Статья:

МЕСТО ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Конференция: CCCXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Сергиенко И.Е. МЕСТО ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 44(323). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/44(323).pdf (дата обращения: 15.12.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕСТО ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Сергиенко Ирина Евгеньевна
магистрант, Филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в г. Пятигорске Ставропольского края, РФ, г. Пятигорск
Колесникова Ольга Юрьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доц. кафедры правовых дисциплин Филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в г. Пятигорске Ставропольского края, РФ, г. Пятигорск

 

Финансовый мониторинг как экономико-правовое явление возникло в российском государстве относительно недавно, в связи с чем представляет определенный интерес определение его места в системе отраслей права.

В настоящий период времени отсутствуют научные труды, посвященные исследованию данного вопроса. Исключение составляют отдельные отсылки к нормам тех или иных отраслей права. Так, по мнению В.И. Михайлова, противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, осуществляется в таких сферах деятельности, как финансовая, банковская, административная, уголовно-процессуальная и других [4, с. 122]. Однако, указанный автор не определяет, что входит в предмет правового регулирования соответствующих отраслей.

На наш взгляд, отношения по поводу осуществления финансового мониторинга необходимо рассматривать в финансово-правовом аспекте в силу ряда причин.

1. Одним из субъектов отношений в данной сфере (финансового мониторинга) выступает уполномоченный орган государства (Росфинмониторинг) или иной уполномоченный на выполнение публичной функции субъект (Банк России, кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые организации и другие). Указанные отношения носят вертикально-властный характер и входят в предмет финансово-правового регулирования.

Отношения в данной сфере входят в предмет финансово-правового регулирования, т.к. нормы финансового права регламентируют комплекс осуществляемых субъектами финансового мониторинга мер (обязательный и факультативный финансовый мониторинг), в которых проявляется его сущность. Полагаем, что О.Н. Горбунова достаточно справедливо отмечает, что основные задачи состоят в сборе, обработке и анализе информации о подлежащих контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом. По мнению указанного автора, большое значение в данном вопросе отводится нормам финансового права, регулирующим финансовую деятельность государства [1, с. 86].

2. Отношения в сфере финансового мониторинга регулируются императивным методом, основанным на власти и подчинении между:

- Росфинмониторингом и надзорными органами (Банк России обязан согласовывать с Росфинмониторингом правовые акты в сфере финансового мониторинга;

- с одной стороны Росфинмониторингом и надзорными органами и с другой стороны субъектами финансового мониторинга (в ходе проверки соблюдения субъектами финансового мониторинга законодательства в данной сфере);

- субъектами финансового мониторинга и их клиентами (при предоставлении информации о проведенной операции или реализации права на приостановление исполнения операции).

3. Объектом финансового мониторинга являются финансовые отношения, входящие в предмет финансово-правового регулирования.

4. Существует достаточно тесная (хотя и опосредованная) связь между финансовым мониторингом и финансовой деятельностью государственных органов (по аккумулированию, распределению и использованию централизованных фондов денежных средств), которая входит в предмет финансового права. Финансовый мониторинг и финансовая деятельность государства направлены на реализацию функций и задач государства и муниципальных образований, в том числе обеспечение их экономической безопасности.

5. Финансовые отношения носят динамичный характер, а потому финансовое право должно развиваться посредством расширения круга отношений, входящих в предмет его правового регулирования.

Так, И.В. Рукавишникова обращает внимание на то, что изменение понятия и состава финансового права происходило одновременно со сменой правовых и политических режимов [5, с. 9] и, как следствие, в соответствии с целями и задачами государства на том или ином этапе его развития. Не вызывает сомнения тот факт, что на современном этапе одной из задач нашего государства выступает борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Полагаем возможным утверждать, что при урегулировании отношений в сфере финансового мониторинга (по поводу осуществления контроля (выявления) операций, связанных с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма) приоритетное значение имеют нормы финансового права. Иными словами, сущность финансового мониторинга как разновидности контрольной деятельности позволяет присоединиться к позиции Н.И. Химичевой, которая предлагает рассматривать его как новый вид финансового контроля [7, с. 146].

В подтверждение данного подхода представляется необходимым рассмотреть возможность применения принципов и функций государственного финансового контроля в отношении финансового мониторинга. Полагаем, что финансовый контроль и финансовый мониторинг функционируют на основе общих организационно-правовых принципов.

Финансовый мониторинг как вид финансового контроля базируется на ряде присущих контрольной деятельности принципов, например тех, что закреплены в Лимской декларации руководящих принципов контроля.

Принцип независимости реализуется посредством финансовой самостоятельности Росфинмониторинга, независимость которого в административной сфере обеспечивается его подотчетностью Правительству РФ.

Объективность предполагает, что представители контрольных подразделений Росфинмониторинга и надзорных органов неукоснительно соблюдают законодательство в сфере финансового мониторинга, проводят оценку деятельности на основе фактов, а не оценочных суждений.

Компетентность предполагает, что сотрудники Росфинмониторинга выполняют свою работу на высоком профессиональном уровне, в соответствии со строго установленными стандартами и нормами права.

Наряду с указанными принципами финансовый мониторинг как вид финансового контроля базируется на таких носящих прикладной характер принципах, как: результативность; четкость и логичность требований, предъявляемых контролерами; неподкупность субъектов, осуществляющих контроль; обоснованный характер информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность; презумпция невиновности; согласованный характер деятельности контролирующих органов.

Финансовый мониторинг выполняет идентичные с финансовым контролем функции, что служит дополнительным доказательством того, что финансовый мониторинг характеризуется финансово-контрольной природой.

Ряд авторов к числу функций контрольной деятельности относит корректировку, социальную превенцию и правоохрану [9, с. 114]. Так, реализация функции социальной превенции сопровождается противодействием системы финансового мониторинга тому, чтобы финансовая система использовалась в целях отмывания преступных доходов. Преступные элементы тем самым лишаются финансово-экономической базы, необходимой для совершения ими новых преступлений. В этом смысле система финансового мониторинга носит превентивный характер. Наиболее ярко данная функция проявляется при идентификации клиентов и их выгодоприобретателей.

Правоохранительная функция финансового мониторинга проявляется в выявлении при его осуществлении операций, в ходе которых используются денежные средства или иное имущество, полученные преступным путем. В данном случае наиболее важная роль отводится обязательному и факультативному (дополнительному) финансовому мониторингу.

Функция корректировки выполняется в процессе осуществления Росфинмониторингом, Банком России и иными надзорными органами в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма надзорной и методической деятельности.

Надзорная деятельность позволяет выявить в работе субъектов финансового мониторинга нарушения и недостатки в целях их дальнейшего устранения. Методическая деятельность позволяет вносить корректировки в систему финансового мониторинга в соответствии с изменениями в окружающей действительности.

Росфинмониторинг является государственным органом исполнительной власти, который осуществляет указанные выше функции в сфере финансового мониторинга и относится к органам государственного финансового контроля.

Данный подход поддерживается многими представителями научного сообщества. С.В. Запольский настаивает на том, что Росфинмониторинг является органом финансового контроля [2, с. 12]. Позицию указанного автора поддерживает О.Н. Горбунова, по мнению которой, Росфинмониторинг необходимо также рассматривать как осуществляющий финансовый контроль орган государственной власти [1, с. 85]. Е.Ю. Грачева [9, с. 48] и ряд других авторов [8, с. 118] полагают, что Росфинмониторинг относится к числу государственных органов, которые осуществляют финансовый контроль.

Таким образом, подавляющее число авторов рассматривает Росфинмониторинг как неотъемлемый элемент системы органов государственного финансового контроля, а осуществляемую им деятельность как государственный финансовый контроль.

На наш взгляд, финансовый мониторинг можно рассматривать как: 1) государственный финансовый контроль; 2) негосударственный (внутрихозяйственный) контроль, который осуществляет соответствующий субъект.

Российский законодатель придерживается подхода, что обязательный контроль является одной из функций Росфинмониторинга. Под обязательным контролем понимается совокупность мер, принимаемых уполномоченным органом по контролю за соответствующими операциями на основании информации, предоставляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ (государственный финансовый контроль).

Ряд авторов достаточно спорно утверждает, что сущность обязательного контроля состоит в информировании уполномоченного органа о подконтрольных операциях [3, с. 24]. На наш взгляд, сущность обязательного контроля проявляется в сборе, анализе, оценке информации, полученной от субъектов финансового мониторинга, и предоставлении информации о подозрительных операциях в правоохранительные органы.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, как субъекты финансового мониторинга осуществляют внутрихозяйственный финансовый контроль (выявляют операции, подлежащие обязательному контролю, и иные операции, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма).

Росфинмониторинг как орган государственного финансового контроля: 1) осуществляет постановку на учет организаций, в сфере деятельности, которых отсутствуют надзорные органы; 2) собирает и анализирует информацию о подозрительных операциях и направляет ее в правоохранительные органы.

На наш взгляд, специфика финансового мониторинга проявляется в том, что, уполномоченный на его проведение субъект одновременно осуществляет как внутренний финансовый контроль, так и выполняет функции агента по реализации государственного финансового контроля.

Ряд авторов приходит к выводу, что осуществляемый уполномоченным органом обязательный контроль выступает в качестве необходимого дополнения к выполняемым финансовыми организациями по отношению к своим клиентам обязательным процедурам внутреннего контроля [6, с. 3]. Полагаем, что данное утверждение носит достаточно справедливый характер, т.к. именно благодаря деятельности субъектов финансового мониторинга выявляются подлежащие обязательному контролю (обязательный финансовый мониторинг) и необычные (факультативный финансовый мониторинг) операции.

При осуществлении государственного финансового контроля субъект финансового мониторинга реализует ряд таких мер, как: 1) идентификация клиентов и их выгодоприобретателей; 2) оценка риска осуществления клиентом отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; 3) мониторинг за операциями (подлежащими обязательному контролю и необычными); 4) направление сообщений в Росфинмониторинг; 5) противодействие финансированию терроризма и экстремистской деятельности; 6) документальное фиксирование и хранение информации о подлежащих мониторингу операциях; 7) подготовка и обучение кадров; 8) предоставление информации по запросам Росфинмониторинга; 9) обеспечение конфиденциальности принимаемых им мер и т.д.

Финансовый мониторинг классифицируется на предварительный (сбор и проверка информации о клиенте на стадии идентификации последнего и его выгодоприобретателей), текущий (при выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и необычных операций) и последующий (перепроверка проведенных клиентами операций).

Резюмируя сказанное, финансовый мониторинг необходимо рассматривать как институт финансового контроля. Под финансовым мониторингом понимается осуществляемый Росфинмониторингом, надзорными органами и субъектами финансового мониторинга вид государственного и внутрихозяйственного финансового контроля, целями которого являются недопущение преступных доходов в российскую экономику и предотвращение использования субъектов финансового мониторинга для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

 

Список литературы:
1. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. - М., 2003. С. 86.
2. Запольский, С.В. К вопросу о природе финансовых правоотношений: информационная составляющая / С.В. Запольский // Финансовое право. 2007. № 8. С. 12.
3. Коряковцев В.В., Питулько К.В. Комментарий к Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. — СПб.: Питер, 2003. С. 24.
4. Михайлов В.И. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности: Правовое регулирование, уголовная ответственность, оперативно-розыскные мероприятия и международное сотрудничество. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.
5. Рукавишникова И.В. Метод финансового права: Монография. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. С. 9.
6. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». - М.: Дело, 2002. С. 3.
7. Финансовое право: Учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. С. 146.
8. Финансовое право: Учебник / под ред. С.В. Запольского. — М.: Российская академия правосудия; Эксмо, 2006. С. 118.
9. Финансовый контроль: Учебное пособие / Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко, Е.А. Рыжкова. — М.: Камерон. 2004. С. 48.