Статья:

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕНТОРСТВА, ЦЕЛИ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ

Конференция: CCCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Нурлыгаянова А.А. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕНТОРСТВА, ЦЕЛИ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 42(321). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/42(321).pdf (дата обращения: 17.12.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕНТОРСТВА, ЦЕЛИ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ

Нурлыгаянова Аделина Азатовна
студент Уфимский государственный нефтяной технический университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В настоящих условиях менторство представляет новые черты традиционной практики наставничества в нефтегазовых компаниях, новые методы наставничества совмещают как наиболее актуальные современные практики, так и многолетний опыт наставничества в целом. Так, в статье пойдет речь о сути понятия менторства, о его ключевых преимуществах и недостатках и необходимости внедрения на современных российских предприятиях.

 

Ключевые слова: ментор, менти, наставник, подопечный, опыт, менторинг, навык, наставничество, сотрудник, помощь.

 

При устройстве на работу в нефтегазовую компанию от молодых сотрудников требуется концентрация и активизация внутренних ресурсов ввиду высокого эмоционального напряжения на первоначальном этапе. Данную задачу возможно решить при помощи менторинга, позволяющего новому сотруднику получить помощь и поддержку опытного наставника.

Менторинг в нефтегазовом предприятии является эффективным инструментом для развития персонала. Сущность менторинга заключается в том, что более опытный работник, который является ментором, передает как опыт, так и знания новому или более молодому работникам, который называется менти, с целью повышения производительности труда молодого сотрудника.

Главная цель менторинга состоит в том, что новые сотрудники получают необходимую помощь, тем самым быстрее адаптируются к новой среде и повышают свои профессиональные навыки. Кроме того, система менторинга помогает как приобрести, так и улучшить имеющиеся компетенции, получить новые навыки от ментора, а также повысить уверенность молодого сотрудника в своих силах [1, стр 8-13].

Основной целью менторинга является оказание содействия молодым сотрудникам в их профессиональном становлении.

С помощью менторства решаются следующие задачи, представленные на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Задачи менторства на нефтегазовом предприятии

 

Менторство является неформальным способом обучения, включая и самих сотрудников, и руководителей различного уровня нефтегазового предприятия
[5, с. 453].

Ментором называют «высококвалифицированного специалиста, который добровольно передает свои знания менти, то есть подопечному (англ. mentee), и оказывает ему помощь в развитии и решении текущих задач. Для него важно отлично разбираться в своей области и уметь достигать в ней высоких результатов. Правильно организованная система менторства – это когда наставник лишь указывает путь, а ученик самостоятельно находит решение, следуя рекомендациям» [2, стр. 19].

Ментором может быть профессионал, имеющий опыт работы в нефтегазовом предприятии не менее 10 лет.

Роль ментора определяется следующими действиями, представленными на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Роль ментора

 

Необходимо также перечислить, что не делает ментор:

– ментор не является начальником молодого специалиста;

– ментор не выдает результат решения по запросу;

– в обязанности ментора не входит решение краткосрочных задач;

– ментор не является потенциальным работодателем;

– ментор не работает как психотерапевт [2, стр. 21].

Менти является специалистом, которому недостаточно знаний и необходима помощь квалифицированного наставника – ментора для того, чтобы достигать поставленные задачи.

Менти не является обычным учеником, он должен самостоятельно определять, как свои цели, так и задачи и прилагать усилия для того, чтобы их достичь. Менти осуществляет активное взаимодействие с наставником, получает советы от него и делится с ментором своими успехами.

Существуют следующие принципы менторства, представленные на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Принципы менторства в нефтегазовом предприятии

 

Виды ментроства различаются по форме работы и роли ментора.

По форме:

– индивидуальное: ментор и менти общаются напрямую;

– групповое: у ментора несколько менти и с ними обсуждаются вопросы, которые касаются всех;

– обучающее: ментор следует установленной программе и формирует у менти конкретные навыки [3, стр 288].

По роли наставника:

  • формальное – «нанимается ментор для повышения квалификации своих сотрудников;
  • естественное – новый сотрудник просит помощи у коллеги со стажем, которому он доверяет;
  • равноправное – сотрудники, занимающие схожие позиции, обмениваются друг с другом знаниями и дают советы;
  • кураторство – начинающему сотруднику оказывается помощь лицом, которое занимает высокую должность» [3, стр 288].

Программа ментроства как правило состоит из следующих этапов, представленных на рисунке 4.

 

Рисунок 4. Этапы менторства в нефтегазовом предприятии

 

Таким образом, менторинг является эффективным средством для того, чтобы реализовать задачи как по адаптации молодых специалистов, так и для повышения профессионализма действующих сотрудников нефтегазового предприятия [4, стр 11-12].

 

Список литературы:
1. Акутина, С. П. Актуальные проблемы развития наставничества: опыт и тенденции нового времени / С. П. Акутина, Т. В. Калинина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – №4 (106). – Часть 3. – С. 8-13.
2. Канаев, А.С. Менторинг как инструмент адаптации и развития персонала / А.С. Канаев // Научный журнал «Экономика. Социология. Право». – 2023. –  №3 (31). – С. 19-25.
3. Кларин, М.В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг: учебное пособие для вузов / М.В. Кларин.- Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 288 с.
4. Муртазина Г. И. Менторинг (наставничество) как технология развития трудового потенциала сотрудников / Г. И. Муртазина, И. Н. Плесовских // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2022. – Т. 2, № 6(126). – 11-12 с. 
5. Штыменко, И. А. Менторство и развитие менторства как формы обучения персонала в России / И. А. Штыменко // Менторство в образовании: культура, идеи, технологии: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Екатеринбург, 16–17 февраля 2023 года / Главный редактор Г.А. Кругликова. Том Часть 1. – Екатеринбург: без издательства, 2023. – 453 с.