ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Конференция: CCCXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCCXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Современный мир характеризуется стремительным формированием информационного общества, развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их активным применением в государственном управлении. Построение государственного управления на основе технологии электронного правительства стало уже мировым трендом.
Этот подход обусловлен четким пониманием положительного эффекта от применения цифровых технологий, проявляющегося в повышении эффективности работы государственных органов, своевременности, доступности и качестве оказания государственных услуг, снижении интенсивности бумажного документооборота и существенного сокращения временных и финансовых затрат [4].
Курс на создание электронного правительства в Республике Беларусь был взят в начале 2000-х годов, когда формирование системы цифровых технологий стало одним из приоритетов внутренней политики. Актуальность темы обусловлена необходимостью научного осмысления цифровизации административных процедур, анализа результатов, выявления проблем и определения перспектив развития в административно-правовом поле. Целью статьи является комплексный анализ административно-правовых основ и практических механизмов цифровизации государственного управления в Республике Беларусь.
Эволюция от «электронного правительства» к «цифровому государству» означает качественное изменение : от автоматизации процессов — к трансформации принципов организации власти и взаимодействия с обществом. Сегодня более уместен термин «цифровое государство», обозначающий принципиально новую систему организации власти, основанную на глубокой цифровой трансформации управленческих процессов и структур.
Как отмечает профессор М. М. Ковалев, электронное правительство – это новые возможности управления государством, созданные посредством применения ИКТ в работе государственных органов на благо юридических и физических лиц.
В современных теориях электронное государство трактуют уже с позиции его «сервисности» как важной составляющей социальной роли государства[1]. Именно сервисная парадигма должна стать центральной в белорусской модели цифровизации, что требует переориентации правового регулирования с императивного управления на создание комфортной правовой среды для пользователя государственных услуг.
Республика Беларусь не стоит в стороне от происходящих в мире информационных преобразований и стремится как к разработке и принятию соответствующего законодательства, регламентирующего информационное поле страны, так и внедрению в различные сферы государственного управления положительных результатов международного опыта в указанной области. По данному поводу В. В. Шпилевская справедливо отмечает, что «информатизация в Республике Беларусь является одним из приоритетных направлений государственной политики нашей страны, которая должна обеспечить переход к информационному обществу и вступлению в мировое информационное сообщество как основы модернизации экономики, государственного управления и социальной сферы» [5].
Фундаментом для цифровизации выступает общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС), которая является «центром» электронного правительства. Ее ключевыми подсистемами являются единый портал электронных услуг и программный комплекс «Одно окно», обеспечивающий автоматизацию деятельности местных исполнительных и распорядительных органов.
«Одно окно», предназначенный для предоставления технологий выполнения административных процедур, совершаемых в отношении граждан, в электронном виде посредством Единого портала электронных услуг[2]. Через единый портал пользователь может не только подать заявление, но и отозвать его, получить административное решение, а также подать или отозвать жалобу в электронной форме.
Также в рамках нормотворческого процесса важным средством обеспечения участия граждан в управлении делами государства является создание эффективных механизмов публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов. С 2019 г., в соответствии со ст. 7 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», основной интернет-площадкой для публичного обсуждения проектов правовых актов был определен сайт «Правовой форум Беларуси», который является элементом Государственной системы правовой информации [3].
Стратегические ориентиры цифровизации определены такими документами, как Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы и Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021 - 2025 годы. Их цели — переход к высокотехнологичным стандартам, создание государственных цифровых платформ и внедрение проактивных сервисов, оказываемых при наступлении жизненной ситуации, а не по заявлению.
Внедрение проактивных услуг - перспективное, но сложное направление, требующее как технической базы для межведомственного обмена данными, так и четкого законодательного регулирования инициативных действий государственных органов при защите персональных данных.
Важным нововведением является проект Закона Республики Беларусь, разработанный Министерством юстиции Республики Беларусь, который корректирует Закон «Об основах административных процедур». Уже принятый в первом чтении, он предусматривает два ключевых новшества: экстерриториальную подачу заявлений и проактивный формат оказания услуг. Последний означает, что уполномоченный орган самостоятельно готовит решение на основе данных из государственных информационных систем и уведомляет гражданина о возможности его получения.
Министерство юстиции Республики Беларусь рассматривает введение института «экспериментального правового режима» (регулятивной песочницы). Этот механизм, являясь передовой мировой практикой, позволит тестировать цифровые инновации (например, блокчейн для регистрации прав на недвижимость или смарт-контракты в госзакупках) в контролируемой среде без немедленного изменения отраслевого законодательства.
Важным условием успешной цифровизации является обеспечение уникальности данных в государственных системах для исключения их необоснованного дублирования. На сегодняшний день одной из ключевых проблем остается «консервация» данных – их изолированное хранение в ведомственных системах. Для ее решения требуется не только техническая интеграция, но и принятие нормативного правового акта, который бы установил правовой статус единых государственных баз, данных и закрепил принцип «однократности» сбора данных.
Таким образом, цифровизация в Республике Беларусь эволюционирует от «электронного правительства» к «сервисному государству», ориентированному на потребности граждан и бизнеса. Эта трансформация, отраженная в стратегических документах, нацелена на внедрение проактивных сервисов и государственных цифровых платформ.
Дальнейший успех цифровой трансформации зависит от решения двух ключевых задач: обеспечения уникальности и непротиворечивости данных в государственных информационных системах и формирования гибкого, адаптивного законодательства. Ключевым механизмом для этого могут стать «регулятивные песочницы», позволяющие тестировать инновации без угрозы для стабильности правового поля. Таким образом, прогресс определяется не только технологиями, но и способностью права эффективно регулировать новые публичные отношения.





