ХАРАКТЕРИСТИКА МЕНТОРСТВА, ЦЕЛИ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ
Конференция: CCCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика

CCCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕНТОРСТВА, ЦЕЛИ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ
Аннотация. В настоящих условиях менторство представляет новые черты традиционной практики наставничества в нефтегазовых компаниях, новые методы наставничества совмещают как наиболее актуальные современные практики, так и многолетний опыт наставничества в целом. Так, в статье пойдет речь о сути понятия менторства, о его ключевых преимуществах и недостатках и необходимости внедрения на современных российских предприятиях.
Ключевые слова: ментор, менти, наставник, подопечный, опыт, менторинг, навык, наставничество, сотрудник, помощь.
При устройстве на работу в нефтегазовую компанию от молодых сотрудников требуется концентрация и активизация внутренних ресурсов ввиду высокого эмоционального напряжения на первоначальном этапе. Данную задачу возможно решить при помощи менторинга, позволяющего новому сотруднику получить помощь и поддержку опытного наставника.
Менторинг в нефтегазовом предприятии является эффективным инструментом для развития персонала. Сущность менторинга заключается в том, что более опытный работник, который является ментором, передает как опыт, так и знания новому или более молодому работникам, который называется менти, с целью повышения производительности труда молодого сотрудника.
Главная цель менторинга состоит в том, что новые сотрудники получают необходимую помощь, тем самым быстрее адаптируются к новой среде и повышают свои профессиональные навыки. Кроме того, система менторинга помогает как приобрести, так и улучшить имеющиеся компетенции, получить новые навыки от ментора, а также повысить уверенность молодого сотрудника в своих силах [1, стр 8-13].
Основной целью менторинга является оказание содействия молодым сотрудникам в их профессиональном становлении.
С помощью менторства решаются следующие задачи, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1. Задачи менторства на нефтегазовом предприятии
Менторство является неформальным способом обучения, включая и самих сотрудников, и руководителей различного уровня нефтегазового предприятия
[5, с. 453].
Ментором называют «высококвалифицированного специалиста, который добровольно передает свои знания менти, то есть подопечному (англ. mentee), и оказывает ему помощь в развитии и решении текущих задач. Для него важно отлично разбираться в своей области и уметь достигать в ней высоких результатов. Правильно организованная система менторства – это когда наставник лишь указывает путь, а ученик самостоятельно находит решение, следуя рекомендациям» [2, стр. 19].
Ментором может быть профессионал, имеющий опыт работы в нефтегазовом предприятии не менее 10 лет.
Роль ментора определяется следующими действиями, представленными на рисунке 2.

Рисунок 2. Роль ментора
Необходимо также перечислить, что не делает ментор:
– ментор не является начальником молодого специалиста;
– ментор не выдает результат решения по запросу;
– в обязанности ментора не входит решение краткосрочных задач;
– ментор не является потенциальным работодателем;
– ментор не работает как психотерапевт [2, стр. 21].
Менти является специалистом, которому недостаточно знаний и необходима помощь квалифицированного наставника – ментора для того, чтобы достигать поставленные задачи.
Менти не является обычным учеником, он должен самостоятельно определять, как свои цели, так и задачи и прилагать усилия для того, чтобы их достичь. Менти осуществляет активное взаимодействие с наставником, получает советы от него и делится с ментором своими успехами.
Существуют следующие принципы менторства, представленные на рисунке 3.

Рисунок 3. Принципы менторства в нефтегазовом предприятии
Виды ментроства различаются по форме работы и роли ментора.
По форме:
– индивидуальное: ментор и менти общаются напрямую;
– групповое: у ментора несколько менти и с ними обсуждаются вопросы, которые касаются всех;
– обучающее: ментор следует установленной программе и формирует у менти конкретные навыки [3, стр 288].
По роли наставника:
- формальное – «нанимается ментор для повышения квалификации своих сотрудников;
- естественное – новый сотрудник просит помощи у коллеги со стажем, которому он доверяет;
- равноправное – сотрудники, занимающие схожие позиции, обмениваются друг с другом знаниями и дают советы;
- кураторство – начинающему сотруднику оказывается помощь лицом, которое занимает высокую должность» [3, стр 288].
Программа ментроства как правило состоит из следующих этапов, представленных на рисунке 4.

Рисунок 4. Этапы менторства в нефтегазовом предприятии
Таким образом, менторинг является эффективным средством для того, чтобы реализовать задачи как по адаптации молодых специалистов, так и для повышения профессионализма действующих сотрудников нефтегазового предприятия [4, стр 11-12].





