ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МАССОВОГО СПОРТА НА ЛИЧНОСТЬ
Конференция: CCCXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCCXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МАССОВОГО СПОРТА НА ЛИЧНОСТЬ
Спорт, будучи деятельностью, организованной по строгим правилам и требующей систематического преодоления (Жапарова Я.С., Брагинец А.В., 2024), создаёт уникальные условия для тренировки и развития волевой сферы личности. Ключевым психолого-педагогическим механизмом здесь выступает механизм систематического и дозированного преодоления внешних и внутренних препятствий.
Этот механизм реализуется через последовательность взаимосвязанных условий спортивной практики:
- Наличие ясной и привлекательной цели (улучшить результат, освоить элемент, победить в соревновании). Цель служит внешним ориентиром, мобилизующим усилия.
- Сталкивание с объективными трудностями (физическая усталость, болевые ощущения, техническая сложность упражнения). Эти трудности создают «материал» для волевого усилия.
- Необходимость самостоятельного принятия решения о продолжении действия в условиях усталости или дискомфорта. Этот момент является кульминацией волевого акта.
Получение позитивного подкрепления в виде достижения цели (даже небольшой – пробежать дистанцию) или одобрения тренера/группы. Это закрепляет модель поведения «цель – усилие – преодоление – успех».
Таким образом, целеустремлённость формируется не сама по себе, а как следствие многократного прохождения этой цепочки: от абстрактного желания «стать сильнее» до конкретного плана тренировок. Выдержка и самообладание развиваются через механизм отсроченного реагирования и контроля импульсов: в спорте часто нельзя сразу отреагировать на неудачу (например, пропущенный гол), нужно быстро взять себя в руки и продолжать действовать по плану.
Спорт, особенно его командные и групповые формы, является мощным «полигоном» для развития социального интеллекта. Воспитательное воздействие здесь обеспечивается комплексом взаимосвязанных психологических механизмов.
1. Механизм идентификации и ролевого принятия. Включаясь в команду, индивид вынужден принять и освоить определённую социальную роль (лидер, атакующий, защитник, новичок). Это требует понимания ожиданий других. В процессе этой идентификации с группой и своей ролью развивается эмпатия – способность понимать эмоциональное состояние партнёров и соперников.
2. Механизм социального научения через наблюдение и обратную связь. Спортивная среда прозрачна: действия и их результаты (успешный пас, ошибка) сразу видны и получают мгновенную оценку – от тренера, партнёров, собственного результата. Это интенсивная школа социальной перцепции: человек учится «считывать» невербальные сигналы, предугадывать действия других, корректировать своё поведение на основе реакции окружения.
3. Механизм кооперации и разрешения конфликтов. Необходимость достижения общей цели в условиях ограниченного времени и ресурсов (мяч один, победитель – один) заставляет находить способы эффективного взаимодействия. Коммуникабельность, ответственность, уважение (отмечаемые, например, у баскетболистов) формируются именно здесь – как инструментальные качества, необходимые для решения практической задачи победы. Конфликты интересов (кому бить пенальти) становятся ситуациями прикладной тренировки переговорных навыков и эмоциональной саморегуляции.
Таким образом, спорт учит не просто общаться, а коммуницировать целесообразно, а также распознавать и управлять не только своими, но и чужими эмоциями в условиях совместной деятельности и стресса.
