Хрущевская оттепель в зеркале натурморфной метафоры (на материале российских масс-медиа XXI века)
Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Филология
V Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Хрущевская оттепель в зеркале натурморфной метафоры (на материале российских масс-медиа XXI века)
Российские масс-медиа способны мифологизировать минувшие исторические эпохи, выбирая из прошлого отдельные элементы и создавая «внутренне однородный, последовательный нарратив, позволяющий интерпретировать реалии минувших лет в зависимости от интенций адресанта в темных красках («страшное прошлое»), либо в светлых тонах («величественное прошлое»)» [6, с. 33]. Одним из способов подобной мифологизации в средствах массовой информации является метафора, «которая способна не только конструировать современную реальность, но и реконструировать реальность прошлого и даже создавать его альтернативные варианты» [2, с. 262]. Метафоры также позволяют актуализировать наиболее значимые особенности соответствующего исторического периода. Продемонстрируем это на примере анализа метафорических репрезентаций периода хрущевской оттепели в российских масс-медиа.
Лексема «оттепель», имеющая значение «теплая погода (зимой, ранней весной) с таянием снега, льда» во время правления Н.С. Хрущёва развивает переносное значение – «время наступления некоторых политических свобод, ослабления жесткого политического режима» [4, с. 723]. Впервые в таком значении слово появляется в повести И.Г. Эренбурга, в названии произведения «Оттепель» соединились и сезонные изменения погоды, и коренные перемены в политическом строе Советского Союза. Это и стало основанием для отождествления периода правления Н.С. Хрущёва с «оттепелью». Таким образом, неофициальное название данной эпохи изначально являлось метафоричным, что также упростило генерацию художественного образа на базе данного концепта.
Метафора, давшая название рассматриваемому историческому периоду, указывает на смягчение политического режима в данную эпоху, отражает эмоции современников (радость от происходящих в стране изменений и надежда на лучшее), а также содержит и некоторое сомнение в долговечности нового политического климата.
Задачей данной статьи является описание роли натуроморфной метафорической модели, характеризующей эпоху «оттепели» в российском медиа-дискурсе XXI века. Материалом исследования послужили метафорические контексты, извлеченные методом сплошной выборки из газетного подкорпуса Национального корпуса русского языка.
Анализ российских масс-медиа XXI века показал, что при характеристике одной из переломных эпох советской истории – периода правления Н.С. Хрущёва – в качестве сферы-источника метафорической экспансии активно задействована сфера «природа», что определяется тем, что метафора, давшая название эпохе, является по своей природе натурморфной. Натурморфная метафора «позволяла представить «непредметные сущности» … через ассоциации с неживой природой (стихиями, веществами, небесными телами, ландшафтом, погодой и др.» [1, с. 26]. Как отмечает Н.М. Чудакова, данная метафорическая модель базируется на представлении о том, что «процессы, происходящие в жизни нашего общества, подобны природным: они имеют определяющее значение, однако так же непостоянны и плохо прогнозируемы» [5, с. 122].
Период правления Н.С. Хрущёва систематически отождествляется в современных средствах массовой информации с оттепелью, журналисты проводят параллели между минувшей эпохой и современностью: Сегодня многое напоминает то, что было 40 лет назад, во времена хрущевской оттепели. Ощущение такое, что сейчас заканчивается вторая оттепель, которая была более длительной и глубокой, но которая уже прошла (Новая газета, 2003). Эпоха Н. С. Хрущева в масс-медиа сравнивается с периодом коренного изменения зимних погодных условий, заключающимся в повышении температуры воздуха: В хрущевскую оттепель потеплело и в Кремле: там открыли музеи и начали пускать посетителей (Комсомольская правда, 2001); В годы хрущевской оттепели произошло и потепление отношений с Западом и в особенности с США (РИА Новости, 2006).
В российских масс-медиа регулярно подчёркивается, что эпоха «оттепели» является одним из самых благоприятных периодов отечественной истории: К ней вернулся в 60-е годы кинематограф на волне Оттепели (РИА Новости, 2010); Еще от нее веет свежестью знаменитой «оттепели», временем, когда нынешние забронзовевшие шестидесятники в прокуренных комнатах, полузакрыв глаза, просто слушали саксофон (Комсомольская правда, 2005); Он благополучно окончил Ленинградский медицинский и даже успел поработать врачом, но вскоре, в 1959-м, его первый роман "Коллеги" (именно там появилось понятие шестидесятничества), а затем и "Звездный билет" (1961) вышли в печать, и молодой медик в одночасье превратился в одного из безусловных лидеров так называемой "молодой прозы", которая расцвела пышным цветом под лучами оттепели, но к концу 70-х попала в опалу (Труд-7, 2009).
Ослабление тоталитаризма в период «оттепели» репрезентируется в масс-медиа как таяние ледников, сформировавшихся в течение нескольких десятилетий: Хрущевская оттепель растопила немало льда в российской жизни и позволила прорасти тем росткам, что дадут о себе знать десятилетиями позже (РИА Новости, 2008); В позднесталинские времена девочки и мальчики учились в разных школах — разноязыких космических мирах, их дружба напоминала встречи пришельцев с разных планет. Лед тронулся в начале «оттепели» (Новая газета, 2013).
На смену эпохи «оттепели» приходят политические режимы, которые интерпретируются в масс-медиа как заморозки, приводящие к кристаллизации результатов политической деятельности Н.С. Хрущёва: Но Сталина в те годы, когда первая «оттепель» приморозилась, в верхах решено было вообще не упоминать (Труд-7, 2001); «Оттепель», начавшаяся полвека назад, закончилась новыми морозами (Известия, 2006); А вскоре, когда на смену оттепели придут новые заморозки, публикации прекратятся, и начнется противостояние писателя и системы, которое с каждым годом будет все более непримиримым и жестоким ― с обысками, изъятием архива, исключением из союза писателей, массированной клеветой в прессе (Труд-7, 2002).
Границы эпохи «оттепели» передаются посредством её сопоставления с оптическими явлениями в атмосфере. Метафоры зари указывают на начальный период данной эпохи, а закат, соответственно, на ее завершение: Он создавался в начале 60-х, на заре хрущевской «оттепели» (Труд-7, 2004); В Эстонию в очередной раз он вернулся только во времена хрущевской оттепели, причем уже на ее закате, в 1960-м году (Комсомольская правда, 2008).
Продуктивными при описании периода хрущевской оттепели являются также метафоры атмосферы. Метафорически «атмосферой» (прямое значение этого слова «газовая оболочка планеты» [4, с. 55]) можно назвать весь Советский Союз, а «оттепелью» – все модификации в разных сферах жизни общества, происходящие во время периода правления Н.С. Хрущёва. Кроме того, сама эпоха «оттепели» является «атмосферной» (во втором, переносном значении слово имеет значение «окружающие условия, обстановка») [4, с. 55]): Здесь наложились две составляющие — и традиция русской литературы от Толстого до Достоевского, и атмосфера общего подъема оттепели (Московский комсомолец, 2012).
Проанализировав все вышеперечисленные примеры, можем сделать вывод, что на страницах российских масс-медиа эпоха «оттепели» мифологизируется. Этому способствует использование натуроморфной метафорической модели, концептуальный вектор развертывания которой заложен в неофициальном названии эпохи. Использование метафор неживой природы по отношению к эпохе правления Н.С. Хрущёва позволяет акцентировать внимание на таких чертах данного периода, как переходность, внезапность и кратковременность, а также на смягчении политического режима в Советском Союзе.