Статья:

Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях стационарного учреждения

Конференция: XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Халташкина Е.В. Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях стационарного учреждения // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(35). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(35).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях стационарного учреждения

Халташкина Елена Валерьевна
магистрант, Бурятского государственного университета, Россия, г. Улан-Удэ
Бадонов Алексей Маланович
научный руководитель, канд. социол. наук, доцент, Бурятский государственный университет, Россия, г. Улан-Удэ

 

Сиротство, возникшее как биологическое явление, приобрело в настоящее время форму сложного социального явления. Причины современного сиротства в России не являются естественными, т.к. только 10 % - 15 % детей, лишившихся попечения родителей, являются сиротами вследствие смерти или инвалидности родителей, остальные - социальные сироты (дети, оставшиеся без попечения родителей) [1]. Именно поэтому забота о детях, оставшихся без попечения родителей, является одной из основных задач государственной социальной политики.

Особого внимания требует изучение социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях стационарных учреждений.

Рассмотрим социальную работу с детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях стационарного учреждения на примере Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Республики Бурятия «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Малышок» (далее по тексту – Центр «Малышок»).

Учреждение было создано в 1972 году как Республиканский детский дом смешанного типа. В 1977 году учреждение стало дошкольным детским домом «Малышок». В 1980 году дошкольный детский дом «Малышок» получил статус речевого детского дома. В 2015 году дошкольный детский дом «Малышок» переименован в «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Малышок» [2].

В настоящее время Центр «Малышок» оказывает услуги по временному содержанию детей, нуждающихся в социальном обслуживании, которые пребывают в учреждении в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства.

Предметом деятельности учреждения является стационарное социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 10 лет (далее – воспитанники) путем предоставления социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых услуг.

По результатам статистических данных Центра «Малышок»,  за период 2013 – 2017 г.г. общая численность детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживавших в учреждении, составила 328 детей. Следует отметить, что подавляющее большинство из них (более 75 %) являются детьми, оставшимися без попечения родителей (социальными сиротами) [3].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» определяются основные направления изменения социальной работы в условиях стационарного учреждения [4].

В целях подготовки детей к самостоятельной жизни и их дальнейшей успешной социализации, в Центре «Малышок» созданы условия, максимально приближенные к семейным. Проживание детей организовано в помещениях, созданных по квартирному типу, с учётом совместного проживания братьев и сестёр. Все группы оборудованы кухонными стенками с двухсекционными раковинами, посудомоечными машинами, ЖК-телевизорами, индивидуальными гардеробами и шкафчиками для личных вещей.

Дни рождения воспитанников празднуются индивидуально, проводится чаепитие. Личные вещи (одежда, обувь, школьные принадлежности, др.) приобретаются с участием детей. 

Воспитанники учреждения обучаются в МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 22 г. Улан-Удэ и МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 38 г. Улан-Удэ. В учреждении оборудуются индивидуальные места для выполнения домашнего задания школьников. Весь процесс социальной работы строится на основании индивидуального плана развития и жизнеустройства ребёнка. На каждого ребёнка ведётся дневник наблюдения, усилена психологическая служба.

При поддержке Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ в Центре «Малышок» реализуется проект «Книга жизни».

В учреждении 100 % воспитанников охвачены дополнительным образованием. Следует отметить, что работа по организации дополнительного образования воспитанников осуществляется во взаимодействии с  МАОУ ДО Центр дополнительного образования «Эдельвейс» г. Улан-Удэ, Федерацией Тхэквондо Республики Бурятия.

В учреждении проводится систематическая работа по речевому развитию воспитанников, осуществляет деятельность логопункт.

В Центре «Малышок» при организации социальной работы уделяется внимание формированию и развитию физического развития воспитанников, повышению коммуникативных навыков, внедрению здоровьесберегающих технологий.

Важным направлением работы является защита имущественных прав детей, оставшихся без попечения родителей. Специалисты учреждения осуществляют тесное взаимодействие со Службой судебных приставов по вопросам реализации права на получение алиментных обязательств. Отслеживается реализация исполнительных производств, направляются заявления о взыскании алиментов на содержание детей, заявление на розыск родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов.

Проводится сверка данных с органами опеки и попечительства по наличию закрепленного жилья у детей, оставшихся без попечения родителей, по постановке на учет для обеспечения жилым помещением.

Одним из показателей эффективности организации социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, является показатель доли детей, переданных на воспитание в замещающие и кровные семьи.

Именно в семье дети получают нужное воспитание, которое им помогает наилучшим образом приспособиться к жизни, установить социальные отношения в обществе. Семья создает прочную основу для формирования успешной и здоровой личности, содействует определению позиций в социуме, помогает подготовиться к взрослой самостоятельной жизни. По-нашему мнению, семья является основным институтом социализации ребенка, а желание жить и воспитываться в семье является естественной потребностью каждого ребенка.

Средний показатель доли детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи из ГБУСО Центр помощи детям «Малышок» в течение периода 2013 – 2017 г.г. составляет 88,5 %.

Наиболее распространенной формой жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются приемные семьи. Средний показатель устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи за период 2013 – 2017 г.г. составил 57,8 % от общего числа детей, переданных в семьи. За указанный период под опеку передано 47 детей, оставшихся без попечения родителей, усыновлены (в т.ч. за пределы Российской Федерации) 25 детей.

Особое значение имеет организация социальной работы по содействию восстановлению в родительских правах (отмена ограничения в родительских правах) биологических родителей и возврату детей в кровные семьи.

С биологическими родителями, лишенными родительских прав или ограниченными в родительских правах, но способными к воспитанию своих детей, проводится профилактическая работа, направленная на формирование позитивного образа кровной семьи, мотивации на восстановление детско-родительских отношений, оценка возможности выполнять свои родительские обязанности, степень готовности и ресурсности к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении ребенка в семью. Общее количество детей, которые вернулись в родные (кровные) семьи, за 2013 – 2017 г.г. составляет 52 ребенка.

Таким образом, социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях стационарного учреждения проводится по разным направлениям. Для дальнейшего развития социальной работы необходимо внедрять технологии сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательном и социальном пространстве, содействовать развитию института приемных семей, обеспечивать комплексное социальное сопровождение замещающих семей.

 

Список литературы:
1. Андреева Е.Е., Морозов Г.Б. Сиротство как социальная эпидемия современной России // Педагогическое образование в России. – 2016. - № 2. – с. 49 – 56
2. Сайт ГБУСО РБ Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Малышок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: малышок-бурятия.рф
3. Отчеты ГБУСО РБ Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Малышок»
4. Постановление Правительства Российской Федерации «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24 мая 2014 г. № 481