Статья:

ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ СТАТЬЕЙ 11.16 КОАП РФ

Конференция: CCCXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Данишевский А.В. ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ СТАТЬЕЙ 11.16 КОАП РФ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 43(322). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/43(322).pdf (дата обращения: 21.12.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ СТАТЬЕЙ 11.16 КОАП РФ

Данишевский Артем Вадимович
студент, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, РФ, г. Санкт-Петербург

 

INITIATION OF AN ADMINISTRATIVE OFFENSE CASE UNDER ARTICLE 11.16 OF THE ADMINISTRATIVE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Danishevsky Artem Vadimovich

Student, Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia, Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются процессуальные и материально-правовые особенности возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.16 КоАП РФ – «Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте». Проводится анализ объекта и объективной стороны правонарушения, определяется круг уполномоченных субъектов, раскрываются специфические поводы для возбуждения дел и особенности процессуального оформления. Актуальность темы обусловлена высокой степенью общественной опасности последствий пожаров на транспорте.

Abstract. This article discusses the procedural and substantive features of the initiation of cases of administrative offenses provided for in Article 11.16 of the Administrative Code of the Russian Federation - «Violation of fire safety requirements on railway, sea, internal water or air transport». The analysis of the object and the objective side of the offense is carried out, the circle of authorized subjects is determined, the specific reasons for initiating cases and the specifics of the procedural design are revealed. The relevance of the topic is due to the high degree of public danger of the consequences of fires in transport.

 

Ключевые слова: административное правонарушение, возбуждение дела, статья 11.16 КоАП РФ.

Keywords: administrative offense, initiation of proceedings, Article 11.16 of the Administrative Code of the Russian Federation.

 

Статья 11.16 КоАП РФ занимает особое место в системе административных правонарушений, так как направлена на защиту от угрозы, носящей катастрофический характер – пожара на объектах транспортной инфраструктуры и непосредственно на транспорте. Последствия таких пожаров сопоставимы с крупнейшими техногенными катастрофами, что предъявляет повышенные требования к четкости и неукоснительности соблюдения требований пожарной безопасности.

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении по данной статье имеет свою специфику, обусловленную как характером объекта посягательства, так и сложной структурой нормативного регулирования в области пожарной безопасности.

Для правильного возбуждения административного дела необходимо установить данные, указывающие на наличие события административного правонарушения[1].

Так, Л.Л. Попов, Л.Л. Мигачев, С.В. Тихомиров отмечают, что в теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение[2].

С.Н. Братановский даёт следующее определение: состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, каждый из которых заключает в себе некоторую совокупность признаков: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона [3].

Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте [1].

Объективная сторона выражается в действии (бездействии) – нарушении требований пожарной безопасности, установленных на соответствующем виде транспорта. В отличие от многих других статей, диспозиция статьи 11.16 является бланкетной. Это означает, что для ее применения необходимо обратиться к обширному списку нормативных правовых актов, содержащих эти требования, а именно:

- Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»[4];

- Федеральные правила противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479[5].

Субъектами правонарушения могут быть: должностные лица транспортных предприятий (начальники станций, капитаны судов), граждане.

Субъективная сторона характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

По мнению А.И. Стахова возбуждение дела об административном правонарушении включает в себя целостность действий уполномоченных лиц, органов при наличии одного из повода к возбуждению дела, а также наличие приемлемых сведений о событии административного правонарушения[6].

Наличие повода к возбуждению административного производства и приемлемые сведения, указывающие на наличие событий правонарушения – два ключевых компонента. Без этих двух аспектов уполномоченное лицо не сможет возбудить дело об административных правонарушениях. Стоит отметить, что процессуальные действия направлены на установление всех обстоятельств по делу, которые будут составлять предмет доказывания и их фиксацию.

П.И. Кононов дает следующее определение возбуждению дела об административном правонарушении, под которым следует понимать первоначальный этап, включающий в себя деятельность по получению информации об административном правонарушении, ее оформление и регистрации[7].

Получение информации об административном правонарушении и есть повод, закрепленный в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ. А само оформление является завершающим данной стадии путем составления соответствующего процессуального документа.

Так же статьями 28.1, 28.3 КоАП РФ определен круг лиц, имеющих право составлять протоколы по статье 11.16[8].

К ним относится:

1. Должностные лица органов государственного пожарного надзора – являются основными субъектами, так как осуществляют федеральный государственный пожарный надзор на всех объектах, включая транспортные [9];

2. Должностные лица органов ведомственной охраны и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации – в пределах своей компетенции, особенно при выявлении нарушений, связанных с поведением пассажиров (обеспечением правопорядка).

Поводом для возбуждения административного дела является:

- непосредственное обнаружение признаков правонарушения уполномоченным должностным лицом;

- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления граждан и организаций, а также сообщения в СМИ.

Основанием для возбуждения дела является наличие в указанных поводах достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения. Важно отметить, что для возбуждения дела не требуется, чтобы нарушение требований пожарной безопасности привело к пожару. Достаточно самого факта нарушения.

Сам протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ) – ключевой документ стадии возбуждения административного дела. При его составлении в отношении правонарушения по статье 11.16 необходимо уделить особое внимание: описанию события правонарушения; виду транспорта; определению субъекта ответственности.

Так же стоит отметить, что нарушение правил пожарной безопасности на транспорте может попадать и под действие других статей КоАП РФ, например, со смежной статьей 20.4 КоАП РФ «Нарушение требований пожарной безопасности». В этом случае применяется статья 11.16 как специальная норма, разграничивающая конкретный тип нарушений.

Поэтому критически важным для законности и обоснованности возбуждения дела по статье 11.16 КоАП РФ является точная квалификация нарушения, а именно место нарушения.

Возбуждение дела об административном правонарушении по статье 11.16 КоАП РФ – это многоэтапный процесс, требующий от уполномоченных должностных лиц глубоких знаний не только административно-процессуального законодательства, но и специальных норм пожарной безопасности на различных видах транспорта.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2025) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – ст. 1.
2. Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право Российской Федерации: учеб. М., 2015. с. 519.
3. Братановский С.Н. Административное право: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013, с. 219-220.
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 07.07.2025) «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 35. – Ст. 3649.
5. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (ред. от 03.02.2025) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 39. – Ст. 6078.
6. Стахова А.И. Административная ответственность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. А.И. Стахова, Н.В. Румянцева. – 9 изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016, с.110.
7. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. – 4-е изд., перераб и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009, с.476.
8. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 31.07.2025) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – с. 900.
9. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 (ред. от 27.08.2025) «О федеральном государственном пожарном надзоре» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 20. – с. 2465.