Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МАССОВОГО СПОРТА НА ЛИЧНОСТЬ

Конференция: CCCXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Белкина А.Е. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МАССОВОГО СПОРТА НА ЛИЧНОСТЬ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 45(324). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/45(324).pdf (дата обращения: 16.12.2025)
Голосование состоится 17.12.2025
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МАССОВОГО СПОРТА НА ЛИЧНОСТЬ

Белкина Арина Евгеньевна
студент, Национальный государственный университет Физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Спорт, будучи деятельностью, организованной по строгим правилам и требующей систематического преодоления (Жапарова Я.С., Брагинец А.В., 2024), создаёт уникальные условия для тренировки и развития волевой сферы личности. Ключевым психолого-педагогическим механизмом здесь выступает механизм систематического и дозированного преодоления внешних и внутренних препятствий.

Этот механизм реализуется через последовательность взаимосвязанных условий спортивной практики:

  • Наличие ясной и привлекательной цели (улучшить результат, освоить элемент, победить в соревновании). Цель служит внешним ориентиром, мобилизующим усилия.
  • Сталкивание с объективными трудностями (физическая усталость, болевые ощущения, техническая сложность упражнения). Эти трудности создают «материал» для волевого усилия.
  • Необходимость самостоятельного принятия решения о продолжении действия в условиях усталости или дискомфорта. Этот момент является кульминацией волевого акта.

Получение позитивного подкрепления в виде достижения цели (даже небольшой – пробежать дистанцию) или одобрения тренера/группы. Это закрепляет модель поведения «цель – усилие – преодоление – успех».

Таким образом, целеустремлённость формируется не сама по себе, а как следствие многократного прохождения этой цепочки: от абстрактного желания «стать сильнее» до конкретного плана тренировок. Выдержка и самообладание развиваются через механизм отсроченного реагирования и контроля импульсов: в спорте часто нельзя сразу отреагировать на неудачу (например, пропущенный гол), нужно быстро взять себя в руки и продолжать действовать по плану.

Спорт, особенно его командные и групповые формы, является мощным «полигоном» для развития социального интеллекта. Воспитательное воздействие здесь обеспечивается комплексом взаимосвязанных психологических механизмов.

1. Механизм идентификации и ролевого принятия. Включаясь в команду, индивид вынужден принять и освоить определённую социальную роль (лидер, атакующий, защитник, новичок). Это требует понимания ожиданий других. В процессе этой идентификации с группой и своей ролью развивается эмпатия – способность понимать эмоциональное состояние партнёров и соперников.

2. Механизм социального научения через наблюдение и обратную связь. Спортивная среда прозрачна: действия и их результаты (успешный пас, ошибка) сразу видны и получают мгновенную оценку – от тренера, партнёров, собственного результата. Это интенсивная школа социальной перцепции: человек учится «считывать» невербальные сигналы, предугадывать действия других, корректировать своё поведение на основе реакции окружения.

3. Механизм кооперации и разрешения конфликтов. Необходимость достижения общей цели в условиях ограниченного времени и ресурсов (мяч один, победитель – один) заставляет находить способы эффективного взаимодействия. Коммуникабельность, ответственность, уважение (отмечаемые, например, у баскетболистов) формируются именно здесь – как инструментальные качества, необходимые для решения практической задачи победы. Конфликты интересов (кому бить пенальти) становятся ситуациями прикладной тренировки переговорных навыков и эмоциональной саморегуляции.

Таким образом, спорт учит не просто общаться, а коммуницировать целесообразно, а также распознавать и управлять не только своими, но и чужими эмоциями в условиях совместной деятельности и стресса.

 

Список литературы:
1. Жапарова, Я.С. Спорт как фактор формирования личности / Я.С. Жапарова, А.В. Брагинец // Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – М.: РГУФКСМиТ, 2024. – С. 56–59.
2. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
3. Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А.Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1973. – 118 с.