Статья:

СТОЙКАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПОЛНОМОЧИЯ

Конференция: CCCXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Васильева А.Н., Медведева В.В. СТОЙКАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПОЛНОМОЧИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 45(324). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/45(324).pdf (дата обращения: 18.12.2025)
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СТОЙКАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПОЛНОМОЧИЯ

Васильева Анна Николаевна
студент, Башкирская Академия Государственной Службы и Управления При Главе Республики Башкортостан, РФ, г. Уфа
Медведева Виолетта Витальевна
студент, Башкирская Академия Государственной Службы и Управления При Главе Республики Башкортостан, РФ, г. Уфа

 

Президент — это не просто высокое звание, а важная часть всей политической системы. Дееспособность, работоспособность, умение и возможность принимать решение – важные навыки для главы, ведь именно от этого зависит судьба государства. Однако как быть, если руководитель страны заболел или получил травму, вследствие чего оказывается в состоянии, когда физически или психически не может выполнять приписанные ему полномочия. Интересно отметить, что когда речь идет о досрочной смене власти, то чаще всего вспоминают про импичмент или государственный переворот, однако в Конституции РФ есть уникальная для нашего государства формулировка «стойкая неспособность» Президента РФ исполнять свои полномочия по состоянию здоровья.

Данное понятие в корне отличается от привычного многим импичмента, ведь его цель не отстранение от должности, а обеспечение непрерывной работы верховной власти, ради стабильности страны. В данной статье мы попытаемся четко рассказать, что такое «стойкая неспособность», где о ней написано и кто обладает полномочиями ее назначать?

Возникновение проблем следует искать в отсутствии правовой регламентации основания «стойкая неспособность по состоянию здоровья». Даже сама процедура для преждевременного прекращения полномочий, в связи с данным основанием, так же не прописана в законодательстве.

Мы считаем, что стойкая неспособность – это наличие психических или физических заболеваний, не позволяющие главе государства выполнять в полной мере обязанности, которые были на него возложены.

Отмечаем, что основание для досрочного прекращения полномочий следует считать заболевания, повлекшие за собой необратимые расстройства организма, когда временное расстройство считается основанием для приостановления деятельности Президента РФ, но никак не прекращения. Сомнения по поводу временного интервала, который связан с утратой Президентом возможностей действовать плодотворно, появляются сами собой. Стоит понять, какой период мыслиться под данным термином – кратковременный перерыв или полный отказ, который завершается прекращением полномочий.

В статье 92 Конституции РФ говорится о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в связи со стойкой неспособностью по состоянию здоровья, но не дается никакой конкретики, что создает множество дыр.  [4] Статьи сходятся в отсутствии законодательного определения и процедуры, а также в понимании неспособности, как необратимого физического или психического расстройства, которое исключает исполнение полномочий. Временное расстройство же ведет только к замещению, как пример прецедент 1996 года с Б.Н. Ельциным. [1, с. 186, 2, с. 2]

Расхождение взглядов касается правовой основы. Литвина и Сидорова считают, что процедура должна инициироваться без воли Президента, то есть относят его к объективным факторам. [2, с. 3] У Курдубановой, с опорой на позицию С. А. Авакьяна, два возможных сценария: субъективный и объективный. В случае субъективного характера: Президент добровольно снимает с себя полномочия, выдвигая причину состояние здоровья, что понимается как отставка с конкретным основанием. При объективном характере: когда Президент уже не может адекватно оценивать ситуацию и выражать свою волю, вопрос решают без его участия. [1, с. 187] Проще говоря, мнение Сидоровой и Литвиновой – «только по решению других», взгляд Курдубановой, с опорой на Авакъяна – «может сам, а могут за него».

При всем этом в обеих статьях выделяется необходимость приоритета публичного интереса над врачебной тайной главы государства. Авторы предлагают схожие варианты решения проблемы. Одно из них - создание специальной медицинской комиссии, а другое за то, чтоб окончательное решение выносил независимый суд, например, Конституционный суд РФ. [1, с. 189; 2, с. 3]

Статьи схожи пониманием понятия и ключевых элементов процедуры, но имеют противоречия в том, как ее инициировать, только объективно или также субъективно.

Для тщательного анализа пошагового механизма основания «стойкая неспособность по состоянию здоровья», мы выделяем два развития событий. А именно: временное ограничение выполнения полномочий Президентом РФ и абсолютный отказ, за которым следует прекращение полномочий главы.

В случае временного характера ограничения в осуществлении возложенных на Президента обязанностей, обусловленного фазой восстановления здоровья, по истечении срока он наделен правом возобновить исполнение своих функций. Данная обстановка предусмотрена Конституцией Российской Федерации, согласно пункту 3 статьи 92 устанавливается: «Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не способен продолжать выполнение своих полномочий, временно исполняющим обязанности назначается Председатель Правительства Российской Федерации». [4] Деятель науки С.А. Авакьян трактует вышеуказанную норму как обстоятельство временного замещения главы лицом, возглавляющим Правительство. На деле Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 10-П 1999 года идентифицирует такие ситуации как особые случаи, которые предусматривают принятие решения Президентом Российской Федерации о возложении временных обязанностей и полномочий на Председателя Правительства Российской Федерации по причине с возникшей недееспособности главы государства. [3]

Следующий вариант гораздо сложнее, поскольку личное желание Президента тут почти не учитывается. Когда состояние здоровья главы государства достигает предела, при котором уже дальнейшее продолжение исполнения приписанных обязанностей невозможно. Основной закон РФ не отворяет деталей данной процедуры, поэтому мы считаем целесообразным обратится к Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 11 июля 2000 года, где рассматривается проблема длительной потери руководителем государства физической способности выполнять свои функции. [5] Постановление подчеркивает важность выполнения установленных правил, предостерегая упрощенный подход к процедуре досрочного прекращения полномочий Президента РФ. Отмечаем, что важным требованием служит исключение абсолютно любых попыток неправомерного смещения действующего главы государства посредством медицинских исследований. Нельзя не сказать, что особое внимание уделяют недопустимости осуществления данной ситуации, где органы власти или иные лица могут присвоить полномочия, возложенные на Президента Российской Федерации неправомерным способом.

В России 21 века еще не было и скорее всего не будет ситуаций, когда будет необходимо отстранение президента от должности в связи с состоянием его здоровья. Какие у этого могут быть причины? На данный момент нигде не закреплены требования к здоровью президента, нужно лишь только быть дееспособным, из-за чего мы не можем выдвинуть этот критерий как основную причину отсутствия практического способа применения способа отстранения по состоянию здоровья. Возможно, ключевую роль играет политическая стабильность? Мы думаем это может иметь вес, но все же очень и очень маленький. Влияние политической стабильности внутри страны на здоровье, а именно на резкое появление «стойкой неспособности» исключено. Политическая стабильность — это не показатель одного дня, а характеристика продолжительного периода времени, поэтому если и оказывает влияние на здоровье главы государства, то это происходит не ежесекундно, а в течение какого-то времени из-за чего можно отследить изменения в состоянии и при необходимости повлиять.

Мы рассмотрели самые очевидные варианты, но ничего из них не показалось нам особо реальным. А почему? Склоняемся думать, что пункт 2 статьи 92 Конституции РФ носит гипотетический характер, чтобы в случае чего, были готовы и знали, кого поставить на место бывшего президента, чтобы государство продолжало существовать в штатном режиме, и граждане не уподоблялись панике. Наше предположение о гипотетическом характере дает понять почему норма такая «никакая», никто даже не может представить, что президент может внезапно стать неспособным по состоянию здоровья, а не он сам уйдет в отставку. Мы думаем, что необходимо внести корректировки в данную норму, дать больше конкретики, это особенно важно, так как касается главы государства.

Таким образом, норма о стойкой неспособности Президента по здоровью, призванная обеспечить стабильность власти, на деле имеет кучу дыр. В Конституции и законах нет ни чёткого определения, ни порядка действий. Учёные спорят, может ли Президент уйти по болезни добровольно или решение должны принимать другие госорганы. Но все сходятся в одном: частная медицинская тайна главы государства уступает публичному интересу. Для реализации нормы потребуются независимая врачебная комиссия и окончательное решение суда.

 

Список литературы:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/23d4df0aa402b2458f36c9aa0022a4894c7116a3/ (дата обращения: 30.11.2025)
2. Курдубанова М. Ю. Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие президенту российской федерации полномочия как мера конституционно-правовой ответственности // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stoykaya-nesposobnost-po-sostoyaniyu-zdorovya-osuschestvlyat-prinadlezhaschie-prezidentu-rossiyskoy-federatsii-polnomochiya-kak?ysclid=mim6lsseeq146112229 (дата обращения: 01.12.2025).
3. Литвина Е. Д., Сидорова А. В. Стойкая неспособность по состоянию здоровья как основание для досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации // Бюллетень науки и практики. 2016. №11 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stoykaya-nesposobnost-po-sostoyaniyu-zdorovya-kak-osnovanie-dlya-dosrochnogo-prekrascheniya-polnomochiy-prezidenta-rossiyskoy  (дата обращения: 30.11.2025).
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1999 N 10-П "По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23707/ (дата обращения: 30.11.2025)
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П "По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия" // ЭПС "Система ГАРАНТ". URL: https://constitution.garant.ru/act/president/182315/ (дата обращения: 01.12.25)