К вопросу о формировании у младших школьников представлений о величинах и их измерениях
Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Физико-математические науки
XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
К вопросу о формировании у младших школьников представлений о величинах и их измерениях
Представления о величинах и их измерениях являются основополагающими для изучения математики в начальной школе. Их формирование у ребенка определяет процесс дальнейшего овладения математическими знаниями.
В системе нынешнего образования становление у обучающихся представлений о величинах и их измерениях занимает достаточно весомую позицию. Роль формирования измерительных способностей следует считать действительно значимой в процессе общего развития подрастающего поколения, поскольку они находят себе повсеместное применение не только в учебно-воспитательном, но и в бытовом контексте. Именно поэтому сегодня, когда проблема развития детей в данном направлении обостряется, работа по ее улучшению стала занимать в образовательной среде едва ли ни одно из ведущих мест.
Младший школьный возраст с точки зрения формирования новых математических представлений о величинах и их измерениях считается достаточно продуктивным, что позволяет задействовать и развивать уже имеющиеся у ребенка знания по данной теме. К тому же результаты собственной деятельности по овладению ранее неизвестным учебным материалом дети могут отслеживать и корректировать в силу большей развитости психического потенциала.
Ознакомление обучающихся с принципами измерения могут существенно сократить время, затрачиваемое на него в ходе измерительной деятельности. Таким образом, формирование математических знаний в этой области чрезвычайно положительно влияет как на процесс обучения, так и на индивидуальное становление самого обучающегося [1, С. 112].
Представления о величинах и их измерениях являются основополагающими для изучения математического курса в начальной школе. Их сформированность у ребенка обусловливает процесс дальнейшего овладения математическими знаниями. Такая тенденция неслучайна, поскольку объективные свойства предметного мира и сферы явлений описываются именно через понятие величины. Наличие указанных представлений, таким образом, обеспечивает способность детей к познанию действительности. Знакомство со связью величин друг с другом создает условия для полноценного восприятия мира вокруг. Помимо этого, овладение элементарными знаниями о величинах оказывает благоприятное воздействие на ход развития у младших школьников практических способностей, применение которых необходимо как в условиях урочной работы, так и в практической деятельности.
В связи с этим методика развития у детей представлений о величинах предполагает опору на практический метод. Обучающиеся усваивают признаки понятия «величина» в результате практической деятельности, например, при измерении длин и вычислении площадей. В процессе изучения величин могут широко использоваться возможности проблемных ситуаций, имеющих большой познавательный потенциал для детей [2]. В ходе знакомства ребенка с массой Н.В. Истомина предлагает прибегнуть к использованию весов, сначала рычажных, с гирьками, затем со шкалой. Так, школьники учатся самостоятельно измерять величину небольших предметов, например, тары, наблюдая за ее положением на весах, решают задачи, непосредственно связанные расчетами массы груза, узнают новые наименования измерений массы (центнер, тонна) [3, с. 119].
Величина является ведущим термином, усваиваемым ребенком ходе математического развития на этапе начального образования. Главная задача педагога в условиях становления у ребенка знаний в этой области состоит в том, чтобы создать условия для осознания им величины в качестве свойства предмета или явления. Так, в процессе знакомства обучающихся с объемом М.А. Бантова и Г.В. Бельтюкова предлагают сначала выявить у детей представления о данной величине путем сравнения нескольких емкостей. Закономерно, что каждый ребенок заметит разницу между емкостями, различными по размеру, их объем тоже будет различен. Наряду с размером объем будет восприниматься детьми в качестве отличительного признака предмета, его свойства. Деятельность, направленную на количественную оценку свойства, характеризуют как измерение. Выполнение младшими школьниками арифметических задач, направленных на определение объема жидкости в сосудах, позволит закрепить в сознании каждого ребенка понимание того, что измерение количества воды в емкости представляет собой количественную оценку свойства этой самой емкости в литрах [2, с. 112].
Практическая работа на уроках позволяет создать условия для тренировки детей в измерении различных предметных свойств, а также для осознания ими роли натуральных чисел в содержании науки о числах. Помимо этого, школьники учатся воспринимать числовые единицы как обусловленные необходимостью в получении конкретных значений величин всевозможных предметов.
Наблюдения показывают, что усвоение учебного материла по данной теме у детей вызывает определенные затруднения. Часто ребенок не улавливает различий между величинами и единицами величин, допускает ошибки в процессе их сравнения или количественной оценки. Измерительный навык детей нередко формируется с большим трудом. Грамотная организация учебного процесса по овладению данной темой позволяет эффективно воздействовать на развитие школьников в данном направлении [1, с. 56].
Улучшения подготовки детей по теме «Величины и их измерение» можно достичь путем оснащения учебного процесса комплексом новых упражнений, с использованием потенциала ИКТ и разработок в области методического оснащения математического курса. Средствами мультимедиа дети могут пользоваться в процессе работы, например, с простыми геометрическими фигурами, когда необходимо их измерить, сравнить, изменить и даже построить. Работа с таблицами и диаграммами также составляет важную часть процесса обучения и способна осуществляться с помощью компьютерных технологий.
Для примера рассмотрим программу И.Б. Истоминой по формированию представлений о величинах, предполагающую следующие этапы:
– сперва автор предлагает выяснить и уточнить представления детей о величинах на основе полученного ими ранее результате формирования первичных представлений по заданной теме в ходе работы ДОУ опыта;
– затем педагог рекомендует создать условия для сравнения ребенком однородных величин в процессе визуального знакомства, посредством наложения, приложения, использования различных мерок;
– в контекст третьего этапа составитель вносит работу по вовлечению детей в знакомство с использующимися для измерительной деятельности приборами.
– после этого планомерно и последовательно осуществляется деятельность по выработке у детей измерительных способностей;
– в условиях реализации пятого этапа работа педагога должна быть направлена на развитие у ребенка способности складывать и вычитать однородные величины, выраженные в единицах одного наименования;
– далее целесообразно познакомить учащихся с новыми единицами величин и объяснить их связь с процессами нумерации и числового сложения;
– после автор программы предлагает посвятить работу выработке у детей навыка сложения и вычитания величинах, выраженных в единицах двух наименований.
– в заключительный этап составитель выносит необходимость формирования у младших школьников умения умножать и делить величины на определенное число [3, с. 96-98].
Существуют и другие программы, направленные на усвоение в условиях работы начальной школы учебного материла по данной теме (В.В. Давыдова, Л.Г. Петерсон и др.).
Таким образом, процесс формирования у учащихся младших классов представлений о величинах и их измерениях считается достаточно трудоемким, что у некоторых детей вызывает затруднения в овладении знаниями. Грамотная организация обучения величинам и способам их измерения позволяет улучшить мотивацию к изучению математики и сформировать представления о практикоориентированности математики как учебного предмета.