Консервативная мысль в византинистике К.Н. Леонтьева (на примере правления императора Юстиниана Великого)
Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: История и археология
IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Консервативная мысль в византинистике К.Н. Леонтьева (на примере правления императора Юстиниана Великого)
Термин консерватизм был введен в пореформенной России, во второй половине XIX в. мыслителем, писателем и публицистом Константином Николаевичем Леонтьевым[1, с. 7]. Именно он создал русский вариант консерватизма, который совместил в себе основы, как религиозной, так и философской мысли. Леонтьев не только активно выдвигал консервативные идеи, но и разработал социально-философскую концепцию консерватизма, которую прочно связывал с Византийской империей, имеющей определенные черты и особенности, отличающие ее от других империй.
На примере внутренней политики Юстиниана можно выявить характерные консервативные признаки, заложенные Константином Николаевичем Леонтьевым. Именно в термин «византизм» философ вкладывает свои основные понятия применительно к консервативной мысли, такие как: православие, самодержавие и общинность, а император Юстиниан является одной из наиболее значимых фигур в византийской истории. Поэтому период его правления удобен в изучении и анализе взглядов Леонтьева, так как время правления императора характеризуется подъемом византийской культуры и активными изменениями в законодательной, политической, экономической и социальной жизни.
В книге «Византизм и славянство», которая является самым знаменитым произведением философа, Леонтьев характеризует термин «византизм», как образованность или культуру, имеющую свои отличительные признаки, общие, ясные понятийные начала и свои определенные в истории последствия [2, с. 81]. Константин Николаевич был первым, кто ввел в науку данное определение и определил его границы.
В первую очередь автор указывает на то, что «византизм в государстве значит - самодержавие» [2, с. 81], это первый тезис который выделяет Леонтьев. Сопоставляя с проводимой политикой Юстиниана нужно согласиться с исследователем в том, что данное положение указанно верно, так как многие решения в ходе его деятельности показывают на стремление к подчинению, полному самодержавию и автократии.
Примером тому может послужить проводимая императором административная политика против аристократии и чиновников. В Византии, как известно наибольшей проблемой, с которой не могли справиться, была торговля общественными должностями. Что, вне всякого сомнения, наносило вред самодержавной власти императора. Таким образом, главным мотивам проведения данной реформы было, желание императора иметь дисциплинированную, послушную и тщательно отбираемую администрацию [3, с. 278].
Император не знал преград при достижении определенных целей, с огромной настойчивостью при нем издавались новые указы, не смотря на мнение окружавших его министров [4, с. 416]. Не смотря на то, что многое из его начинаний завершить так и не удалось, сам император никогда не сомневался в успешности проводимой им политике. В период его правления личность императора характеризовалась, как нечто божественное, а его решения превозносились, как данность, данная свыше и не подлежавшая критике.
По Леонтьеву - самодержавие, это не что иное, как сильное государство, способное создать такие условия, что бы развивалась самобытность национальной культуры. Государство может быть огромным, но без национального своеобразия, оно не может быть великой нацией [2, с. 388]. Именно к такому результату и стремился придти Юстиниан, проводя свою политику и оберегая византийскую культуру от чужого влияния.
Вторым тезисом, на который указывает Леонтьев, является религия, основой которой выступает христианство, «которое имеет свои определенные черты, отличающие его от западных церквей, от ересей и расколов» [2, с. 81]. Религиозные взгляды Константина Николаевича так же олицетворяли данный тезис, так как православие для него, а так же буддизм и мусульманство, были проявлением всего прекрасного на земле [5, с. 262].
Характеризуя политику Юстиниана, можно утверждать, что император считал своей обязанностью воссоздать Римскую империю, желая при этом, чтобы в государстве был один закон и одна вера. Юстиниан понимал всю важность церкви для управления государством. В данном стремлении, император считал своим правом решать вопросы, связанные с управлением церковью и контролем за её собственностью.
В религиозной сфере, так же проявляются самодержавные тенденции. Единое государство, единый закон, единая православная церковь - это были три кита, на которых покоилась внутренняя и внешняя политика Юстиниана [6, с. 200]. Характеризуя религиозную политику Юстиниана необходимо отметить, что он был не только ревностным защитником и милостивым покровителем христианской церкви, но и деспотическим владыкой, силой навязывающим ей свою волю [6, С. 203].
Единая вера, а именно православие, является той основой, которая становиться движущей силой для развития сильного государства, император видел огромную важность в сохранении государственной религии, что вылилось в масштабную государственную борьбу против еретических учений, в Новелле CIV Юстиниан писал: «Да будет известно всем, сколь велика наша забота об истинной вере во Христа, нашего Господа и истинного бога, и о спасении наших подданных» [8, с. 102].
Таким образом, несмотря на стремление Юстиниана в полной мере контролировать церковь и использовать ее в своих интересах, император в тоже время выступал в качестве защитника церкви и предоставлял ей множество привилегий.
Третьим тезисом по Леонтьеву является положение о том, что понятие земной личности человеческой в Византии, не имеет преувеличенного характера [2, с. 81]. Автор характеризует византизм, как направление отвергающее идею земной свободы действий, всесовершенства и вседозвольства [2, с. 82]. Главная мысль, которую выдвигает автор в данном тезисе это то, что византийское государство исключает всякие идеалы, оно реалистично и исключает любые утопические идеи.
Проявление данной идеи можно проследить в политике Юстиниана, на примере его законодательной деятельности. Например, обращаясь со своими законами к различным народам, жившим в его обширной империи, Юстиниан языком права избрал латинский вместо греческого, который был более распространен. Тем самым, император приравнивал все народы. Так же женщина приравнивалась в правах к мужчине, это мы можем увидеть на примере кодекса, в книге двадцать третьей - о совершении брака, в титуле II [9, с. 530].
Таким образом, Леонтьев вложил новую суть понимания консервативных лозунгов: «византизм, религия, самодержавие», выразившуюся в неприкасаемости православия, неограниченности самодержавия, которые привели Византийскую империю к величию и могуществу, что и удалось проследить на примере правления императора Юстиниана великого. Философ подчеркнул неповторимость и эксклюзивность византизма и выделил самодержавие, как отличительную черту.