Оценка эффективности коррекционной развивающей программы, направленной на оптимизацию уровня организованности семьи, развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка по критерию тревожность у детей, страдающих функциональной диспепсией
Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Медицина и фармацевтика
V Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Оценка эффективности коррекционной развивающей программы, направленной на оптимизацию уровня организованности семьи, развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка по критерию тревожность у детей, страдающих функциональной диспепсией
Диспепсическим синдромом называется ощущение боли и/или дискомфорта (переполнение, тяжесть, тошнота), локализующееся в подложечной области ближе к срединной линии [2]. Вопрос об этиологии функциональных расстройств до сих пор недостаточно изучен, существующие данные не позволяют признать какой-либо из известных факторов ведущим. В настоящее время активно изучается психосоматическая теория развития заболеваний [1]. Тревожность − индивидуальная психологическая особенность, характеризующаяся повышенной склонностью испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. О влиянии уровня тревожности на развитие функциональной диспепсии говорится в исследовании «Взаимосвязь семейных оценочных отношений, самооценки и тревожности с функциональной диспепсией у детей 8-12 лет», проведенном А.С. Фетисовой и И.Г. Хмелевской [3,4].
Целью работы являлась оценка эффективности коррекционной развивающей программы, направленной на оптимизацию уровня организованности семьи и развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка по критерию тревожность у детей с функциональной диспепсией. В исследовании приняли участие 10 детей (7 девочек и 3 мальчика) с диагнозом функциональная диспепсия в возрасте 9-15 лет.
Описание исследования. В группе был измерен уровень тревожности при поступлении в стационар, затем проводилась коррекционная развивающая программа, направленная на оптимизацию уровня организованности семьи и развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка. После занятий с детьми по предложенной программе снова измерялся уровень тревожности.
Методика исследования. Метод исследования, использованный в данной работе,- опрос в клинических группах по шкале явной тревожности для детей CMAS [7]. Опросник содержит 53 вопроса, таких как: тебе трудно думать о чем-нибудь одном; тебе очень хочется во всем быть лучше всех; все, кого ты знаешь, тебе нравятся; в играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать и др. Оценка результатов производилась в 4 этапа: 1) подсчет данных по контрольной шкале – субшкале «социальной желательности»;
2) подсчет баллов по субшкале тревожности; 3) перевод первичной оценки в шкальную; 4) на основании полученной шкальной оценки был сделан вывод об уровне тревожности испытуемого. Характеристика уровней тревожности: 1-2 - состояние тревожности испытуемому не свойственно, 3-6 - нормальный уровень тревожности, 7-8 - несколько повышенная тревожность, 9 - явно повышенная тревожность, 10 - очень высокая тревожность. После измерения уровня тревожности была проведена коррекционная развивающая программа, направленная на оптимизацию уровня организованности семьи и развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка. Данная программа включала в себя 10 занятий:
· Занятие 1 «Знакомство»;
· Занятие 2 «Учусь слышать своего ребенка»;
· Занятие 3, 4 «Мир детский и мир взрослый»;
· Занятие 5 «Язык принятия и язык неприятия»;
· Занятие 6 «Я и ребенок»;
· Занятие 7 «Конфликты»;
· Занятие 8 «Знаю ли я себя»;
· Занятие 9 «Работа с самооценкой детей»;
· Занятие 10 «Развитие отношений сотрудничества».
В рамках занятий с детьми проводились упражнения в игровой форме. После проведения данного комплекса упражнений снова измерялся уровень тревожности.
Результаты исследования.
Уровни тревожности до и после проведения коррекционной развивающей программы при качественном анализе данных представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровни тревожности до и после проведения коррекционной развивающей программы при качественном анализе данных
№ опрашиваемого. |
Уровень тревожности |
|||
До |
После |
|||
Стены |
Значение уровня |
Стены |
Значение уровня |
|
1. П. В. 13 лет |
9 |
Явно повышен |
8 |
Несколько повышен |
2. Б. В. 9 лет |
9 |
Явно повышен |
8 |
Несколько повышен |
3. Ч. М. 14 лет |
5 |
Нормальный |
4 |
Нормальный |
4. К. М. 12 лет |
4 |
Нормальный |
4 |
Нормальный |
5. Г. К. 10 лет |
9 |
Явно повышен |
7 |
Несколько повышен |
6. В. Д. 14 лет |
5 |
Нормальный |
6 |
Нормальный |
7. С. Е. 14 лет |
7 |
Несколько повышен |
5 |
Нормальный |
8. С. О. 12 лет |
8 |
Несколько повышен |
5 |
Нормальный |
9. Ф. А. 14 лет |
8 |
Несколько повышен |
7 |
Несколько повышен |
10. С. Н. 15 лет |
5 |
Нормальный |
6 |
Нормальный |
Количественный анализ уровней тревожности до и после проведения коррекционной развивающей программы (таблица 2).
Таблица 2.
Количественный анализ уровней тревожности до и после проведения коррекционной развивающей программы
Уровень тревожности |
До (%) |
После (%) |
Нормальный |
4 (40%) |
6 (60%) |
Несколько повышен |
3 (30%) |
4 (40%) |
Явно повышен |
3 (30%) |
− |
Из таблицы следует, что до проведения коррекционной программы у 6 детей (60%) уровень тревожности был повышен: 3 (30 %) – несколько повышен, 3 (30%) – явно повышен. Таким образом, до начала проведения коррекционной программы 6 (60%) человек имели те или иные отклонения в формировании уровня тревожности.
Рисунок 1. Значение уровня тревожности до и после проведения коррекционной программы
Данная диаграмма показывает, что коррекционная программа благотворно влияет на уровень тревожности детей с патологией ЖКТ, вызывая снижение показателей тревожности.
Выводы.
1. У детей 9-15 лет, страдающих функциональной диспепсией, до проведения коррекционной развивающей программы, направленной на оптимизацию уровня организованности семьи и развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка, преобладал повышенный уровень тревожности.
2. После проведения коррекционной развивающей программы, направленной на оптимизацию уровня организованности семьи и развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка, в той же группе преобладает нормальный уровень тревожности.
3. Коррекционная развивающая программа, направленная на оптимизацию уровня организованности семьи и развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка, эффективна и может использоваться для снижения уровня тревожности у детей с функциональной диспепсией.