Статья:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СЕМЬИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: CCCXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Порох А.В. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СЕМЬИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 42(321). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/42(321).pdf (дата обращения: 20.12.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СЕМЬИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Порох Анастасия Валерьевна
магистрант, ФГБОУ ВО Мелитопольский государственный университет, РФ, г. Мелитополь
Молодыченко Наталья Алимджановна
научный руководитель, канд. пед. наук, проф., ФГБОУ ВО Мелитопольский государственный университет, РФ, г. Мелитополь

 

Аннотация. В статье теоретически обосновывается здоровьесберегающая компетентность семьи как ключевое педагогическое условие, необходимое для эффективного формирования устойчивых представлений о здоровом образе жизни у младших школьников. Анализ научных подходов позволил структурировать здоровьесберегающая компетентность семьи, выделив деятельностный и ценностно-мотивационный компоненты как наиболее влиятельные. Обосновывается необходимость перехода от пассивного информирования родителей к формированию их практических навыков и рефлексии собственного образа жизни для устранения педагогического разрыва между школой и семьей. Предложены конкретные меры по усилению данного условия в образовательной практике.

Abstract. The article theoretically substantiates the health-saving competence of the family as a key pedagogical condition necessary for the effective formation of sustainable healthy lifestyle concepts in junior schoolchildren. The analysis of scientific approaches allowed structuring health-saving competence of the family, highlighting the activity-based and value-motivational components as the most influential. The necessity of shifting from passive parental information to forming their practical skills and reflection on their own lifestyle is justified to eliminate the pedagogical gap between school and family. Specific measures for strengthening this condition in educational practice are proposed.

 

Ключевые слова: здоровьесберегающая компетентность семьи, младшие школьники, здоровый образ жизни, педагогическое условие, семейное воспитание, культура здоровья.

Keywords: health-saving competence of the family, junior schoolchildren, healthy lifestyle, pedagogical condition, family upbringing, culture of health.

 

Актуальность исследования обусловлена нарастающими проблемами в сфере детского здоровья, требующими консолидации усилий школы и семьи для формирования устойчивых представлений о здоровом образе жизни у младших школьников. Семья, являясь ключевым институтом социализации, выступает основным транслятором поведенческих моделей, в том числе и здоровьесберегающих. Однако, в современном начальном образовании, наблюдается проблема неготовности значительной части родителей к выполнению этой функции в полном объеме, что выражается в низком уровне их здоровьесберегающей компетентности.

Проблематику здоровьесберегающей компетентности семьи и формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников занимались такие ученые как: В.А. Ананьев, Л.Е. Борисова, И.И. Брехман, О.С. Васильева, Е.В. Дмитриева, О.Е. Евстифеева, О.Л. Трещёва, Ф.Р. Филатов и др. 

Между тем, не смотря на широкий спектр научных исследований в этой области, недостаточно разработанным остается вопрос о здоровьесберегающей компетентности семьи именно как о целенаправленно формируемом педагогическом условии, которое должно иметь четкую структуру и поддаваться диагностике. Новизна работы заключается в теоретическом обосновании и структурировании здоровьесберегающая компетентность семьи как ключевого педагогического условия. Практическое значение состоит в возможности разработки программ для педагогов и родителей.

Цель: теоретически обосновать здоровьесберегающую компетентность семьи как педагогическое условие, необходимое для эффективного формирования представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Уточнить сущность и структуру понятия здоровьесберегающая компетентность семьи, опираясь на современные научные подходы.
  2. Раскрыть содержание здоровьесберегающей компетентности семьи через призму когнитивно-смыслового, эмоционально-волевого и деятельностного критериев.
  3. Обосновать роль здоровьесберегающей компетентности семьи как педагогического условия, обеспечивающего трансляцию ценностей здорового образа жизни младшему школьнику.
  4. Сформулировать конструктивные рекомендации по развитию здоровьесберегающей компетентности родителей для оптимизации процесса формирования представлений о здоровом образе жизни.

Здоровьесберегающая компетентность семьи, согласно исследованиям     М.А. Макаровой и Е.В. Лупиной, представляет собой интегративное качество личности родителя, отражающее его готовность и способность к реализации здоровьесберегающей деятельности в семье. Невозможно не согласиться с подходом, который рассматривает здоровьесберегающая компетентность семьи не просто как сумму знаний, но как деятельностный потенциал [5, c. 411-416].

В контексте младшего школьного возраста, здоровьесберегающая компетентность семьи должна включать следующие критерии, выделенные в работах Д. Ф. Ильясова и Ю. В. Смирновой:

  1. Когнитивно-смысловой: понимание родителями основ здорового образа жизни, факторов риска и возрастных особенностей здоровьесбережения ребенка.
  2. Эмоционально-волевой: принятие здоровья как высшей ценности, наличие устойчивой мотивации к его сохранению.
  3. Деятельностный: умение практически реализовывать принципы здорового образа (соблюдение режима дня, организация питания и двигательной активности) [4, c. 98].

Здоровьесберегающая компетентность семьи выступает ключевым педагогическим условием в формировании представлений о ЗОЖ у младших школьников, прежде всего благодаря механизму моделирования. Как утверждают М.М. Безруких, ребенок усваивает основы здорового образа жизни через непосредственное подражание поведению родителей. Если компетентность родителей низка (например, в вопросах соблюдения режима), это неизбежно ведет к формированию у ребенка деструктивных, а не адекватных представлений о здоровье [3, c. 121].

Данный механизм тесно связан с системностью, поскольку семья обеспечивает ежедневную, непрерывную реализацию принципов здорового образа жизни, что в принципе невозможно реализовать исключительно в рамках ограниченного школьного расписания. В этой связи, В. Ф. Базарнов неоднократно указывал на исключительную необходимость создания полноценной здоровьесберегающей среды именно в домашнем укладе. Поскольку домашняя среда является основным местом пребывания ребенка и не регулируется строго регламентированным учебным процессом, именно она закладывает непрерывные основы для формирования таких жизненно важных привычек, как рациональный режим сна и питания, а также поддержание правильной осанки [2, c. 67].

Такая системная практика создает основу для ценностной трансляции. В своих работах, В.А. Ананьев подчеркивал, что подлинная культура здоровья формируется только при условии, что она воспринимается ребенком как личностно значимая ценность. Это глубинное восприятие закладывается исключительно в эмоционально-доверительной атмосфере семьи, становясь внутренним убеждением, а не внешней нормой [1, c. 112].

Здоровьесберегающая компетентность семьи также необходима для рефлексии и коррекции. По мнению, Д.Ф. Ильясова и Ю.В. Смирнова, она включает способность родителя к рефлексивно-оценочному анализу как своего образа жизни, так и образа жизни ребенка, что позволяет своевременно распознавать и корректировать отклонения от здоровых практик, обеспечивая тем самым устойчивое и адекватное представление ребенка о собственном здоровье [4, c. 95].

Мы полагаем, что истинная проблема кроется не столько в отсутствии у родителей информации о пользе здорового образа жизни, сколько в дефиците практико-ориентированного компонента компетентности и недооценке родителями личного примера как самого мощного педагогического инструмента. Современная педагогика должна переходить от просвещения родителей к формированию их деятельностной готовности и рефлексивных навыков в области здоровья.

Для усиления данного педагогического условия считаем целесообразным:

  1. Интеграцию практики: внедрить в работу с родителями семейные практико-ориентированные проекты (например, «Неделя здорового рациона», «Карта семейного двигательного режима»), где компетентность формируется через совместный опыт, а не лекции.
  2. Формирование рефлексии: использовать методы диагностики и самооценки здоровьесберегающей компетентности семьи родителей (например, дневники самоконтроля) с последующим обсуждением результатов в малых группах, что соответствует рефлексивно-оценочному критерию данной компетентности.
  3. Партнерство со специалистами: обеспечить регулярное взаимодействие семьи не только с педагогом, но и с валеологом/диетологом/спортивным инструктором для получения профессиональной поддержки и разработки индивидуальных здоровьесберегающих стратегий.

Выводы. Таким образом, проведенный теоретический анализ однозначно подтверждает, что здоровьесберегающая компетентность семьи является ключевым и необходимым педагогическим условием для эффективного формирования у младших школьников адекватных и устойчивых представлений о здоровом образе жизни. Именно практическая организация семейной жизни, а не пассивная информированность, выступает ключевым фактором, устраняющим педагогический разрыв между трансляцией знаний в школе и их реализацией в домашней среде.

 

Список литературы:
1. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. Учебное пособие.  Москва. Юрайт. 2020.  200 с.
2. Базарнов В.Ф. Здоровье и развитие детей в учебно-воспитательном процессе. Практическое пособие.  Москва. Просвещение. 2020.  216 с.
3. Безруких М.М. Здоровьесберегающая деятельность в школе. Учебное пособие для студентов и педагогов.  Москва. Просвещение 2018. 288 с.
4. Ильясов Д.Ф., Смирнова Ю.В. Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни в условиях социализации младших школьников.  Челябинск. Изд-во ЧелГУ, 2017.  180 с.
5. Макарова М.А., Лупина Е.В. Воспитание культуры здорового образа жизни у младших школьников в условиях взаимодействия с семьей // Молодой ученый.  2022.  № 18 (410). С. 411-416.