Статья:

Выявление роли инфраструктуры в экономике страны с помощью эконометрического исследования

Конференция: XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Паршина М.В. Выявление роли инфраструктуры в экономике страны с помощью эконометрического исследования // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(35). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(35).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Выявление роли инфраструктуры в экономике страны с помощью эконометрического исследования

Паршина Маргарита Витальевна
студент Филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе, РФ, г. Севастополь

 

Зависимость между развитием инфраструктуры и экономическим ростом очевидна уже из определения инфраструктуры. Так, под «инфраструктурой» понимается совокупность отраслей, предприятий и отдельных хозяйствующих субъектов, входящих в состав этих отраслей, видов их деятельности, призванных обеспечивать условия для нормального, непрерывного функционирования производства и обмена товарами, а также, в целом, для жизнедеятельности людей. Тем не менее, учёные экономисты всегда стремились доказать важность инфраструктурных инвестиций в системе государственных и частных финансов посредством построения различных моделей, в том числе и математических. Так же не менее важным было определить и более обширный спектр эффектов от реализации инфраструктурных проектов для более рационального принятия решений. Поэтому на тему роли инвестиций в социально-экономическом развитии было написано много научных работ.

Впервые эту тему в своих работах описал Адам Смит. Смит провёл логическую цепочку от роста количества объектов инфраструктуры к национальному богатству.  Так без дорог, транспорта нет общественного разделения труда, также и не растёт производительность труда, без которой невозможен экономический рост [1].

В 1989 году Асчауэр Д.А. выявил связь между этими двумя факторами посредством расчёта коэффициента эластичности. Им была произведена оценка коэффициента эластичности выпуска продукции к объёму инвестиций в инфраструктуру на уровне 0,39. Так, по результатам данного исследования видно, что увеличение объёма инвестиций в инфраструктурные проекты на 1% способствует увеличению выпуска продукции на 0,39%.

Исследовательское подразделение Всемирного банка выявило, что в развитых странах с высокими показателями экономического развития протяжённость дорог в 59 раз выше, чем в странах с низкими показателями [2].

В работе Головко Ю.В. выявил зависимость между инвестициями в строительство новых инфраструктурных объектов и созданием новых рабочих мест для местного населения. Так было установлено, что в РФ при увеличении финансирования в строительство на 1% от ВВП создается 1,29 млн. новых рабочих мест, что составляет 1,68 % от всего экономически активного населения [3].

Проведём собственный анализ влияния инвестиций в транспортную инфраструктуру (инфраструктурные инвестиции в транспорт занимают наибольшую долю в структуре всех инвестиций в инфраструктуру) на рост наиболее важного для экономики показателя: Внутреннего Валового продукта, на основе актуальных данных из статистического банка ОЭСР.

Таблица 1.

Данные об инвестициях в транспортную инфраструктуру (млрд. руб.) и ВВВ в текущих ценах (млрд. руб.) РФ. Составлено авторов на базе данных статистического банка ОЭСР. [4]

год

Инвестиции в транспортную инфраструктуру, млр. руб.

ВВП в текущих ценах, млр, руб

1995

18,85

1537,06

1996

26,24

2160,38

1997

32,53

2520,49

1998

36,81

2829,42

1999

75,37

5189,69

2000

135,82

7860,72

2001

149,07

9623,1

2002

123,87

11653,42

2003

188,34

14226,65

2004

249,52

18340,06

2005

277,15

23275,97

2006

310,29

28992,63

2007

447,97

35811,04

2008

708,83

44459,47

2009

567,67

41799,42

2010

617,14

49879,13

2011

759,41

60282,54

2012

820,16

68163,88

2013

834,43

73133,89

2014

753,87

79199,66

2015

756,02

83232,62

2016

927,69

86043,65

 

На основе исходных данных построим эконометрическую модель:

 

Рисунок 1. Эконометрическая модель зависимости двух переменных «инвестиции в инфраструктуру – ВВП». Составлена автором в программе Gretl

 

Как мы можем заметить, наши показатели взяты с логарифмами, так как при оценке таких моделей для показателей (таких как ВВП) используется именно такой подход.

Можем заметить, что объем инвестиций значим на 95% уровне значимости.

Чтобы убедиться в правильности модели проведем тесты на наличие автокорреляции и правильную спецификацию модели.

 

Рисунок. 2. Тест Дарбина-Вотсона

 

Рисунок. 3. Тест Бриша-Годфри

 

Как мы можем убедиться оба теста на автокорреляцию показали ее отсутствие, что означает они распределены независимо друг от друга. Данное условие является необходимым условием для получения состоятельных МНК - оценок параметров регрессии.

 

Рисунок. 4. Тест Рамсея

 

А также, изучив тест Рамсея в трех вариантах (квадрат и кубы, кубы, квадраты), который отвечает на вопрос, надо ли включать в регрессию степени независимых переменных, можно сделать вывод о правильной спецификации модели, так как во всех трех тестах p-значение > 0,05. Что означает правильную функциональную зависимость.

Обратившись к графикам можем прийти к выводам о наличии положительной прямой связи между признаками – по мере роста объемов инвестиций растет и ВВП. 

 

Рисунок 5. Наблюдаемые и расчётные I_v4

 

Наша регрессия имеет вид:

l_v4 = 4,78 + 0,960*l_v2_1

где v4 – это объем ВВП, l_v4 – это логарифм от ВВП, а v2 – это объем инвестиций в инфраструктуру, l_v2_1 –это логарифм от объема инвестиций в инфраструктуру взятый с лагом 1.

Следовательно, можно интерпретировать модель, что при увеличении объема инвестиций на 1% объем ВВП увеличится на 0,96%.

R² = 0,9777 или 97,8% — это говорит о том, что вариация результативного признака в среднем на 97,8% объясняется вариацией факторного признака — инвестиции в инфраструктуру. Полученное значение детерминации свидетельствует о наличии сильной, выраженной связи между признаками.

Таким образом, на базе эконометрического исследования можно сделать вывод, что роль инфраструктуры в экономике страны крайне велик. Главной задачей государства в области создания объектов инфраструктуры учесть все внешние социально-экономические эффекты для того чтобы принять правильное решение и реализовать наиболее выгодные для общества инфраструктурные проекты.

 

Список литературы:
1. Ланцов А.Е. Инфраструктура: понятие, виды и значение.// Экономика, Статистика и Информатика. – 2013. – №3. – С. 47-52. 
2. Плахин А.Е., Коковихин А.Ю., Суслов С.А. Оценка влияния инфраструктурных проектов на развитие территорий.// Вестник НГИЭИ. – 2017. – № 11 (78) – С. 139-147. 
3. Головко, Ю.В. Инвестиционные возможности в России (спрос и предложение). // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. − № 4. – С. 93-104.
4. Статистический банк ОЭСР. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stats.oecd.org/