Статья:

Оценка эффективности коррекционной развивающей программы, направленной на оптимизацию уровня организованности семьи, развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка по критерию тревожность у детей, страдающих функциональной диспепсией

Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Миронова О.М., Храмцова А.С., Глотова А.П. [и др.] Оценка эффективности коррекционной развивающей программы, направленной на оптимизацию уровня организованности семьи, развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка по критерию тревожность у детей, страдающих функциональной диспепсией // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/4(5).pdf (дата обращения: 18.01.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка эффективности коррекционной развивающей программы, направленной на оптимизацию уровня организованности семьи, развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка по критерию тревожность у детей, страдающих функциональной диспепсией

Миронова Ольга Михайловна
студент, ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, РФ, г. Курск
Храмцова Анна Сергеевна
студент, ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, РФ, г. Курск
Глотова Анастасия Павловна
студент, ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, РФ, г. Курск
Погребняк Анастасия Алексеевна
студент, ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, РФ, г. Курск
Озерова Ирина Юрьевна
студент, ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, РФ, г. Курск
Смирнова Екатерина Романовна
студент, ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, РФ, г. Курск
Цыркун Мария Сергеевна
студент, ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, РФ, г. Курск
Кривдина Нина Дмитриевна
научный руководитель, ассистент кафедры педиатрии ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, РФ, г. Курск

 

Диспепсическим синдромом называется ощущение боли и/или дискомфорта (переполнение, тяжесть, тошнота), локализующееся в подложечной области ближе к срединной линии [2]. Вопрос об этиологии функциональных расстройств до сих пор недостаточно изучен, существующие данные не позволяют признать какой-либо из известных факторов ведущим. В настоящее время активно изучается психосоматическая теория развития заболеваний [1]. Тревожность − индивидуальная психологическая особенность, характеризующаяся повышенной склонностью испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. О влиянии уровня тревожности на развитие функциональной диспепсии говорится в исследовании «Взаимосвязь семейных оценочных отношений, самооценки и тревожности с функциональной диспепсией у детей 8-12 лет», проведенном А.С. Фетисовой и И.Г. Хмелевской [3,4].

Целью работы являлась оценка эффективности коррекционной развивающей программы, направленной на оптимизацию уровня организованности семьи и развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка по критерию тревожность у детей с функциональной диспепсией. В исследовании приняли участие 10 детей (7 девочек и 3 мальчика) с диагнозом функциональная диспепсия в возрасте 9-15 лет.

Описание исследования. В группе был измерен уровень тревожности при поступлении в стационар, затем проводилась коррекционная развивающая программа, направленная на оптимизацию уровня организованности семьи и развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка. После занятий с детьми по предложенной программе снова измерялся уровень тревожности.

Методика исследования. Метод исследования, использованный в данной работе,- опрос в клинических группах по шкале явной тревожности для детей CMAS [7]. Опросник содержит 53 вопроса, таких как: тебе трудно думать о чем-нибудь одном; тебе очень хочется во всем быть лучше всех; все, кого ты знаешь, тебе нравятся; в играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать и др. Оценка результатов производилась в 4 этапа: 1) подсчет данных по контрольной шкале – субшкале «социальной желательности»;
2) подсчет баллов по субшкале тревожности; 3) перевод первичной оценки в шкальную; 4) на основании полученной шкальной оценки был сделан вывод об уровне тревожности испытуемого. Характеристика уровней тревожности: 1-2 - состояние тревожности испытуемому не свойственно, 3-6 - нормальный уровень тревожности, 7-8 - несколько повышенная тревожность, 9 - явно повышенная тревожность, 10 - очень высокая тревожность. После измерения уровня тревожности была проведена коррекционная развивающая программа, направленная на оптимизацию уровня организованности семьи и развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка. Данная программа включала в себя 10 занятий:

· Занятие 1 «Знакомство»;

· Занятие 2 «Учусь слышать своего ребенка»;

· Занятие 3, 4 «Мир детский и мир взрослый»;

· Занятие 5 «Язык принятия и язык неприятия»;

· Занятие 6 «Я и ребенок»;

· Занятие 7 «Конфликты»;

· Занятие 8 «Знаю ли я себя»;

· Занятие 9 «Работа с самооценкой детей»;

· Занятие 10 «Развитие отношений сотрудничества».

В рамках занятий с детьми проводились упражнения в игровой форме. После проведения данного комплекса упражнений снова измерялся уровень тревожности.

Результаты исследования.

Уровни тревожности до и после проведения коррекционной развивающей программы при качественном анализе данных представлены в таблице 1.

 Таблица 1.

Уровни тревожности до и после проведения коррекционной развивающей программы при качественном анализе данных

опрашиваемого.

Уровень тревожности

До

После

Стены

Значение уровня

Стены

Значение уровня

1. П. В. 13 лет

9

Явно повышен

8

Несколько повышен

2. Б. В. 9 лет

9

Явно повышен

8

Несколько повышен

3. Ч. М. 14 лет

5

Нормальный

4

Нормальный

4. К. М. 12 лет

4

Нормальный

4

Нормальный

5. Г. К. 10 лет

9

Явно повышен

7

Несколько повышен

6. В. Д. 14 лет

5

Нормальный

6

Нормальный

7. С. Е. 14 лет

7

Несколько повышен

5

Нормальный

8. С. О. 12 лет

8

Несколько повышен

5

Нормальный

9. Ф. А. 14 лет

8

Несколько повышен

7

Несколько повышен

10. С. Н. 15 лет

5

Нормальный

6

Нормальный

 

Количественный анализ уровней тревожности до и после проведения коррекционной развивающей программы (таблица 2).

Таблица 2.

Количественный анализ уровней тревожности до и после проведения коррекционной развивающей программы

Уровень тревожности

До (%)

После (%)

Нормальный

4 (40%)

6 (60%)

Несколько повышен

3 (30%)

4 (40%)

Явно повышен

3 (30%)

 

Из таблицы следует, что до проведения коррекционной программы у 6 детей (60%) уровень тревожности был повышен: 3 (30 %) – несколько повышен, 3 (30%) – явно повышен. Таким образом, до начала проведения коррекционной программы 6 (60%) человек имели те или иные отклонения в формировании уровня тревожности.

 

Рисунок 1. Значение уровня тревожности до и после проведения коррекционной программы

 

Данная диаграмма показывает, что коррекционная программа благотворно влияет на уровень тревожности детей с патологией ЖКТ, вызывая снижение показателей тревожности.

Выводы.

1. У детей 9-15 лет, страдающих функциональной диспепсией, до проведения коррекционной развивающей программы, направленной на оптимизацию уровня организованности семьи и развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка, преобладал повышенный уровень тревожности.

2. После проведения коррекционной развивающей программы, направленной на оптимизацию уровня организованности семьи и развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка, в той же группе преобладает нормальный уровень тревожности.

3. Коррекционная развивающая программа, направленная на оптимизацию уровня организованности семьи и развитие отношений сотрудничества родителей и ребенка, эффективна и может использоваться для снижения уровня тревожности у детей с функциональной диспепсией.

 

Список литературы:
1. Александер, Ф. Психосоматическая медицина / Ф. Александер. – М.: «ЭКСМО-Пресс», 2002. – 352 с. 
2. Печкуров, Д. В. Синдром диспепсии у детей: современные подходы к диагностике и лечению / Д. В. Печкуров // Информационно-методические материалы для педиатров, гастроэнтерологов и семейных врачей. - 2008. - №5. – с.41-16.
3. Фетисова, А. С. Взаимосвязь семейных оценочных отношений, самооценки и тревожности с функциональной диспепсией у детей 8-12 лет/ А. С. Фетисова, И. Г. Хмелевская// Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». – 2015. - №4. – С. 128-133.
4. Фетисова, А. С. Взаимосвязь семьи и семейных отношений с заболеванием желудочно-кишечного тракта у детей 8-12 лет/ А. С. Фетисова, И. Г. Хмелевская// Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». – 2017. - №1. – С. 119-123.
5. Чернова, А. А. Дифференциальная диагностика синдрома неязвенной диспепсии у детей / А. А. Чернова. - М.: Медицина, 2009. – 67 с.
6. Эйдемиллер, М. Г. Семейная психотерапия / М. Г. Эйдемиллер. - Л.: Медицина, 2009. – 189 с.
7. Энциклопедия психологических тестов. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2000. – 399 с.