных руководителей.

Деятельность педагогов дополнительного образования.

Деятельность родителей обучающихся.

Деятельность органов ученического самоуправления.

Урочная деятельность: интеграция содержания курсов «Безопасности жизнедеятельности» с другими образовательными областями основной учебной программы для формирования знаний и универсальных учебных действий безопасного образа жизни.

Внеурочная деятельность: активизация когнитивного, эмоционально-мотивационного и регуляторно-поведенческого потенциала безопасного образа жизни обучающихся в ходе реализации воспитательных мероприятий, организации взаимодействия школы и семьи.

Процессуально-коммуникативный компонент

Этапы

 

Методы

Формы

Исходные показатели уровней сформированности безопасного образа жизни.

Констатирующий, формирующий, контрольный.

 

Анкетирование, тестирование, эксперимент, беседа, дискуссия, тренинг, КТД, ИКТ, социальное проектирование.

Урок, квест, игра, КВН, факультатив, творческое объединение, олимпиада, конкурс, НОУ. Групповые и индивидуальные.

Низкий, средний, высокий.

Диагностико-результативный компонент

Методы выявления сформированности безопасного образа жизни обучающихся.

Критерии сформированности безопасного образа жизни обучающихся.

 

Показатели сформированности безопасного образа жизни обучающихся.

Рефлексивно-оценочный компонент

Анализ эффективности технологии формирования безопасного образа жизни обучающихся.

Анализ обеспечения безопасности среды образовательной организации; анализ удовлетворенности обучающихся и родителей качеством предоставляемых образовательных услуг.

Анализ результатов самоуправленческой деятельности обучающихся.

Оценка итоговых показателей уровней сформированности безопасного образа жизни обучающихся с различными типами психофизической саморегуляции. Внесение корректировок в программу формирования безопасного образа жизни обучающихся. Постпроектная деятельность, диссимиляция опыта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

 

Педагогическое проектирование безопасной среды образовательной организации базируется на следующих общенаучных принципах: прогностичности, пошаговой деятельности, нормирования, продуктивности, обратной связи.

Итак, в результате теоретического анализа проблемы исследования определены организационно-педагогические условия проектирования безопасной среды, а также эффективного внедрения междисциплинарного подхода в работу образовательной организации по формированию безопасного образа жизни обучающихся: координация и интеграция усилий педагогов; оценка реализуемых средств обучения и воспитания с точки зрения их соответствия нормативным и психолого-педагогическим требованиям; выявление актуальных проблем, выбор общих тем и направлений работы; анализ материальных и информационных ресурсов, активное использование в совместной работе современных технологий; повышение компетентности родителей в вопросах обеспечения общей и кибербезопасности школьников; совершенствование сетевого и межведомственного взаимодействия учреждений образования, культуры, спорта и социальной политики.

 

Список литературы:
1. Бессчетнова О.В. Формирование у обучающихся навыков безопасного поведения в повседневной жизни // Научный аспект. – 2023. – №11. – С.1741-1753.
2. Бичева И.Б. «Безопасность образовательной среды» как категория современного профессионально-педагогического знания // Вестник Мининского университета. – 2017. – №1. – С.8-18.
3. Непрокина И.В. Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, диагностика. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2020. – 76 с.
4. Подымова Л.С. Готовность педагогов к обеспечению безопасности личности в инновационной образовательной среде // Интеграция образования. – 2018. – Т.22, №4. – С.663-680.